Ольга Богданова Архиепископ Егорьевский Марк: На Святой Земле Евангелие оживает Источник: Татьянин день 5 июня в "Манеже" открылась выставка "Россия в Святой Земле: к 130-летию сотрудничества Императорского Православного Палестинского Общества с народами Ближнего Востока". Архиепископ Егорьевский Марк поделился впечатлениями от экспозиции и рассказал о том, как впервые оказался на Святой Земле, служил Литургию в храме Гроба Господня, и чем путешествие по Израилю и Палестине может помочь понять Евангелие.
Владыка Марк, Вы только что осмотрели выставку. Можете поделиться впечатлениями?
Хорошая, серьезная выставка. Отрадно, что основное ее содержание – духовное. Тут представлены книги, документы, картины, связанные со святыми местами, строительством храмов и монастырей. Это очень естественно, ведь деятельность Русской духовной миссии и Императорского Палестинского Общества была направлена на то, чтобы помочь нашим паломникам познакомиться со Святой Землей, приобщиться к ее святыням. Это было очень важно, ведь для России Восток– скорее не географическое, а духовное понятие. Неслучайно император говорил о деятельности Палестинском обществе, что это для него это "вопрос сердца".
Выставка очень значительная, надеюсь, что для многих она послужит своего рода "зарядом", "мостиком" к нашей истории и к пониманию того, что Россия делала на Святой Земле и почему это было и остается таким важным для нас. Надо понимать, что должна быть преемственность, что существует традиция и нужно действовать в рамках традиции.
Помните, как первый раз приехали на Святую Землю?
Конечно помню! Это было 31 июля 1992 года. Деятельность Русской духовно миссии на Святой Земле только-только возобновилась, и я приехал с инспекторской проверкой.
Посещал святые места, знакомился с делами Миссии. И потом, уже в качестве постоянного члена Миссии, приехал в декабре.
В первую поездку Вы служили в каких-то храмах?
Кончено служил. В том числе в храме Гроба Господня.
Богослужение там как-то отличается от службы в других местах?
Да. Храм Гроба Господня особое место. Помню, одна светская дама после литургии сказала: "Храм Гроба Господня единственный храм, единственное место, где можно молиться по-настоящему". Конечно, это эмоциональное высказывание, несколько преувеличенное, но, тем не менее, оно передает чувство, которое она испытала здесь на богослужении. В тот день по большей части служили по-гречески, и, тем не менее, это не помешало той женщине почувствовать общую атмосферу храма и помолиться.
Я много раз служил литургию в храме Гроба Господня, и всякий раз она оставляла особые впечатления, особый настрой. А вообще Гроб Господень я воспринимаю скорее как ночной храм.
Ночной храм?
Да. Конечно, он открыт и днем, и множество туристов и паломников приходит посмотреть его в дневные часы. Ночью людей меньше, и храм становится храмом молитвы, а не популярным экскурсионным местом.
И Вы ночью служили литургию? Не на Пасху?
Конечно! Там есть и поздняя литургия утром, но основная совершается ночью после полуночи во все дни, не только на Пасху. Поэтому для меня Иерусалим, особенно если говорить о Старом Городе, это, прежде всего, это ночной храм Гроба Господня.
В базилике Рождества Христова в Вифлееме Вам тоже доводилось служить?
Много раз, особенно в 1999 году, накануне двухтысячелетия Рождества Христова. В тот год я ездил на Святую Землю очень часто. И в одну неделю служил в базилике Рождества четыре раза.
В этом храме удивительная атмосфера. Мы всякий раз служили внизу, в пещерке. Там нет иконостаса, и создается удивительная атмосфера близкого присутствия Христа. Это всегда очень действует на паломников: они уходят окрыленные, одухотворенные.
Иерусалим и Палестина – места, в которых происходят события Евангелия. Поездки на Святую землю помогли Вам лучше понять Евангелия?
Конечно, ведь на Святой Земле Евангелие оживает. Начинаешь представлять себе, что такое Вифания. Вифлеем, Гефсимания, где они находятся, в каком удалении друг от друга расположены. Евангельская история становится осязаемой. Неслучайно некоторые паломники – правда, больше это распространено среди западных христиан приезжают на Святую Землю специально, чтобы почитать Евангелие в тех местах, где происходили описанные в это Книге события. Поездки на Святую землю способ актуализации Евангелия, возможность для того, чтобы оно воспринималось более остро, цепляло сердце человека.
В Вашей жизни была ситуация, когда, например, Вы увидели какое-то место и поняли что-то, что до этого не было Вам понятно из Нового Завета?
Заканчивая Академию, некоторое время я преподавал в семинарии Новый Завет, и один из учащихся спросил меня о другой Голгофе, которая располагается за стеной Старого Города. Тогда я еще не бывал на Святой Земле и воспринял вопрос как-то отстраненно. А потом, уже когда приехал и увидел места Страстей Христовых своими глазами, отвлеченный подход отпал сам собой. Я вспомнил тот вопрос семинариста и подумал: "Как можно говорить о какой-то другой Голгофе, когда именно здесь чувствуется благодать Божия?" Сердце ведь не обманешь.
|