Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_96693.html


13 сентября 2012

Дмитрий Тюттерин

Детское кино: кого спасет маркировка?

Источник: http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=10029&article=2595 Нескучный сад

Законотворчество пришло в медиа и эфир. Теперь все детские фильмы промаркированы цифрами: "15+", "12+" – это информация, с какого возраста то или иное кино не повредит психике и нравственности детей. Педагог Дмитрий ТЮТТЕРИН считает, что попытка регулировать что-то в области морали и нравственности с помощью законодательных актов, по сути – фарисейство. А бороться со СМИ гораздо проще, чем по-настоящему заниматься своими детьми.

Как только о чем-то серьезно задумываешься – окружающая реальность начинает подсовывать тебе знаки. В тот вечер, когда я сел писать статью про новые законодательные инициативы в области защиты детей, знаков было несколько.

Сначала я включил телевизор, чтобы посмотреть, как на самом деле законотворчество поменяло эфир. И тут мне был знак из, что называется, недвусмысленных. Сразу после рекламы памперсов и новой детской игрушки канал, который позиционирует себя как семейный, показал рекламу фильма "Сонная лощина". Да, сам фильм должен был идти поздно ночью, и реклама снабжена яркой маркировкой. Но за те полминуты, что она шла, в нее, кажется, влезли все отрубленные головы и реки крови, что есть в самом фильме. Мне оставалось только порадоваться, что детей не было дома.

Против всякого закона найдется лазейка. Если я, условный телепродюсер, хочу говорить с телезрителем про секс и насилие – я найду способ говорить. Вот, например, в США возрастные рейтинги действуют уже много лет и являются важной составляющей многомиллионного бизнеса – все прописано до мелочей. В частности, там запрещено показывать детям обнаженное тело, но говорить об этом – не запрещено. В результате – большое количество разговорных подростковых комедий, от которых и у взрослых-то уши вянут. И все по закону. А запретят говорить – найдутся другие лазейки – жесты, рисунки, метафоры. Да мало ли что еще!

Такие примеры доказывают – попытка регулировать что-то в области морали и нравственности с помощью законодательных актов, по сути своей – фарисейство. Если люди хотят морально разлагаться – им нельзя запретить. Да и запреты какие-то смешные. Один фильм можно смотреть в 16 лет, а другой только в 18. Что такого за два года случается с шестнадцатилетним лбом, что психика его становится устойчивой, а мораль – крепкой? Мне это интересно знать как человеку, который в 16 вышел на свою первую работу.

Впрочем, это было только первое событие вечера, первые размышления. Далее мне пришлось выйти на улицу, чтобы поехать по делам. На улице играли дети. Но играли они, что удивительно, не на детской площадке, а в специально огороженном месте для выгула собак. Причем в это время там гуляло несколько огромных псов и их ошарашенные хозяева. Детская площадка пустовала.

Я стал вспоминать себя в детстве и понял, что мне тоже было бы интереснее на площадке для собак. Наша жизнь была бедна настоящими приключениями. Поэтому, предоставленные себе, мы искали их, и часто находили. Считается, что и наши дети заполняют телевизором и компьютером пустоту. Однако суть этой пустоты, этой нехватки скорее не интеллектуальная, а эмоциональная. Детям нужны приключения, переживания, эмоции. А мы, даже самые лучшие из нас, предлагаем им занятия, развитие, обучение. Именно в этот момент дети и начинают искать этих острых ощущений в запретном. В свои десять лет я видел такое, с чем и сейчас еще раз столкнуться не готов. Это при том, что я был в общем пай-мальчиком из хорошей семьи. Остановила бы меня маркировка?

Но на этом то ли не все знаки закончились, то ли я стал их видеть повсюду, но когда я сел в машину, по радио заиграла песня из фильма "От заката до рассвета". Это, если кто не знает, фильм про битву с вампирами. Не совсем то, что я бы хотел показать своим детям, прямо скажем. Но и в то же время – это один из самых бескомпромиссных фильмов о борьбе добра со злом. И я вполне пойму отца, который использует фильм как инструмент педагогического воздействия на четырнадцатилетнего нечувствительного подростка. А чем их еще проймешь, подростков этих? Кто-то такого отца осудит, кто-то поддержит, но ясно одно – самый невинный мультик, в котором нечеткие границы добра и зла, гораздо опаснее того, что в фильме кто-то выстрелит из пистолета, закурит сигару или выругается. В конце концов, кино всегда сказка, а в сказке снести недругу голову мечом – самое милое дело.

К чему все эти три истории и что их на самом деле объединяет? В советские времена существовал плакат : "Совесть пассажира – лучший контролер". Сейчас он воспринимается с иронией: ну какая совесть, о чем вы, граждане? Однако, если задуматься, что, кроме совести, может остановить человека от проезда зайцем? А кто задает эти самые стандарты поведения, именуемые совестью, как не семья?

Мы очень хотим обвинить в плохом воспитании наших детей кого угодно, только не себя. Это кинокомпания виновата, что сняла и рекламирует такой фильм. Это СМИ виноваты, что не предупредили меня о жестокости в нем. Это кинотеатр виноват, что продал ребенку билет, несмотря на возрастные ограничения. Это одноклассники виноваты, которые считают тех, кто не смотрел "Пилу-4", лохом. Это государство виновато, что не может заставить всех вести себя так, как мне надо.

Но на самом деле виноват только родитель. Не сделал жизнь ребенка интересной и насыщенной, не научил его не идти на поводу у социальных стереотипов, не развил в нем чувство прекрасного, не воспитал элементарной брезгливости. Не объяснил, что такое хорошо и что такое плохо.

Слушайте, да о чем я?! Когда к педагогам и психологам обращаются с проблемой того, что ребенку нанесена вполне реальная травма тем или иным фильмом, в подавляющем большинстве случаев выясняется, что он смотрел его вместе с родителями. И они прекрасно знали, на что идут. Семья ребенка – по сути своей единственный надежный заслон между ребенком и злом. Но сейчас по факту оказывается так, что семья в России – далеко не лучший контролер. Далеко не лучший.

Есть множество проблем в этой сфере, с которыми стоило бы бороться: шокирующий уровень насилия в семьях, высокий уровень детской преступности, беспризорные дети, детский алкоголизм и наркомания, подавляющая педагогическая безграмотность родителей – они просто сами не знают, что можно, а что нельзя делать с детьми. А мы боремся со СМИ, чтобы те лепили маркировку. Потому что с ними проще бороться. Как в старом анекдоте – человек ищет часы не в подворотне, где потерял, а под фонарем, потому, что там светлее.

РЕКЛАМА