Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_93627.html


06 апреля 2012

Юлия Зайцева

Мы должны извлечь духовные уроки из опыта новомучеников

В Москве прошел семинар "Церковь гонимая – вызов современности?"

Источник: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=46412 Благовест-инфо

"Новомученики и исповедники российские: духовно обязывающие нас предстатели или безответственные по отношению к нам духовные лоббисты?" – – так, "несколько эпатирующе", назвал свой доклад член Синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов. Выступая 3 апреля в Москве на заседании семинара, посвященном осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского, известный церковный историк вновь обострил вопрос о значении почитания новомучеников для современной Русской Православной Церкви. Организаторы семинара выбрали для заседания тему, также сформулированную вопросительно: "Церковь гонимая – вызов современности?"

За многие годы, что о.Георгий говорит об этой проблеме, в Церкви по-прежнему преобладает "триумфалистское" восприятие новомучеников: "Нам нечего стыдиться, можно только гордиться, вспоминая новомучеников". Однако иногда канонизация святых оказывается "лучшим способом их духовного забвения", с сожалением отметил историк.

Он обратил внимание на то, что подвиг епископов, священнослужителей и мирян, пострадавших в годы безбожной власти в СССР, существенно отличается от известных историй мучеников первых веков. В советских застенках не требовали отречения от Христа, а, обвиняя якобы в политических преступлениях, уничтожали христиан как социально-чуждых, как "потенциальных врагов власти". Казалось бы, "лукавые палачи лишали христиан возможности осознать себя мучениками", а признание себя "японским шпионом", участником контрреволюционного заговора и т.д. формально не означало отказа от Христа. Однако, несмотря на пытки, новомученики не только не выдавали "сообщников" – своих братьев и сестер во Христе, но и отказывались "признать ложь правдой". Через этих "граждан Царства Небесного" Церковь являла себя как "качественно отличная общность людей..., строящих отношения иначе, чем в государстве".

Если мы признаем, что "их предстательство обязывает к тому, чтобы наша церковная жизнь продолжала традиции их церковной жизни", то необходимо извлечь ряд духовных уроков из жизни и смерти новомучеников. И первый из них: сохранить "неотмирность" Церкви, не повторять попыток Церкви (до Поместного Собора 1917-1918 гг.) слиться с государством, "встроиться в истеблишмент", что, по словам о.Георгия, закономерно привело к "отцерковлению" народа накануне 1917 года.

Признание новомучениками своей вины за это – следующий урок, который должен "отрезвить", по выражению докладчика, нынешний церковный народ. "В день памяти новомучеников не торжествовать надо, а каяться: это день лучших чад Церкви, которых уничтожили худшие чада Церкви", – – сказал о.Георгий, имея в виду то, с какой легкостью люди, в большинстве своем выросшие в лоне Церкви, оказались ее гонителями. "Мы – потомки тех, кто гнал Церковь или не защищал ее, иначе бы наши предки не выжили", – – это стоит помнить всем чадам РПЦ сегодня, считает выступавший.

Несмотря на все усилия большевистской власти, "врата ада не одолели" Церковь вовсе не потому, что возглавившие ее иерархи пошли на известные компромиссы с "органами", продолжил он. "Церковь сохранил Христос", и сила катакомбных христиан была в сохранении общины. На семинаре упоминалось об опыте общинной православной жизни в Русском Зарубежье. В частности, лондонская община, которую "вырастил" митрополит Антоний Сурожский, опиралась на опыт гонимой Русской Церкви, свидетельствовала Елена Садовникова – духовная дочь митрополита Антония. Как отметил о.Георгий, третий урок новомучеников тоже пока не усвоен: "В нашей Церкви почти нет общины – основополагающей точки опоры для Церкви".

Таким образом, задача почитателей новомучеников – "не попрать то кровью написанное завещание нам: жить в Церкви Христа, а не в предприятии по удовлетворению недоразвившихся религиозных запросов обывателей". Мы же, по словам священника, "упорно следуем тенденциям, которые привели нашу церковную жизнь к глубокому кризису, мы ухитряемся быть агрессивно-слабыми". При этом "триумфализм, накачиваемый в Церкви методами православного агитпропа, свидетельствует о том, что мы потеряли чувство реальности".

"Что делать?" – – прозвучал из зала любимый русский вопрос. "Жить не по лжи" и созидать общинную жизнь, ответил о.Георгий. Не собираются опускать руки и священники, выступившие в рамках дискуссии. "Продолжать работать, не сбегая, созидать, не афишируя и не противопоставляя себя..., не бояться сомнений, поверить в себя как в личность", – – своеобразный девиз предложил протоиерей Владимир Архипов, которому хорошо известен опыт духовных чад новомучеников российских. "В Церкви так много всего надо делать!" – – вторил ему протоиерей Владислав Каховский, напомнивший, что, помимо опыта новомучеников, у сегодняшних православных есть и еще одна важная опора – богословие и опыт общинной жизни Русского Зарубежья.

Следующее заседание семинара по осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского состоится 14 мая. Ожидается участие диакона Петра Скорера (Лондон). Подробности – на сайте http://www.mitras.ru/.

РЕКЛАМА