Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_95223.html


20 июня 2012

Александр Щипков

История православия на Смоленщине. Вчера и сегодня.

Выступление Александра Щипкова на презентации книги о. Серафима (Амельченкова) "Русская православная церковь и общество"

Ваше Преосвященство!

Дорогие отцы!

Коллеги!

Благодарю вас за приглашение в Смоленск и возможность высказать свое мнение о новой книге иеромонаха Серафима (Амельченкова) "Русская православная церковь и общество".

В наше время очень часто приходится говорить о переписывании истории Великой Отечественной войны. Этой проблеме посвящено уже немало статей в различных изданиях. Одновременно с этим нам, людям церковным, приходится сталкиваться с белыми страницами в истории РПЦ ХХ-го века.

Уникальность работы о. Серафима заключается в том, что перед нами автор разворачивает параллельно две исторические линии. Одна из них связана с историей Великой Отечественной войны, другая – с религиозной и духовной жизнью православных христиан на Смоленщине. Это соединение выводит данную работу совершенно на иной уровень. Автор предлагает нам не узкое краеведческое исследование, а широкий взгляд на проблему религиозного возрождения в России.

В 70-е годы мне приходилось слышать рассказы очевидцев о том, в каких непростых условиях немецкой оккупации они пытались возрождать русское православие. Они рассказывали мне о православных просветительских кружках, которые действовали на оккупированных территориях Ленинградской области в Гатчине и Луге. Каково же было мое удивление и радость, когда описание схожей ситуации я обнаружил в книге о. Серафима. Православные жители Смоленска объединялись в кружки, занимались просвещением и благотворительностью. Следовательно, это не было единичным случаем, это было направление мысли, направление духа. Это свидетельство неуничтожимости народной веры. Обработка и систематизация подобных исторических материалов имеет огромную ценность.

Я убедился, что высокая оценка этой книги, данное известным церковным историком Алексеем Львовичем Бегловым, соответствует истине. Квалификация и мастерство автора данного исторического труда заключается в его актуальности. Если исторический труд заставляет задуматься о современности – значит, труд не напрасен. Отец Серафим рассматривает религиозную политику Германии на оккупированных территориях. Он указывает на намерение оккупационных властей разрушить религиозную идентичность русского народа. Он приводит слова Гитлера о намерении создавать секты в каждой деревне.

Любопытно, что эти идеологические приемы разрушения российской религиозной идентичности, и, как следствие, разрушение российской государственности, активно использовалось в 90-е годы, а отчасти используется и сегодня.

Последние социологические исследования, которые провел Левада-центр, показывают очень высокий уровень доверия институту президентства и РПЦ. Известный социолог профессор Борис Дубин, выступая недавно в Центре Карнеги, рассказал о своих многолетних исследованиях, которые доказывают, что 80 процентов населения страны не отделяет друга от друга образ идеального государства от православия. В сознании даже людей невоцерковленных, но ощущающих себя частью православной культуры, понятие народной веры и народного государства сцементировано.

Атака на РПЦ усилилась в начале 2011 года. Мы все были этому свидетелями. Цель этой атаки – восстановить народ против своей Церкви и заставить Русскую Церковь бороться с российским государством. Порой нам пытаются навязать точку зрения, что репрессии, обрушившиеся на православие, ограничиваются 20-30-ми годами, в то время, как они продолжались 40-е, 50-е "хрущевский " период, вплоть до конца 80-х, когда были освобождены из мест лишения свободы последние узники совести.

Я социолог религии. В течение нескольких лет я исследовал жизнь современной России. Особенно углубленно занимался 80-90-ми годами. Рубеж эпох всегда интересен. Мне довелось работать с закрытыми материалами, в том числе, которые касались Смоленска. Я обнаружил довольно много любопытных фактов. Интересно, что те люди, которые в конце 70-х – начале 80-х принимали участие в слежках и доносительстве на православных, впоследствии имели непосредственное отношение к созданию сектантских образований на территории РФ. Я натыкался даже на знакомые имена моих бывших сокурсников с иняза, истфака и др. факультетов, с которыми вместе учился в Смоленском педагогическом институте в конце 70-х годов.

Моя мать Татьяна Щипкова преподавала в Смоленском педагогическом институте, была репрессирована за свои религиозные убеждения, арестована и посажена в тюрьму. Это происходило в начале 80-х гг. А в 1988 году в год 1000-летия Крещения Руси Прокуратура Смоленской области отказала ей в реабилитации. Это и есть доказательство того, что гонения на православных продолжались до конца советской власти. В настоящее время Московская Патриархия выступила с инициативой увековечить память Татьяны Щипковой и поместить на старом здании пединститута (ныне университета) доску с ее портретом и надписью: "Здесь преподавала Татьяна Щипкова, пострадавшая за православную веру в годы гонений". Эту инициативу поддержали Святейший Патриарх Кирилл и губернатор Смоленской области Алексей Островский.

Я очень тесно связан с работой поисковиков. Поисковики как никто иной остро чувствуют связь с погибшими и говорят: "Война не закончилась, пока не похоронен последний солдат". Точно такую же связь мы чувствуем с новомучениками и исповедниками, с теми, кто погиб или пострадал за православную веру в годы гонений. И точно так же мы можем сказать, что гонения не закончатся, пока не будет увековечена память пострадавших.

В нашем случае гонения на Татьяну Щипкову завершатся в тот день, когда Патриарх Кирилл откроет мемориальную доску ее памяти. Гонения на православную веру – это прискорбный период нашей истории, но мы не должны этого скрывать, мы должны говорить об этом честно, и только так мы сможем возродиться.

Возрождение начинается с того места, где живешь. Мы, смоляне, и наш долг возрождать православие на смоленской земле, сохранять память о наших предках. Я хочу поблагодарить о. Серафима, за восстановление исторической правды. Я думаю, будет уместным выразить благодарность и владыке Пантелеимону, который поощряет как научную деятельность, так и интеллектуальную публицистику. Свидетельством этому является работа о. Серафима и, конечно же, великолепный журнал "Нескучный сад", постоянным читателем я являюсь.

Благодарю за внимание.

Смотри также

Александр Березнев. Меж двух жерновов. В канун нападения Германии на СССР на территории Смоленской области действовало всего три прихода

РЕКЛАМА