Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_95425.html


28 июня 2012

Андрей Зайцев

Почему в Москве и Петербурге живут самые некультурные люди, или пара слов о выборе основ православной культуры

"Конечно, многие путают этику и этикет, но вряд ли все эти люди уехали из Ленинградской области и живут в Петербурге"

На днях в рунете появился материал "О введении в образовательную программу РФ духовно-нравственного компонента" .

Его авторы, проанализировав статистические данные выбора предметов в рамках курса "Основы религиозной культуры и светской этики", делают вывод о том, что в некоторых регионах родителям навязывают изучение светской этики и не дают изучать основы традиционных религий.

С помощью приведенных в материале таблиц можно легко увидеть, что сложнее всего родителям отстоять права детей на изучение "Основ православной культуры" в Москве и Петербурге. Так, например, в Московской области ОПК выбрали 48,1 % учащихся (31626 человек), а в Москве – лишь 16% (12424). Напротив светскую этику в Московской области выбрали 35.8% (23604 человек), а в столице – 63% (48918). Это очень большой разрыв для жителей двух соседних регионов, который противоречит статистике Центрального федерального округа. В среднем ОПК и светскую этику выбирают примерно 40 процентов родителей, и показатели выбора этих двух блоков почти одинаковые (41.9% – ОПК, 40.5% – светская этика).

Еще более странную картину можно наблюдать, сравнив данные по Петербургу и Ленинградской области. В Ленобласти ОПК выбрали 57.7% (7433), а в северной столице – только 9.4% (3571). Это очень интересные цифры.

Получается, что во всем огромном Петербурге нашлись только три с половиной тысячи родителей, желающих, чтобы их детям рассказали о православии. Иными словами, только каждый десятый папа или мама хотят, чтобы их ребенок изучал ту культуру, которая сформировала Россию.

Можно найти лишь три причины, которые это объясняют. Начнем с менее вероятной. Большинство петербуржцев считают, что рассказать о православии своим детям они смогут сами, а на уроках этики их детей научат держать ложку и вилку, сморкаться в носовой платок, переходить улицу на зеленый свет и не дергать девочек за косички. Конечно, многие путают этику и этикет, но вряд ли все эти люди уехали из Ленинградской области и живут в Петербурге.

Вторая причина более вероятна – директора школ и чиновники от образования Москвы и Петербурга идут по пути наименьшего сопротивления: курс светской этики настолько размыт, что его может преподавать практически кто угодно – от учителя физкультуры, до учителя математики. В случае же с основами традиционных религий необходимо, чтобы преподаватель отличал образ Христа, от иконы святителя Николая, а также представлял себе, что такое христианство. Этому невозможно научить на курсах повышения квалификации за пару дней, а потому администрация школы и может просить родителей выбирать светскую этику.

Наконец существует и третья причина значительного различия в показателях между Москвой, Петербургом и соответствующими областями. Она политическая, и её называют сами авторы упомянутого нами текста – многие представители местных властей и руководства школ "не занимаются духовно-нравственным воспитанием, не заинтересованы в сохранении традиционной культуры". Эти люди ставят палки в колеса тем родителям, которые хотят передать своим детям знания о той или иной традиционной религии, и прежде всего, о православии. Глядя на цифры, с этим выводом сложно не согласиться.

РЕКЛАМА