поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
16 марта 2012  распечатать

Елена Жосул

Елена Жосул: "Международные дискуссии о смертной казни часто служат инструментом политического давления"

Отношение христиан к смертной казни

Елена Жосул, заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного университета им. апостола и евангелиста Иоанна Богослова высказала порталу Religare свое мнение об отказе президента Белоруссии помиловать устроителей теракта в метро в 2011-м году.


Мне представляется, что применение смертной казни как меры наказания допустимо при наличии нескольких факторов – субъективных, прецедентных, относящихся к самому преступлению – и внешних, объективных. Это, во-первых, сугубая, исключительная, вызывающая тяжесть мотивов и обстоятельств преступления. Во-вторых, безусловная доказанность вины. А также – сопутствующий этому высокий уровень гражданского контроля над судебной системой и прозрачность самой этой системы, очевидность для всего общества выносимых приговоров. Одним словом, очень раритетный набор одновременных обстоятельств, делающий смертную казнь крайне редким, а то и практически невозможным, явлением в судебной практике. Во всяком случае, в привычной для нас судебной практике.

Включение смертной казни в разряд абсолютных зол мне не кажется верным. Отношение к такому виду судебного приговора очень различно в тех или иных культурах и зависит от массы факторов – политической традиции, меры религиозности общества, ценностной иерархии. Смертная казнь как узаконенное наказание – это, по сути, результат общественного консенсуса. Члены данного общества – со своей спецификой взглядов на жизнь, смерть, грех – признают конкретное преступление достаточно тяжким для того, чтобы казнить обвиняемого, и на основании этого консенсуса смертная казнь становится одним из инструментов государственной системы. И не может быть универсальных критериев определения степени этой тяжести, подогнанных под "общечеловеческую аксиологию". Японцы сходятся на том, что лишать человека жизни возможно при наличии одних обстоятельств, иракцы назовут другой перечень "смертных" преступлений, жители штата Юта подпишутся под третьим.

Именно поэтому неуместно ранжировать страны по критерию цивилизованности в зависимости от того, применяется там смертная казнь или нет. Верховному суду цивилизованных Соединенных Штатов ничто не помешало отклонить ходатайство о помиловании Троя Дэвиса, проведшего в тюрьме более 20 лет по обвинению в убийстве полицейского, и в 2011 году привести в исполнение смертный приговор, вынесенный в 1991-м. Поэтому вынесение дискуссий о смертной казни на международный уровень практически всегда – спекулятивно и обычно не имеет отношения к гуманистической проблематике, но служит инструментом политического давления на власти конкретных государств.

Что касается ситуации с обвиняемыми в теракте в белорусском метро – воздержусь от прямой оценки правоты или неправоты президента Лукашенко. Отмечу лишь, что, на мой взгляд, в странах православной культуры на сегодняшний день в судебной системе должно быть закреплено право обвиняемого на раскаяние в совершенном грехе, которым он должен обладать до своей естественной кончины. Иными словами, пожизненное заключение должно быть наиболее тяжким видом приговора. Исключения не исключаются, но нам еще слишком далеко до того уровня гражданской зрелости, когда они могли бы обсуждаться всерьез.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Елена Жосул

сюжеты:

Смертная казнь

персоналии:

Александр Лукашенко

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты