Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_94040.html


24 апреля 2012

Алексей Гладков

Внимание: приемы антирелигиозной пропаганды

"Пропаганда против храмов проводится умело, грамотно. И, конечно, отнюдь не жителями "близлежащих домов""

Листовка противников строительства храма на "Войковской" в Москве

Пропагандистские материалы противников храмов порой очень показательны. Например, антиклерикальная листовка, замеченная в Войковском районе, достойна отдельного анализа. Она выдает высочайший уровень пропагандистского искусства, свойственный ее создателям. В нескольких развернутых образах они ухитряются нажать буквально на все болевые точки столичного обывателя. Например, используют очевидную неприязнь к бомжам, особенно из числа гастарбайтеров и выходцев из азиатских республик. Даром, что ни одного таджика вблизи православного храма вы не найдете – не ходят они туда, не их это епархия. Но – тем хуже для фактов. Ведь сочетание азиатской внешности и чего-то алкогольного в руках действует на "коллективное бессознательное" безотказно. Оно сигнализирует: угроза! Собиратели милостыни при храмах встречаются в основном в центре. Как правило, это бедно, но чисто одетые, приличного вида бабушки. А вот валяющихся у подножия храма бомжей в антисанитарном состоянии вы не увидите: таких выведет охрана.

Многолюдье – тоже тревожащий фактор: кому нравится толпа? Однако скопление людей возможно лишь внутри храма, а не снаружи. Верующие приходят и уходят поодиночке в течение длительного времени. Не все поспевают к началу службы, не все спешат сразу домой. Исключение – Крестный ход. Но он проводится несколько раз в году и представляет собой организованное движение вокруг храма в течение 15-20 минут с иконами и хоругвями.

Личный автотранспорт у стен Божьей обители тоже смотрится неубедительно. На личных автомашинах люди ездят в большие храмы в центре города. Небольшие постройки в спальных районах потому и называются "храмами шаговой доступности", что добираться к ним на колесах бессмысленно. Только потеряете время.

Характерно, что "ужасы клерикализма", распределены авторами листовки не как попало, а в порядке возрастания. Правда, реалистичность изображения при этом так же неумолимо падает. Например, картинка отпевания "на природе" сразу вызывает вопросы. Отпевают только в храме, на природе – хоронят. Это бывает на кладбище, где, вероятно, и сделан снимок.

Утверждение, что колокольный звон способен создать трещины в стенах многоэтажек, с научной точки зрения и вовсе смехотворно. Будь это так, первое, что должно треснуть, а то и развалиться на части – это сам храм. Ближайшее к источнику звука строение. С хорошей акустикой, усиливающей резонанс, в отличие от прямых керамзитобетонных панелей. Однако храмы стоят целехоньки. Но картинка растрескавшихся стен, страшная, как Судный День, действует безотказно. Дело в том, что дома с треснувшими стенами, в том числе новостройки, видели почти все. Причины вполне прозаические: нарушение технологии строительства и производства керамзитобетонных панелей, просадки и провалы грунта, если дом стоит на карстовых породах. Но звуковые волны, включая колокольный звон, как фактор износа несущих стен – это, безусловно, миф.

И, наконец, перед нами кульминация, пиковый момент агитационного сюжета. Речь идет о снижении стоимости квартир на 30%. Тут авторы явили искусство, которому можно лишь поаплодировать. Весь фокус в том, что здания, где есть трещины, действительно падают в цене на эти самые 30%. Например, трехкомнатные квартиры в новых домах серии П-44Т в районе Алтуфьево, проданные в 2009 году за 10 млн. руб, через год стоили уже 7. Причина: трещины в стенах. Вот только колокола здесь ни при чем. Причина и следствие указаны верно, первопричина – надумана. Но смотрящий подсознательно схватывает лишь самый конец, развязку. Критически осмыслить все "вводные" у него нет времени.

Обзор пропагандистских приемов, использованных в храмоборческой листовке, позволяет сделать один важный вывод. Пропаганда против храмов проводится умело, грамотно. И, конечно, отнюдь не жителями "близлежащих домов", как бы ни хотели нас в этом убедить лидеры антиклерикальных групп. Здесь работали профессионалы, поднаторевшие в ведении информационных войн. В том числе и вокруг храмов в других районах города. Речь идет о летучей бригаде, деятельность которой (как вся храмоборческая кампания) курируется серьезными людьми из атеистических фондов, а также политиками и депутатами праволиберальной и коммунистической ориентации. Пожелать православным христианам можно следующее. Не тратя зря время на эмоции, учиться у своих противников. Овладевать навыками информационных войн, пропагандистских акций, сетевых коммуникаций. Например, листовки, разоблачающие антиклерикальный фронт, были бы очень кстати. Жаль, что мы их почти не видим. Роль Церкви в обществе растет, и эти навыки нам, к сожалению, еще не раз пригодятся.

РЕКЛАМА