Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_97880.html


12 ноября 2012

Александра Сопова

Патриарх в Святой Земле: Пасха и Рождество в ноябре

Источник: http://www.nsad.ru/articles/patriarh-v-svyatoj-zemle-pasha-i-rozhdestvo-v-noyabre Нескучный сад

С 9 по 14 ноября Святейший Патриарх Кирилл посещает Иерусалимский патриархат. На языке церковного протокола это называется "мирный визит" – после избрания Предстоятель поместной Православной Церкви по очереди посещает всех других предстоятелей. На обычном языке это называется паломничеством. Среди осени зазвучали пасхальные слова – у Гроба Господня иначе и не должно быть. Впечатлениями об атмосфере визита делится Александра СОПОВА

Иерусалим: крестный ход по извилистым улочкам

"Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!" – так начиналось шествие Святейшего Патриарха Кирилла от Яффских ворот к Храму Гроба Господня и Воскресения в первый же день поездки. По правилам, тропарь Воскресения можно петь только от Пасхи до Вознесения, но в Иерусалиме радостное песнопение звучит каждый день.

Смеркалось, кто-то мерз в футболке, кто-то предусмотрительно облачился в теплую куртку, словно днем и не было +23⁰. Францисканские монахи из Мексики, живущие в Иерусалиме уже давно, – подпоясанных веревками хабитах ("рубищах св. Франциска") и сандалиях на босу ногу. Множество паломниц из России – в белых платочках. Турецкая стража Храма Гроба Господня – в малиновых фесках, с железными посохами. Человеческая каша: к Патриарху тянутся за благословением, аплодируют, поднимают повыше фотоаппараты и телефоны. Пели не очень стройно – не профессиональный хор, а просто люди, встретившие своего Патриарха на Святой Земле. Большинство не знали, когда вылетали из Москвы, ехали из Обнинска, Архангельска, Тюмени, что их паломничество совпадет с "мирным визитом". А кто-то подгадал специально: хотел увидеть Предстоятеля именно здесь.

Крестный ход движется по извилистым узким улочкам христианского квартала – мимо сувенирных лавок, францисканского книжного магазинчика, мусорных баков, под резными балкончиками, с которых процессию фотографируют местные жители. Пасхальный тропарь смолкает, слышны удары железных посохов стражей по каменным плитам. Проходим мимо Иерусалимской Патриархии, колокольный звон на время заглушает и молитвы, и "простите, я вас толкнул", и "не убегай, а то потом друг друга не найдем", и сербскую, и греческую, и испанскую (почему-то особенно много испанской) речь в процессии.

Где еще, кроме Иерусалима, Патриарх будет проходить пешком по кварталу сувенирных лавочек – покупатели фотографируют и возвращаются к выбору подарков и свечек. Навесы магазинчиков смыкаются над головой, в этой галерее смешиваются запахи ладана из кадильниц, душистых трав, каких-то экзотических ароматов.

Об Иерусалиме написано столько, что кажется бесполезным описывать встречу во дворе Храма Воскресения Христова – множество женщин со свечами, оглушительный трезвон колоколов, братские приветствия двух Патриархов. Московского собрата встречает Патриарх Иерусалимский Феофил. Вместе они подходят к Камню Помазания – здесь св. Иосиф Аримафеский положил Тело Спасителя, чтобы умастить его ароматами перед погребением. Потом был молебен, посещение Голгофы, беседа предстоятелей в Патриархии и вручение Патриарху Кириллу ордена Иерусалимской Церкви.

А в ночь на воскресенье будет Литургия на Гробе Господнем, совершенная двумя Патриархами. Задолго до начала в Ротонде и Кафоликоне – самых просторных частях Храма – битком народу, обсуждают трудности восстановления монастыря под Одессой, впечатления от работы в трапезной при храме на Бутовском полигоне, экскурсию по Иерусалиму, кто кого встретил, кто откуда приехал, видел ли раньше Патриарха и есть ли надежда взять благословение. Потом переговариваются все больше о том, какая нынче часть службы: большинство молитв и возгласов звучат по-гречески. Евангелие, а потом Символ Веры и Отче наш повторяются и по-гречески, и по-славянски, и тут уж храм пусть нестройно, но громогласно присоединяется к пению. Что, впрочем, не пробуждает детей, уже спящих в ногах у взрослых на сумках и куртках.

В конце ночной службы трижды прозвучал возглас и ответ: "Христос воскресе! – Воистину воскресе!" Люди потихоньку выходили под теплый иерусалимский дождь. Кто-то по-сербски обсуждал надежды на помощь России и лично Патриарха, кто-то вспоминал православные баталии в Facebook, кто-то сокрушался, что ночью заперты ларьки с сувенирами и реликвиями.

Вифлеем: город Рождества

Чтобы попасть в Палестинскую автономию, где находится Вифлеем, город Рождества, нужно пройти контроль на пропускном пункте – справа и слева, насколько хватает глаз, тянется бетонная трехметровая стена. Тут и там вышки. Гуляя в ожидании по замусоренным тропинкам между оливковыми деревьями, постоянно чувствуешь кожей, что с вышки в тебя в любой момент может прицелиться суровый арабский стрелок. Умом понимаешь, что скучно ему все-таки не настолько. Армии в Палестинской автономии официально нет, и те мужчины с автоматами, что дежурят на каждом углу, – вроде как полиция.

На фоне базилики Рождества Христова фотографируется группа темнокожих паломников – вот кому по-настоящему идут белые платочки. С види это люди скорее из Индии, чем из Африки или Америки. Встретить, впрочем, здесь можно кого угодно.

В очереди к месту Рождества – известной всем хотя бы по фотографиям Рождественской звезде – больше всего русской речи. Гид инструктирует, как освятить купленные в паломничестве крестики и иконы, приложив их к Звезде. В Ясельной пещере рядом, продолжает он, делать нечего – только посмотреть. И, наверное, поэтому очередь к Звезде движется медленно, а у Яслей нет почти никого. Перед храмом паломники читают правило к причащению, а с минарета соседней мечети громко несутся призывы муэдзина. Намаз скоро кончится, и на площадь из храма, навстречу Патриарху, двинется шествие с хоругвями и крестами – крестный ход на фоне минарета.

– Господь нам дал Священное Писание, существует очень устойчивая традиция Церкви, которая хранит Евангельские истины, но Он также благоволил сохранить для нас места, связанные с Его жизнью, которые являются историческими доказательствами правдивости всего того, о чем рассказывает нам Евангелие. Через эти святые места мы видимым образом соприкасаемся с жизнью, с подвигом, со смертью, со страданиями Господа и с Его рождением, о чем я особо хотел бы сказать здесь, на благословенной земле Вифлеема, – с такими словами Патриарх вышел из базилики Рождества. – Поэтому каждый христианин должен посетить эти святые места, по крайней мере, один раз в жизни, а если получится, то и больше. Здесь мы почерпаем благодать, силу для своей жизни.

Кстати, слова о "должен посетить" не выглядят нереалистичными. Паломников в Святой Земле все больше, туры все доступнее. Безвизовый режим с Израилем и вовсе открыл границу. Как сказал во время встречи с Патриархом Кириллом президент Израиля Шимон Перес, в настоящее время Иерусалим принимает до 600 тысяч русскоязычных паломников в год. Во времена первого визита на Святую Землю будущего Патриарха Кирилла, тогда еще совсем молодого человека, Русская Православная Церковь могла отправить в этот регион лишь две группы в год, по 10-12 человек в каждой.

РЕКЛАМА