поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
05 марта 2012  распечатать

Александр Щипков

За кого голосовали православные

  • Глава из книги Александра Щипкова "Территория Церкви"
  • .

    Президентские выборы 2012 года. Спорить о том, сколь они были прозрачны и чисты, предоставим знатокам демократических рецептур. Нам надо жить дальше. И мы понимаем: кто бы ни победил сегодня, наши голоса – не дань гражданскому этикету и не многолетняя привычка опускать бюллетень в урну по свистку. Наши галочки в бюллетенях – это наш проект будущего. Это осознанная позиция людей, объединенных одной верой, одной культурой и одними интересами.

    Можно предположить, что "православные" голоса ушли в основном В. Путину и частично С. Миронову – политикам, не скрывающим свою принадлежность православию. Любопытный сюрприз преподнес либерально-православный электорат. Как показало голосование на портале "Православие и мир", в массе своей он отдал голоса атеисту Геннадию Зюганову и убежденному противнику Церкви Михаилу Прохорову. Экзотическая ситуация "православные против православия" еще ждет своих комментаторов.

    Если выделить религиозную и экономическую составляющие, то кандидатов можно схематично классифицировать следующим образом:

    Зюганов – атеист и за социальное государство.

    Миронов – православный и за социальное государство.

    Прохоров – атеист и за либеральный рыночный капитализм.

    Путин – православный и за либеральный рыночный капитализм.

    Жириновского выносим за скобки, так как время бессмысленного агрессивного популизма уже позади. Зюганов – блестящий оратор, в совершенстве владеющий искусством демагогии, но атеистическая гомилетика коммунистов доживает последние дни, их стремительно вытесняют атеисты-либералы. Михаил Прохоров в каком-то смысле пародия на Путина, долженствующая являть собой тот же тип либерала рыночника, но "аморального" – неверующий, циник, бессемейный, куршавельский гуляка и любимый политик гомосексуалистов.

    Владимир Путин – кандидат, представляющий властную элиту и претендующий на роль национального лидера. Совмещает в себе традиционное православие и монетаристские взгляды. Путин – классический правый политик, то есть отражает религиозное мироощущение народного большинства и в то же время стоит на страже рыночного капитализма и правящего класса, который в России этому большинству враждебен. Ясно, что такая кентаврическая конструкция не вечна. Рано или поздно она исчерпает себя: внутренние противоречия станут сильнее искусственных скреп в виде информтехнологий и админресурса. Владимир Путин должен будет либо стремительно эволюционировать, либо сойти с политической сцены.

    И если такой эволюции суждено состояться, то она, бесспорно, будет происходить в том направлении, которое отстаивает сегодня Сергей Миронов: социальное государство плюс традиционные религиозные ценности. Этот тип левого политика необходим сегодня в России как никогда. Поэтому я голосовал за Сергея Миронова.

    Русский социализм Миронова, основанный на традиционных ценностях, вызывает отторжение как у рыночников-монетаристов, так и у либерал-атеистов. Политическое и административное давление на него будет лишь усиливаться. Однако народная поддержка позиции Миронова растет одновременно с пониманием его мировоззрения, что не позволит уничтожить его как политическую фигуру. С ним вынуждены будут считаться и сотрудничать. Миронов уже вошел в историю России именно как политик, предложивший новый вектор общественного развития. Фигуры, равновеликие этой исторической задаче, должны появиться в ближайшие 10–15 лет. И лидер "Справедливой России" сегодня прокладывает путь своим будущим последователям.

    Собственно говоря, время перемен не за горами. Модель государства, навязанная России, уже уперлась в потолок своего развития. Имя ей – денежный феодализм, который противоречит даже принципам классического капитализма: олигархия и банкиры душат внутренний рынок и национальную индустрию, лишая их кредитов, "съедают" конкурентную среду и выводят из страны капиталы. А капитализма без денег не бывает!

    Приходит время менять курс в сторону социальных и национальных приоритетов. Но Россия не страна технократов. Любые шаги в политике должны опираться на духовный базис. Поэтому сегодня приходит время социального православия. По большому счету никакими другими взгляды православного человека быть и не могут. Дело в том, что нельзя сидеть на двух стульях. Нельзя оставаться христианином по вере и быть дарвинистом в социальных вопросах. Нельзя исповедовать любовь к ближнему и оправдывать концепцию естественного отбора ("пусть выживет сильнейший"), перенесенную на общество из животного мира. Стыдно приветствовать увеличение пенсионного возраста, платное образование и здравоохранение, финансовый ценз и правовые оффшоры.

    Социал-дарвинизм и православие несовместимы. И так уж вышло, что единственный политик, стоящий сегодня на позициях социал-православия – Сергей Миронов. Именно поэтому в предвыборный период он подвергся беспрецедентным нападкам со стороны СМИ и политиков правого лагеря. Он для них социально чуждая фигура.

    Миронов был единственным, кто прямо и без обиняков признавал во время предвыборных баталий: я – православный верующий. Однако православные верующие не только конфессиональная, но и социальная общность. Их интересы простираются за пределы церковной ограды. Как бы ни хотелось воинствующим антиклерикалам выключить РПЦ из общественного диалога, это уже не удастся. Пробуждение социального сознания православных в России – свершившийся факт. Отчасти он стал результатом постепенного возвращения РПЦ к активной позиции, которой она обладала до революции. Отчасти – неизбежной реакцией на антицерковную кампанию ряда светских политиков и СМИ, которую мы наблюдаем в последнее время. Сергей Миронов, будучи православным и в то же время левым социалистом, самим своим присутствием на политической сцене символизирует возвращение православного гражданина в общественную жизнь. Церковь присутствовала в ней до 1917 года. Это ее историческое право. Лишили ее этого права большевики. Но если мы возвращаем Церкви храмы, должны вернуть и ее место в обществе.

    Конечно, эта позиция встречает немало возражений как "справа", так и "слева". Самый свежий пример – открытое письмо Патриарху от Владимира Семенко. Жанр открытых писем к Святейшему уже превратился в болезненную манию у ряда медийных персон (Иван Охлобыстин, Борис Березовский, Геннадий Зюганов). Когда к нему прибегает православный консерватор, это несколько странно. Но это a propos.

    Претензии Семенко к нынешнему курсу Патриархии на "социальную Церковь" заключаются в следующем: "Происходит недопустимое размывание границ между церковно-сакральным и мирским, мутация традиционного православного сознания верующих. Главная порочность нынешних "миссионерских" подходов заключается в содержащейся в них идее некоего "диалога" с внешним, подлежащим воцерковлению, миром, что, как всякий диалог, предполагает некое равноправие его участников, то есть Церкви и этого мiра, по слову Писания, "во зле лежащего"". Ведет это все, по мнению Семенко, "лишь к все большему обмiрщению Церкви, а отнюдь не к воцерковлению мiра".

    Факты, вызывающие беспокойство Семенко, действительно тревожны. Да, православных байкеров нельзя воспринимать иначе как недоразумение. Заигрывания Церкви с рок-музыкантами порой выглядят сомнительно. А инцидент с кощунством панк-феминисток в Храме Христа Спасителя, получивший игриво-беззаботный комментарий из уст протодиакона Андрея Кураева, – совсем нехороший симптом. Все так. Но это ведь еще не повод говорить о "неправильном" миссионерстве и ставить под сомнение курс РПЦ на социальное православие. Более того, как раз без такого курса РПЦ трудно сохранить себя в нынешних условиях.

    Возвращение Церкви в политику и социальную жизнь не просто ее право, но и необходимость. Именно поэтому на Церковь нападают, православие пытаются стереть из культурной памяти общества, заменив либеральным социал-дарвинизмом, твердят о "ползучей клерикализации". Тезис о клерикализации ложен. Российская империя до 1917 года была именно светским государством, и Церкви это не мешало быть активным игроком на общественно-политической сцене. А постановления об "отделении Церкви от государства" и "школы от Церкви" были вынесены первым советским правительством в 1918 году. Настаивая на этой позиции, наши противники прямо и недвусмысленно отождествляют себя с большевиками.И вводят в заблуждение публику. Пусть признаются, у кого заимствовали они свою позицию.

    Да, Церковь нуждается в переменах, ей необходима социализация. Но не под диктовку и не по указке секулярных идеологов, а в соответствии с духом Писания и своим внутренним устроением. У церковной ойкумены большой ресурс развития. И в чем она уж точно не нуждается, так это в советах антиклерикалов и их "церковных" союзников, голосующих за атеизм и антиправославную ксенофобию. При этом очень важно понять: социализация – не секуляризация. Диалог со светским миром – отнюдь не братание и не беседа равных. Это борьба Церкви за свои интересы мирными средствами.

    Не Церковь поглощается мирским духом. Наоборот, Церковь пытается противостоять этому духу и воцерковить разные слои населения. Причем в условиях мощного либерального давления, которое – и здесь трудно не согласиться с Семенко – надо активно преодолевать.

    В настоящий момент перед нами стоят два искушения.

    Первое – это попытка заставить Церковь замкнуться внутри церковной ограды, как было при СССР. В этом вопросе атеисты и ультраконсерваторы единодушны. К счастью, это уже невозможно.

    Второе – вдохнуть в Церковь секулярный дух тотального распада. Сделать ее марионеткой, проводником глобалистских ценностей и провести радикальную реформацию православия. Это позиция православных, отдающих голоса Зюганову и Прохорову. Но запустить программу самоуничтожения Церкви мы не позволим. И политики с православными взглядами нам в этом помогут. Последние станут первыми.

    СМ.ТАКЖЕ

    авторы:

    Александр Щипков

    книги:

    Александр Щипков. "Территория Церкви"

    персоналии:

    Сергей Миронов

    Владимир Жириновский

    Владимир Путин

    Зюганов Геннадий

    ЩИПКОВ
    ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
    TELEGRAM
    НОВОСТИ

    20.05.2024

    Александр Щипков
    Значение культурно-исторического подхода для современного политического сознания

    19.05.2024

    Щипков. "Миссия Святейшего Патриарха Сергия"
    Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 308

    15.05.2024

    В Москве состоялась научная конференция "Патриарх Сергий и его духовное наследство"

    Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду на месте погребения Патриарха Сергия в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове в день 80-летия со дня его кончины

    12.05.2024

    Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 9 / Итоги"
    Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 307

    11.05.2024

    Заместитель главы ВРНС А.В. Щипков принял участие в памятных мероприятиях в Смоленске, посвященных Дню Победы

    28.04.2024

    Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
    Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

    25.04.2024

    Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
    Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

    / все новости /
    РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
    КНИГА
    МОНИТОРИНГ СМИ

    30.04.2023

    Зачатьевский монастырь:
    Александр Щипков
    15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

    04.08.2022

    Официальный сайт Московского Патриархата:
    Алексей Заров
    Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

    25.12.2021

    Красная звезда:
    Андрей Гавриленко
    Объединив потенциал лучших экспертов
    В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

    04.12.2021

    Православие.ru:
    Ирина Медведева
    "А вы дустом не пробовали?"

    24.11.2021

    ForPost Новости Севастополя:
    Эдуард Биров
    Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

    / весь мониторинг /
    УНИВЕРСИТЕТ
    Российский Православный Университет
    Цитирование и перепечатка приветствуются
    при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
    Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

    Яндекс цитирования
    контакты