Максим Сидельников, портал Религаре 9 мая День защитников Тела Христова "Похоже, эта наша праздничная неразборчивость не случайна" Об этом надо написать именно сейчас, сегодня. Не накануне Дня Победы. И не когда поднимались тосты. А после ритуальных споров о том, правильно ли мы отмечаем этот праздник, стоит ли ходить с георгиевскими ленточками везде и всюду и кому нужны "эти репетиции парадов".
Все эти давно привычные ежегодные идеологические борения на этот раз привели меня к простой и очевидной мысли.
Как бы мы не относились к цене, заплаченной за победу, как бы не смущала нас концепция "превентивного удара" (обоюдоострая и потому ничего в предвоенном раскладе не меняющая) – победа является мощнейшим религиозным символом. Я не оговорился: именно религиозным. Настолько бесспорным, что госуправленцы всех звеньев без тени сомнения используют его для ретуширования своего коллективного образа. Они уверены: это сработает. Всегда и непременно. И они, к сожалению, правы.
Понимаю, эти люди бесстыдно используют память о тех, кто платил за общее дело кровью. Я готов согласиться, что черно-желтые полоски на кейсах топ-менеджеров или на "меринах" бандитов – это декорированная пустота. Не им носить георгиевские ленточки.
Я со всем согласен. Но почему-то именно 9 мая обо всем этом не думаю. И, полагаю, не только я один.
Похоже, эта наша праздничная неразборчивость не случайна. Она не от притупления морального слуха, не от неспособности различать фальшь. Тут другое.
Подумайте, где еще не обращают внимания на разницу лиц, положений, репутаций? Правильно, в храме. Туда в любой момент может войти кто угодно и каждый будет одинаково желанен. Этот момент полного, безоговорочного доверия есть воплощенная соборность. На пустом месте такие вещи не возникают.
Все это лишний раз подсказывает: 9 мая – не просто всенародный, а религиозный праздник. Можно еще точнее – это праздник православный. Как известно, кроме православия других всенародных религий в России не было и нет. И не важно, что на броне писали "За Сталина". Думали ведь не о нем, и не о партии родной, и даже не о заградотрядах.
О России-матушке, как писали в листовках? Пожалуй. Ну, а если конкретнее?
На этом месте у нас возникает амнезия.
Но давайте разберемся. В разговорах фронтовиков (а не только в официальных реляциях) доминировала такая формулировка происшедшего: "Мы победили германский империализм". О нацизме говорили как об идеологии этого империализма, а не как о самостоятельной сущности. Никому не приходило в голову, что нацизм могли вот так запросто взять и сочинить несколько отпетых негодяев. История не терпит случайностей. После войны немало было сказано об исторических корнях рейха. Тогда хорошо помнили, что до Третьего рейха был Второй (в 19 веке), а до Второго – Первый. И назывался он – ни много ни мало Священная Римская империя Германской нации. Вот этот исторический феномен и стремились возродить нацисты – правда, уже на новых основаниях.
Сегодня мы не очень хорошо знаем об империи Оттона I, зато прекрасно помним сюжет о борьбе князя Александра Невского с крестоносцами рыцарями Тевтонского ордена. Они-то и были элитным подразделением, как бы сейчас сказали, этого Первого рейха, как и многие другие ордена. Князь Александр был канонизирован, поскольку сражался не только за Землю Новгородскую, но также за весь русский народ и православную Христову веру. Сражался с тогдашними глобалистами, понимавшими свое предназначение как пресловутый Drang nach Osten (отсюда империализм и все его синонимы). А потому война с Рейхом в ХХ веке – это новый акт войны славянских народов за национальную и религиозную независимость.
Значит, наша Победа во Второй мировой – есть не что иное как продолжение дела Александра Невского. И поэтому 9 мая, вне всякого сомнения, православный праздник. Каким он и был бы в старорежимной России. Советская версия праздника была всего лишь данью времени. И как бы ни хотели этот праздник присвоить себе коммунисты, а либералы – свести к скорби по погибшим, мы его им не отдадим. День Памяти и Скорби мы отмечаем 22-го июня. Да, это трагический день нашего поражения и мы это помним.
Адепты гуманитарно-эмоциональной версии истории хотели бы и 9 мая превратить из дня Радости в день Скорби. Поскольку, мол, неисчислимые потери "всех сторон конфликта" (таков осторожный язык нынешних "миротворцев") не могут быть оправданы даже справедливыми целями. А ведь у любого ветерана, услышь он такое, фронтовые 100 грамм в горле комом встанут...
Этот праздник останется в памяти народной как День Победы, но в календарях и в мыслях он мог бы иметь и более точное название: День защитников Тела Христова.
Телом Христовым называют Церковь. Но отделить большую Церковь от малой (семья) и средней (нация, народ) невозможно. Православному христианину проще. Он радуется в этот день, даже помня о миллионах жертв. Он-то знает, что жизнь вечная всегда побеждает смерть. И потому евангельское "смертию смерть поправ" объясняет и великий подвиг русских солдат – такой ли уж земной, если разобраться?
Дело в том, что нация и Церковь в России нераздельны. Даже если Церковь находится в плену у режима, а нации упорно не дают расцвести, обрывая едва раскрывшиеся почки расколами, безземельной кабалой, революциями, войнами, классовыми чистками...
Но Церковь живет не только в историческом времени. Она живет и будущим.
Поэтому рано или поздно в России возникнет православная нация. И прочно утвердившись на нашей земле, она даст начало величайшей эпохе в истории страны. Трудно сказать, сколько придется этого ждать. Но для верующего время – не главное. Ведь, как известно, Божьи мельницы мелят медленно. У Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день.
Все впереди.
9 мая должна звучать всеобщая молитва по защитникам Тела Христова.
|