Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_9411.html


06 мая 2004

"Ислам.ru": Харун Яхья. Заблуждение о троице в христианстве

В Коране особо упоминается о благой морали христиан и их нравственных ценностях. Аллах сообщает мусульманам, что "самые близкие по любви к уверовавшим – те, которые говорили: "Мы – христиане", ибо "они не превозносятся" (5: 82). Согласно вероучению Ислама христиане, так же как и иудеи, являются Людьми Писания, то есть уверовавшими в предыдущие Откровения Аллаха.

Однако в Коране сообщается и о большом заблуждении христиан. Оно относится к верованию в божественную сущность пророка Исы (мир ему), причисления его к троице.

Аллах упреждает христиан в Коране: "О вы, Люди Писания. Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Мессия Иса, сын Марйам, – только посланник Аллаха и Его Слово. Он обратил Свое повеление ("Будь") к Марйам и Дух от Него. Так веруйте же в Аллаха и Его посланника, не говорите: "Троица". Удерживайтесь (от этого), ибо это лучше для вас. Поистине, Аллах – только Единый Бог. Превыше Он того, чтобы был у Него ребенок. Ему принадлежит все, что в небесах и на земле. Довольно Аллаха как Поручителя" (4: 171).

Если проанализировать исторические источники, ложное утверждение о "божественной троице" проникло в христианство гораздо позднее того учения, которое проповедовал пророк Иса (мир ему).

Суть христианства: Единобожие

Христианство зародилось среди иудеев, живших в Палестине. Практически все люди, которые находились в окружении пророка Исы (мир ему), и уверовали в него, были иудеями и жили по законам пророка Мусы (Моисея – мир ему). Главной особенностью иудаизма считалась вера в Единого Бога.

Однако после вознесения Исы (мир ему) к Аллаху и начала распространения его вероучения за пределами Иудеи в регионах, где было распространено язычество, оно начало обретать новые черты, все более отдаляясь от сути, которую проповедовал сам Иса (мир ему). Вера в Единого Бога, являющаяся основой закона пророка Мусы (мир ему), подверглась сильным изменениям, христиане стали воспринимать Иисуса (мир ему) как Бога.

Вера в троицу появилась именно в этот временной период. Данное понятие означает для христиан веру в божественную сущность, состоящую из трех ипостасей "Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой". Это является одним из основополагающих условий веры христиан. Несмотря на имеющиеся многочисленные противоречия в сути вероучения христианства и трансформации Единобожия в некую иную форму, близкую к язычеству, троица занимает очень важную роль в искаженной системе христиан. Человек, верующий в Единого Бога, но не признающий троицу, не верует и в то, что Иисус является "сыном Божьим" (да простит нас Аллах за использование этого выражения), следовательно, такой человек не расценивается традиционными защитниками христианства как христианин.

Преследования тех, кто не признает троицу

Что примечательно, множество людей, целые течения в христианстве, выступавшие против заблуждения о троице и утверждавшие о Единстве Бога и лишь пророческой миссии Исы (мир ему) и его человеческой сути, подвергались жесточайшим преследованиям. Доказательства, приводимые этими людьми о жизни Исы (мир ему), всячески игнорировались, запрещались любые рассуждения на эту тему. Те, кто веровали в Единого Бога, резко осуждали тех, кто утверждали, что Иса (мир ему) есть сын Бога, пытаясь остановить последних от ереси "придания равных Богу".

Официальная церковь на протяжении многих веков представляла неверующих в троицу как "безбожников", "еретиков" и "врагов христианства". Те же, кто следовали за ними, встречали такое же противодействие со стороны официальной церкви. Их изгоняли из домов, многие стали жертвами инквизиции, тысячи были сожжены или повешены как еретики. Но жестокие преследования официальной церкви не сломили противников троицы среди христиан, их число не становилось меньше. Однако в христианском мире отрицавших троицу и веровавших в Единого Бога христиан всегда было меньшинство.

Но даже те исследователи, кто беспристрастным взглядом изучает историю, отмечают, что истинно христианством было именно то учение, которое преследовалось на протяжении многих веков официальной церковью и проповедовало веру в Единого Бога. Начатые в ХХ веке независимые исследования текстов Священного Писания позволили придти к заключению, что в подлинном христианстве не существовало нынешних христианских догм о троице и искуплении греха человечества через смерть Исы (мир ему). Специалисты, проводившие исследования, при изучении текстов Торы, Евангелия и других текстов, заявили, что традиционное христианство, господствующее в мире сегодня, имеет в своей сути многие очень важные отличия от той религии, которую проповедовал Иса (мир ему), и сформировалось значительно позднее, спустя несколько веков после пророка (мир ему).

Христиане, отвергающие веру в троицу

На самом деле многие христианские течения сегодня отвергают догмат о "святой троице". К примеру, Унитарианская церковь, зародившаяся в период формирования основного догмата христианства – троицы (II-III вв.), представлена общинами по всему миру и является довольно многочисленной. Ее члены, несмотря на различия в толкованиях сущности Исы (мир ему), считают неверным утверждения о том, что Иса (мир ему) является "сыном Бога", говоря, что христианство повелевает веровать лишь в Единого Бога. Унитарианцы особо подчеркивают, что Иса (мир ему) не был распят на кресте во искупление грехов всего человечества.

