Андрей Прошкин "Это история о человеке и Боге, об обществе и власти" Кинорежиссер Андрей Прошкин об истории создания фильма "Орда", реакции публики и полученных наградах ММКФ Почему Вы обратились к событиям XIV века?
Вначале было намерение продюсеров сделать картину о святителе Алексии, Московском митрополите. Потом мы с Юрием Арабовым встретились и стали думать, какой здесь может быть сюжет. В творчестве Юрия Николаевича давно занимает центральное место тема мистической жертвы, которая как-то отзывается в мире. И выбрал для фильма эпизод из жития . А вообще сделать фильм о святителе Алексии предложила студия "Православная энциклопедия". Изначально это была инициатива Сергея Леонидовича Кравца. Мы с ним вместе пригласили в это дело Арабова и в совместных разговорах вышли на этот сюжет.
Он актуален именно сегодня?
По-моему, тема мистической жертвы всегда актуальна. К тому же мы видели немало параллелей с сегодняшним днем, узнавали многие нынешние реалии. Прежде всего, присущее нашему обществу ощущение самодовольства и собственной мощи без понимания того, что внутри него уже запущены необратимые процессы распада.
В центре фильма внутренняя трагедия тех, кого принято называть "сильными мира сего"...
Не только. Это история о человеке и Боге, об обществе, о власти. Журналистская привычка сводить проблематику двухчасового фильма к двум предложениям вообще неуместна.
Это Ваш первый совместный проект с кино-телестудией Сергея Кравца "Православная энциклопедия"?
Да. Они вообще очень серьезно занимаются христианской тематикой, издают научный труд. Уже в дополнение к нему появилась киностудия, которая сначала снимала документальные фильмы, а потом занялась игровыми. Первым был фильм "Поп", а второй – наша картина "Орда".
"Орда" единственный российский фильм, получивший награду на ММКФ. И это на фоне неких "антиклерикальных" настроений у определенной части гуманитарной общественности. Совпадение?
К моему большому сожалению, подавляющее большинство крайне узко воспринимает понятие "актуальность": как следование политической и иной моде. Эти люди предсказуемо реагируют на некие штампы и жупелы. На самом деле религиозные темы в искусстве существуют всегда. Независимо от общественных настроений.
В чем же главная причина этого постоянства?
Христиане мы или атеисты, в любом случае принадлежим к христианской европейской цивилизации. Поэтому религиозные темы возникают в творчестве режиссеров спонтанно, и естественно, не только в нашем кино. Хотя где-то в соответствии с иными традициями они могут быть по-другому разработаны. Можно вспомнить и "Андрея Рублева" Тарковского, и такую выдающуюся, одновременно христианскую и антиклерикальную, картину как "Рассекая волны" Ларса фон Триера.
Но при этом оценки таких фильмов часто полярны, не так ли?
Да. Мы, например, получили немало негативных отзывов от людей, которые даже не видели фильм и не собираются его смотреть. Это, мягко говоря, удивляет. Вы сначала посмотрите фильм, а не думайте о том, что происходит в Патриархии или с Pussi Riot. Наша картина совсем не об этом.
Как в советскую эпоху во всем ищут политический подтекст?
Нас обвиняют в том, что мы льем воду на мельницу пресловутой "клерикализации". Нередко это делают люди, которые в своей жизни не нюхали ничего серьезнее кокаина. Они смеют оскорблять уважаемого Юрия Арабова, которого лет двадцать просто гнобили, не давая публиковаться и не снимая фильмов по его сценариям. Я сам воспринимаю подобное обвинение в "клерикальной" пропаганде как личное оскорбление и искренне не понимаю, чем я это заслужил. Наш фильм в том числе и об этом фарисействе.
В то же время реакция публики на фестивале показала, что у картины есть свой зритель?
Да, я на это надеюсь. Картина вполне зрительская. Для людей, которых может заинтересовать такая тема, которые вообще способны воспринимать более–менее серьезное кино, фильм станет увлекательным. Не будем, однако, забывать, что "мера увлекательности" у каждого своя.
|