Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_95377.html


26 июня 2012

Андрей Зайцев

Как жили смоленские православные в годы Великой Отечественной войны

Вышла новая книга иеромонаха Серафима (Амельченкова)

Иеромонах Серафим (В.Д. Амельченков). Русская Православная Церковь и общество в период Великой Отечественной войны1941 – 1945 годов (на материалах Смоленской области). Смоленск: Свиток, 2012. 256 с.

В дневниках Константина Симонова о первых днях войны рассказывается, как женщины крестят солдат со словами: "Помоги вам Бог". В минуты опасности забывается официальный атеизм, громкие слова о церковно-государственных отношениях, и на первый план выходят люди – люди, которые восстанавливают храмы на оккупированных территориях, идут служить молебен об освобождении смоленщины от фашизма и получают за это орден Красной звезды.

Иеромонах Серафим (Амельченков)

В книге иеромонаха Серафима (Амельченкова) "Русская Православная Церковь и общество в период Великой Отечественной войны" очень много фотографий и рассказов о людских судьбах, которые и создают лицо этого добротного исследования. Профессиональные историки найдут там обширную библиографию и разбор источников, таблицы о состоянии храмов и приходов в довоенное время и в ходе немецкой оккупации.

Читатели же, интересующиеся дыханием Церкви, смогут получить ни с чем несравнимое удовольствие от погружения в эпоху.

Слово удовольствие плохо подходит к страданиям верующих в годы войны, но оно очень нужно нам, живущим в России начала ХХI века и переживающим за судьбы Церкви. Нам очень нужно помнить о прошлом Церкви, чтобы защитить ее в будущем, если возникнет такая необходимость. За последние 20 лет открыто множество храмов, воскресных школ церковных приютов, и иногда кажется, что этот период является уникальным в своей новейшей истории, но книга отца Серафима избавляет нас от ненужной эйфории от собственных успехов – с 1941 по 1943 год смоляне открыли несколько десятков храмов, восстановили в школах преподавание Закона Божьего, верующие люди смогли молиться в храмах, происходили массовые крещения и венчания.

Все это делалось вопреки политике немецких войск, желавших, по словам Гитлера, создать в каждой деревне свою церковь и свою секту, чтобы люди не могли даже мечтать о возрождении патриотизма, к которому призывали церковные иерархи во главе с митрополитом Сергием (Страгородским).

Возрождение веры в условиях войны, которое наглядно демонстрирует в своей книге отец Серафим, показывает, что за сухими фразами об использовании религиозного фактора в годы войны СССР и Германией, скрываются человеческие судьбы. Детей, слушавших о Христе и Родине в разрушенных школах и храмах, священников, помогающих партизанам, несмотря на смертельную опасность, и тысяч других верующих, которые не могли себе представить, что значит жить "с Богом в душе" и при этом не иметь возможности ходить в храм.

Стоит отметить, что фашисты совсем не стремились возрождать православие на смоленщине: ограничившись демонстративным открытием Смоленского Успенского собора, они, в лучшем случае, не препятствовали открытию храмов. Напротив, политика Гитлера, фашистского партийного руководства по отношению к Церкви была столь жестокой, что ей воспротивилось германские военные, отличавшиеся большим прагматизмом в религиозных вопросах.

Книга отца Серафима очень жесткая: автор не скрывает, что в годы оккупации большинство священников старались держать нейтралитет между воюющими сторонами, что судьбу многих батюшек, служивших на смоленщине при немцах, потом сломали наши компетентные органы. Люди, пережившие оккупацию, были отправлены в тюрьмы и лагеря за то, что исполняли свой пастырский долг. Между тем публичный нейтралитет Церкви был единственным способом ее выживания на оккупированных территориях.

Книга отца Серафима также развенчивает устойчивый миф о том, что гонения на Церковь окончились со смертью Сталина. На примере одного Смоленска можно увидеть, что несколько православных храмов, уцелевших при немцах, были взорваны уже в 60-70 годы прошлого столетия, а верующие преследованиям до самого конца советской эпохи.

История православия на Смоленщине. Вчера и сегодня. Выступление Александра Щипкова на презентации книги о. Серафима (Амельченкова) "Русская православная церковь и общество"

РЕКЛАМА