Сегодня христиан, не приемлющих догмат о троице можно встретить в виде различных церковных объединений, под различными названиями. В последнее время в США с каждым днем все увеличивается число тех, кто не приемлет догмат веры в троицу. Все чаще в мире христианства стали публиковаться выступления, рассказывающие об основах истинного Единобожия. Среди них особо упомянем "Всемирную церковь Бога" ("The Worldwide Church Of God"). Основатель этой церкви, Герберт Армстронг (Herbert W. Armstrong) полагает, что догмат троицы проник в христианство под влиянием язычества и политеистических культов.

Самым важным моментом в данном вопросе является, пожалуй, то обстоятельство, что в Священном Писании нет ни одного упоминания догмата "троицы", которую отстаивают сторонники "традиционного христианства". Ни в Торе, ни в Новом Завете нет ничего о подобной системе вероисповедания.

Вера в троицу основывается на умозаключениях, выводимых из некоторых выражений, приводимых в "Евангелиях". Высказывания о троице впервые появляются в конце 2-го века в трудах некоего Теофилуса из Антиохии. Однако проникновения этого догмата в суть вероучения христианства произошло гораздо позднее. Поэтому исследователи Священного Писания и противники учения о троице основывают свои обращения к верующим в триединство Бога на том обстоятельстве, что если вера в "святую троицу" является основой вероучения христианства, то не должно ли это важнейшее положение быть отражено в Священном Писании? Если бы этот догмат был верным, то не должен ли был Иса (мир ему) ясно поведать об этом людям во время своих проповедей?

Ответ, который можно дать на эти вопросы, совершенно очевиден: верование в триединство Бога, не имеющее ни единого ясного указания в Евангелии, а потому не исповедовавшееся ранними христианами, не является основой вероучения христианства. Появление этого мифа есть ничто иное, как влияние языческой эллинистической культуры, которая была широко распространена в те времена и после вознесения Исы (мир ему) ассимилировала его учение со своими культами. Однако этот миф не имеет никакого отношения к сути подлинного христианства.

Эта истина очевидна при внимательном чтении текстов "Евангелий". В них основой вероучения является утверждение: "Господь Един" и "Уверуй в Единого Господа".

В Коране также сообщается, что пророк Иса (мир ему), обращаясь с проповедями к иудеям, говорил им: "О сыны Исраила, поклоняйтесь Аллаху, моему и вашему Владыке" (4: 72).

Выражения из проповедей Исы (мир ему), призывавшего людей к вере в Единого Бога, явно были искажены и исправлены позднее, доказательства этому можно найти в "Евангелиях" и сейчас. К примеру, в "Евангелии" от Марка, приводится рассказ о том, как к Исе (мир ему) подошел один из иудейских книжников и спросил: "Какая первая из всех заповедей?" Иисус ответил: "Первая из всех заповедей: "Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь Единый; возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею..." (Ев. от Марка, 12/28-30).

Также в "Евангелии" от Марка видно, что Иса (мир ему) не только не позволял обожествлять себя, но противился любым восхвалениям в свой адрес: "Когда выходил он в путь, подбежал некто, пал перед Ним на колени и спросил его: "Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную". Иисус сказал ему: "Что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог" (Ев. от Марка, 10/17-18).

По сути, одного этого высказывания Исы (мир ему) достаточно для того, чтобы понять, сколь ошибочен догмат о "божественной троице", противоречащий, по сути, текстам Евангелия. Иса (мир ему), отвергая похвалы в свой адрес, указывает верующим, что только Бог достоин всех похвал, тогда как он – лишь раб Его.

Истинно, пророк Иса (мир ему) был лишь одним из посланников Аллаха, ниспосланным к людям, чтобы устранить ереси, вновь призвать их к вере в Единого Бога и напомнить им, что все могущество и власть в мире принадлежат Одному Творцу. Иса (мир ему) был призван уничтожить все лицемерные законы иудейских первосвященников, позволивших своей властью вносить изменения в Божественный закон, ниспосланные пророку Мусе (мир ему) и отдаливших людей от истинной веры. Пророк Иса (мир ему) увещевал людей, что каждый из них ответственен только лишь перед Богом, но не перед книжниками и первосвященниками, и в обращении к Богу им не нужны посредники.

Проповеди пророка Исы (мир ему) так описываются в Коране:

"Когда Иса явился с ясными знамениями, он сказал: "Я пришел к вам с мудростью и с тем, чтобы разъяснить вам кое-что из того, что вызывает у вас разногласия. Так бойтесь Аллаха и повинуйтесь мне. Воистину, Аллах – мой Господь и ваш Господь. Так поклоняйтесь же Ему. Это и есть праведный путь" (43:63-64)

и

"[Пророк Иса]: "Я пришел со знамениями от вашего Господа, чтобы подтвердить истинность того, что было ниспослано до меня в Торе, чтобы разрешить вам кое-что из того, что было запретно вам. Так бойтесь же Аллаха и повинуйтесь Ему. Это и есть праведный путь". (3:50-51)

Долг мусульман, христиан и иудеев, искренне верующих в Единого Бога, следовать этому повелению Всевышнего.

"Ислам.ru"

РЕКЛАМА