поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
28 марта 2012  распечатать

Андрей Зайцев

Как протоиерей стал "митрополитом" и гонителем Церкви

"Желание понравиться властям сопровождало обновленческого "митрополита" до его смерти в 1946 году"

Источник: Татьянин день

В 20-е годы прошлого столетия на Церковь в СССР влияли очень разные люди – от "красного игумена" Евгения Тучкова до нескольких православных иерархов, занимавших пост патриаршего местоблюстителя после смерти святителя Тихона. Но было одно имя, которое вряд ли могло оставить равнодушным человека, который хоть что-то слышал в те годы о вере и православии.

У этого человека были экзальтированные поклонницы и не менее горячие противницы, которые могли размозжить его голову камнем. Он умудрился "канонизировать" собственную мать, "отлучить" от Церкви патриарха Тихона, стать одним из виновников смерти митрополита Петроградского Вениамина и объявить себя "митрополитом", ведя довольно беспорядочную личную жизнь. Одни называли его "златоустом", другие видели в нем источник бед и страданий Церкви. Его имя – Александр Введенский, и это один из немногих фактов в его биографии, который не вызывает никаких вопросов.

Будущий обновленческий "митрополит" обладал взаимоисключающими чертами характера. С ранней юности он хотел стать священником. Закончив историко-филологический факультет Петербургского университета, он экстерном сдает экзамены и получает диплом Духовной академии. В 1914 году он становится военным священником. На первой же литургии Введенский читает тайные молитвы гласно с декадентскими завываниями. Эта манера декламации останется у него до середины 30-х годов, до того момента, когда будет запрещено произносить проповеди на свободные темы.

Вскоре после февральской революции Александр Введенский создает "Союз демократического православного духовенства и мирян". После августа 1917 года, выступая в Предпарламенте (совещательный орган при временном правительстве), говорит, что в будущем парламенте должны быть только социалисты.

Несмотря на все эти демарши, в 1921 году митрополит Вениамин (Казанский) возводит его в сан протоиерея. Протоиерей Александр Введенский пробыл в лоне Матери Церкви не больше года. В мае 1922 года митрополит Вениамин отлучает его от Церкви за захват власти. Введенский и несколько других священников с помощью ГПУ и лжи объявляют себя руководителями Высшего Церковного управления, которому якобы принадлежит власть в Церкви. В этот момент патриарх Тихон уже арестован, и Введенский с товарищами должен был просто передать власть митрополиту Агафангелу (Преображенскому). Вместо этого Введенский становится одним из виновников смерти митрополита Вениамина (Казанского). Последний был арестован в присутствии Александра Введенского и приговорен к расстрелу не в последнюю очередь из-за того, что во время суда над митрополитом, которого обвиняли в отказе выдать церковные ценности в пользу голодающих, какая-то женщина запустила на входе в суд камнем в будущего обновленческого "митрополита" и попала ему в голову.

В октябре 1922 года Александр Введенский создает одну из обновленческих групп (СОДАЦ), в мае 1923 года на обновленческом "соборе" отец протоиерей сперва "лишает" сана и монашества патриарха Тихона, обвиняя его в контрреволюции, а затем становится "митрополитом", что не мешает впоследствии ему еще раз жениться.

Суть ложных обвинений обновленцев и советской власти в адрес святителя Тихона, которому грозил расстрел, гениально сформулировал Владимир Маяковский:

Осиротевшие в голодных битвах ярых!

Родных погибших вспоминая лица,

знайте:

Тихон

патриарх

благословлял убийцу.

За это

власть Советов,

вами избранные люди, –

господина Тихона судят.

В этих строчках, как и в нападках большевиков и Введенского со товарищи, не было ни слова правды. В своем послании святитель Тихон не запрещал отдавать церковные ценности в пользу голодающих, а призывал защищать от поругания лишь очень малую часть ценностей – евхаристические сосуды, к которым вообще не может прикасаться рука мирянина. И святитель Тихон, и митрополит Вениамин, и верующие предлагали власти выкупать сосуды, отдавали ради этого последние сбережения и обручальные кольца, но большевикам и обновленцам, нужно было не помочь голодающим, а победить "тихоновщину". В этой борьбе с Церковью Александр Введенский не чурался никакими средствами: с помощью "епископа" Николая Соловья он обвинил патриарха Тихона и митрополита Петра (Полянского) в стремлении восстановить монархию в России. Этот навет стоил свободы митрополиту Петру, а Введенский, как ни в чем не бывало, продолжал разглагольствовать о том, что "Церковь" должна поддерживать только советскую власть и бороться с ее врагами: "Заслушав доклад протоиерея А.И. Введенского, Всероссийский Поместный Собор Православной Церкви (обновленческий, не признанный Православными Церквами и верующими – А.З.) свидетельствует перед лицом Церкви и всего человечества, что сейчас весь мир распался на два класса: капиталистов-эксплуататоров и пролетариат, трудом и кровью которого капиталистический мир строит себе благополучие. Во всем мире лишь Советское государство вышло на борьбу с этим социальным злом, христиане не могут быть равнодушными зрителями в этой борьбе. Собор объявляет капитализм смертным грехом, а борьбу с ним – священной для христианина. В Советской власти Собор видит мирового вождя в борьбе за братство, равенство и мир народов". (По мнению авторов "Очерков по истории русской церковной смуты", один из которых лично знал Введенского и был обновленческим дьяконом, цитируемый текст собора был написан самим Введенским).

Желание понравиться властям сопровождало обновленческого "митрополита" до его смерти в 1946 году. Во время войны, когда обновленчество фактически прекратило свое существование, он делает отчаянную попытку вернуться в Церковь. Введенский на Пасху отправляет телеграмму митрополиту Сергию (Страгородцкому), в которой называет себя пышным титулом, однако митрополит Сергий своим ответом быстро ставит дутого "первоиерарха" на место. В 1945 году он вновь пытается помириться с Церковью, но отказывается стать мирянином и рядовым сотрудником "Журнала Московской Патриархии", и умирает в июле 1946 года, оставаясь обновленческим "митрополитом".

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Андрей Зайцев

сюжеты:

Церковно-государственные отношения

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты