поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
30 октября 2012  распечатать

Андрей Золотов

Неудобная память

Источник: Риа-Новости

Сотни людей зажигали вчера свечи и зачитывали имена расстрелянных у Соловецкого камня на Лубянке. В этом году было, по всей видимости, больше участников этой традиционной акции, посвященной Дню памяти жертв политических репрессий 30 октября, чем обычно. Сотни людей сегодня молились на заупокойной литии, а потом зачитывали имена убитых на Бутовском полигоне под Москвой, где расстреляны и зарыты в больших рвах десятки тысяч наших соотечественников. В Бутово такая акция памяти проводилась впервые.

Были акции в Туле, в Норильске, во многих других городах. В Благовещенске-на-Амуре открыли сегодня памятник жертвам репрессий – к сотням памятников и памятных знаков этой страшной эпохе, уже стоящих по стране.

Тысячи людей по всей России почтили память своих отцов, дедов и прадедов, павших жертвами советского молоха. Тысячи?

В стосорокамиллионной стране, где миллионы людей были расстреляны, замучены под пытками, умерли в тяжких работах, годами невинно томились в неволе, были поражены в правах. Почему же так мало было тех, кто вспомнил сегодня о трагедии нашего народа?

Это странный день. И странная ситуация. Несправедливо было бы сказать, что в России игнорируется память о собственных жертвах собственного страшного XX века – ведь и день такой есть в календаре, и замечательные небольшие музеи посвящены этой теме то тут, то там, и памятники стоят, и часовни, и храмы. И даже президент России Владимир Путин возлагал цветы к таким памятникам в разных городах. И в Бутово, где построен прекрасный храм Новомучеников Российских с душераздирающим музеем личных вещей и фотографий расстрелянных и ботинок, вырытых из могил, президент бывал. А патриарх собирает там каждый год в четвертую субботу после Пасхи сотни московских священников служить, как первохристиане служили, в буквальном смысле слова, на гробах мучеников.

Но разве сопоставима эта память с тем, как воздается у нас дань памяти почти соразмерным жертвам Великой Отечественной войны? Или с тем, что происходит в Ереване 24 апреля, в день памяти жертв геноцида армян в Османской империи? Или с тем, как далеко не только евреи поклоняются жертвам геноцида евреев в Освенциме, Бабьем Яру или Яд Вашеме?

Более чем через 55 лет после отказа от сталинизма на ХХ съезде КПСС и более чем через 20 лет после падения советской системы память о жертвах советского периода нашей истории остается уделом энтузиастов. Она не стала государственным культом, а большая часть наших сограждан не хочет об этих жертвах задумываться.

Мало того, по исследованиям социологов из фонда "Общественное мнение" (ФОМ), за последние десять лет процент наших сограждан, отрицающих массовые репрессии, вырос с 8 до 16. А число признающих их существование уменьшилось с 75 процентов в 2001 году до 62 процентов в 2012 году.

При этом 41 процент россиян затрудняется ответить на вопрос об причинах репрессий, а в общей сложности 51 процент – больше половины! – в разной степени допускает вероятность их повторения.

Соловецкий камень в центре Москвы – это достаточный мемориал для столицы? А разве президенты, свои и иностранные, и школьники не должны в обязательном порядке возлагать цветы у рвов Бутово или Коммунарки всего в нескольких километрах от МКАДа, где покоятся десятки, если не сотни тысяч наших соотечественников?

Это сложная тема и страшная травма.

Во-первых, эти жертвы нельзя списать на внешнего врага – русских коммунистов, как это успешно сделали наши братья в Прибалтике или Польше, или даже на жидо-масонов – излюбленных врагов русских националистов. Надо что-то думать о самих себе.

Во-вторых, слишком большая часть нашего общества по-прежнему позитивно ассоциирует себя с советским прошлым и разочарована в "демократах", начертавших развенчание сталинизма на своих знаменах в конце 1980-х.

Историки давно показали, что массовые политические репрессии начались совсем не при Сталине, а гораздо раньше, но даже хилая хрущевская концепция того, что Сталин был плохой, а Ленин – хороший, до сегодняшнего дня подвергается довольно эффективным атакам ревнителей советского имперского наследия.

И даже государственные деятели современности, имеющие репутацию либералов, считают чуть ли не кощунством исправить что-то, связанное с Лениным – вспомним хотя бы слова вице-премьера Аркадия Дворковича, публично недавно признавшегося, что у него "не поднялась рука" отменить подписанное Лениным решение о каких-то электросетях.

Слабое утешение, что в таких сложностях мы не одиноки. Хотя и принято сравнивать десталинизацию с денацификацией в Германии, это сравнение вряд ли корректно – денацификация осуществлялась в побежденной стране под контролем оккупационных властей, и лишь десятилетия спустя ее "догнало" собственное общественное мнение.

А вот в Испании, например, с наследием франкизма все куда сложнее: там тоже и обет молчания, и разделенное общественное мнение по поводу перезахоронений, и площади имени генералиссимуса в небольших городках – не такая уж редкость.

У русских скорее менталитет победителей, и строить свою идентичность вокруг собственных жертв, как это можно видеть у армян, евреев или сербов, нам пока не было свойственно. Но, может быть, только пока?

"Это ужасающая травма, которая изуродовала нацию. Наше государство и власть побаиваются трогать эту проблему, а кто-то даже заигрывал с идеей превращения Сталина в национального героя, – говорит политолог Сергей Караганов, руководитель рабочей группы по исторической памяти Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. – Но главная причина в том, что значительной части общества страшно признать грех своих отцов и дедов – ведь шел геноцид: одна часть народа уничтожала другую, при этом нелучшая уничтожала лучшую".

А протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомученников Российских в Бутово, чей дед, священномученик Владимир Амбарцумов, там расстрелян и закопан, видит причину еще глубже – эта память неудобна, говорит он, она обязывает жить иначе, а мы не хотим.

"В начале ХХ века наш народ прельстился иллюзиями о том, что можно построить на земле рай, – говорит Каледа, – и совершил колоссальное пролитие крови и понес сам колоссальные жертвы. Сейчас основная цель большинства наших соотечественников –материальное благополучие. Рай на земле не удалось построить, но зато рай в собственной квартире или на собственном участке с коттеджем – теперь мы это хотим строить. А если все же осознать, что все то было неправильно, то надо осознать и то, что мы сейчас неправильно поступаем. И по-другому как-то жить".

А пока никому не кажется странным, что траурные мероприятия в День памяти жертв репрессий проходят в Бутово – на территории района Московской области, который носит имя Ленинского.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Андрей Золотов

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
НОВОСТИ

11.03.2021

Презентация книги Александра Щипкова "Дискурс ортодоксии"
Москва, 11 марта 2021, 19:00

10.03.2021

Лекторий "Крапивенский 4": встреча с доцентом кафедр богословия МДА и Сретенской ДС Павлом Доброцветовым
Zoom, 10 марта 2021 года, 18:00-19:00

05.03.2021

В Российском православном университете обсудили особенности сект и их влияние на политику

Вышел в свет второй номер "Журнала Московской Патриархии" за 2021 год

В России готовят законы о наказании за пропаганду абортов

Упоминание Бога в конституциях светских стран обсудят в Москве

Документы об утраченных московских храмах и монастырях теперь можно изучить в режиме онлайн

04.03.2021

Первый русскоязычный перевод энциклики "Fratelli tutti" издан под эгидой Духовного управления мусульман РФ

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

04.02.2021

IReactor:
Дмитрий Бабич
Откуда берется истерика с Навальным?

31.01.2021

Православие.ru:
Протопресвитер Феодор Зисис
Святой Антоний Великий о ересях и расколах

18.01.2021

Олег Матвейчев
Убить дракона! Трехглавая мифологическая конструкция, разрушающая наше сознание

11.01.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Калужский и Боровский Климент. "Я здесь так покоен духом, что лучшего и желать не следует". (Новые исследования эпистолярного творчества святителя Феофана Затворника)

04.01.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Протоиерей Андрей Новиков
Последняя атака протодиакона Андрея Кураева на Церковь

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты