поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
02 октября 2012  распечатать

Дарья Сивашенкова, Андрей Зайцев

Гонения на Церковь: записки осужденной

Источник: Правда.ру

Острая тема гонений на Церковь заставляет вспомнить времена, когда насилие над верующими не ограничивалось оскорблением религиозных чувств. 30 лет назад за веру в Бога можно было угодить за решетку. О тех временах повествует книга Татьяны Щипковой, севшей в тюрьму за проповедь Христа: "Женский портрет в тюремном интерьере. Записки православной".

Принято считать, что гонения на верующих в СССР почти прекратились после встречи Иосифа Сталина с тремя православными иерархами 5 сентября 1943 года. Лишь немногие могут вспомнить о хрущевских гонениях, о хвастливых обещаниях "показать по телевизору последнего попа". И уж совсем единицы расскажут нам, что преследования верующих продолжались практически до конца 80-х годов прошлого столетия и прекратились лишь после того, как в стране началась перестройка.

Между тем, конец 70-х – начало 80 годов ХХ века был для верующих очень тяжелым периодом. "Сталинская оттепель" давно миновала, имя вождя стало жупелом, и многие его решения оказались пересмотрены. Церковь вновь оказалась в опале. Власть предприняла отчаянную попытку атаки на Церковь, которая коснулась почти каждого жителя СССР – которые, невзирая на все атеистические потуги родного государства, все равно посещали храмы, стояли пасхальные службы и – верили в Бога.

Для родителей невозможно было крестить ребенка без паспорта, а тех, кто все-таки осмеливался сделать это, потом долго "прорабатывали" по месту службы. Верующих увольняли, не давали получить высшее образование, лишали ученых степеней, а уж если за крещением ребенка был замечен партийный – партбилет на стол, что по тем временам было примерно то же самое, что получить "волчий билет" на всю оставшуюся жизнь.

Да, кое-какие послабления по сравнению с лютыми 30-ми годами все же были. Верующих уже не расстреливали, но зато их отправляли в лагеря и на принудительное лечение в психбольницах; антирелигиозные процессы были не публичными, но тихими. Суть дела от этого не менялась: христиане были не просто людьми второго сорта – зачастую их за людей-то не считали.

Среди тех, кто пострадал за веру в те годы, можно назвать имена архиепископа Ермогена (Голубева), священников Павла Адельгейма и Дмитрия Дудко, мирян Зою Крахмальникову, Александра Огородникова, Владимира Пореша и многих других. Одной из таких верующих была Татьяна Николаевна Щипкова, автор книги "Женский портрет в тюремном интерьере. Записки православной".

С 1961 по 1978 год она была преподавателем факультета иностранных языков Смоленского педагогического института. Татьяна Щипкова преподавала латынь, читала курсы по истории французского языка, теоретической грамматике, античной истории и культуре. На своих занятиях Татьяна знакомила студентов с библейскими текстами, без которых невозможно понять ни латинский язык, ни античную историю и культуру. В процессе преподавания Татьяна Николаевна рассказывала студентам о Христе.

На рубеже 70-х – 80-х годов XX века Татьяну Щипкову лишили ученой степени кандидата филологических наук, уволили из института, арестовали и посадили в тюрьму. Она провела три года (1980-1983) в уссурийской исправительной колонии номер 267/10. После тюрьмы она была поражена в социальных правах – работала вахтером, не имея возможности вернуться к преподавательской работе вплоть до начала 1990-х годов. После выхода на свободу Татьяна Щипкова записала воспоминания о своем аресте и о женщинах, с которыми ей пришлось столкнуться в колонии.

В 2011 году уже после смерти автора эти заметки составили основу книги "Женский портрет в тюремном интерьере. Записки православной". Они рассказывают о жизни и духовном состоянии женщин, осужденных за уголовные преступления в 80-е годы прошлого века, а также о тех, кто попал в колонию за религиозные убеждения.

Записки Татьяны Щипковой – это объективный рассказ человека с прямой спиной, который не приукрашивает и не разоблачает позднесоветскую действительность, но показывает, как можно сохранить себя даже в экстремальных условиях несвободы. Находясь в колонии, она оказалась настолько внутренне свободной, что с этой хрупкой женщиной, страдающей глаукомой, ничего не смогли сделать ни ужасающие условия, ни тюремная администрация.

Напротив, Татьяна Щипкова делала все, чтобы помочь сидящим с ней женщинам обрести человеческое достоинство – читала им стихи, рассказывала о классических произведениях русской литературы, занималась французским языком. Эта внутренняя свобода проявилась в советах Татьяны Щипковой осужденным женщинам хранить молитвы в голове, поскольку там их не обнаружит никакой обыск.

Прочитав рукопись "Женского портрета в тюремном интерьере", патриарх Кирилл отметил, что подвиг Татьяны Щипковой не позволяет говорить о том, что мученичество и исповедничество за Христа – лишь удел прошлого: "Нам иногда кажется, что подвиг исповедничества – это то, что принадлежит прошлому, поскольку нас сегодня окружает совершенно другая реальность, не требующая никаких особых усилий, чтобы исповедовать Христа. Нам кажется, что эта реальность исповедничества – где-то позади в прошлом. На самом деле исповедничество веры, подвиг свидетельства всегда будет. Все мы должны твердо помнить и знать, что путь служения Христу и Его Церкви всегда связан с исповедничеством и даже мученичеством".

15 июля 2012 года Предстоятель РПЦ МП открыл мемориальную доску в честь Татьяны Щипковой на здании Смоленского педагогического институт и призвал подобным образом чтить память исповедников веры по всей стране. Издание воспоминаний этой замечательной женщины – еще один кирпичик в стену память мужественных людей, пострадавших за веру в СССР, но отстоявших свободу человека мыслить, верить и проповедовать Евангелие.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Андрей Зайцев

книги:

Татьяна Щипкова. "Женский портрет в тюремном интерьере"

персоналии:

Татьяна Щипкова

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты