Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_98631.html


14 декабря 2012

Михаил Тюренков

"Телевидением правят глупость и жадность"

Виталий Третьяков: "Никогда не будет массовая аудитория заниматься поиском высокой культуры"

Источник: http://portal-kultura.ru/ Газета "Культура"

Вот уже третье десятилетие многие считают, что значительная часть психических проблем нашего общества связана с телевидением.

Останкинскую башню даже сравнивают со шприцем, при помощи которого некие внешние силы одурманивают граждан России. Насколько подобные метафоры соответствуют действительности и в чем заключаются механизмы телевизионного воздействия на население, "Культуре" рассказал декан Высшей школы телевидения МГУ имени Ломоносова Виталий Третьяков.

культура: В сегодняшнем нездоровом психологическом климате российского общества часто обвиняют отечественное телевидение...

Третьяков: В значительной мере это отражает реальность. С середины 50-х годов прошлого века телевидение постепенно стало главным средством доставки информации населению так называемого "цивилизованного мира". Это наложилось на стремительное распространение массовой культуры, в которую посредством телевидения человек, даже образованный, стал погружаться автоматически, в том числе и помимо своего желания. И со временем это неизбежно сказалось на всем обществе: сначала усреднение, а потом и понижение культурного уровня, упрощение языка и так далее.

культура: Но все это присуще телевидению изначально, вне зависимости от его содержательной составляющей. В последнее же время складывается впечатление, что многие каналы намеренно пропагандируют жестокость и пошлость.

Третьяков: Да, за исключением разве что отдельных телеканалов, которые сознательно отказались от масс-культа. На большинстве происходит гонка за рейтингом и рекламными деньгами, отсюда – обилие всевозможных попсовых концертов, дешевых сериалов, юмористических по форме, но похабных по сути передач и так далее. То есть из прибежища журналистики, которой на телевидении теперь совсем мало, и института просвещения телевидение окончательно превратилось в средство распространения массовой культуры. Причем последняя представлена на телеэкране по большей части худшими образцами – теми, что потакают самым примитивным инстинктам. А больше всего привлекает массового зрителя то, что выходит за пределы этической и эстетической нормы. Понятно, что между "Зеркалом" Тарковского и похабным анекдотом большинство выберет анекдот. Отсюда – эпатаж, нецензурная лексика, насилие, копание в грязном белье, паранаучная ахинея, низкопробная кинопродукция, пропагандирующая вседозволенность мысли и действия. Все это – прямое следствие коммерциализации нашей жизни.

культура: Но есть и такая точка зрения: не нравится – переключи. Человек волен сам выбирать, что ему смотреть.

Третьяков: Никогда не будет массовая аудитория заниматься поиском высокой культуры. И уж тем более это касается молодежи и детей. Раньше существовали четыре института, формировавших личность: семья, религия, система образования и улица. Уличные традиции и нормы были отделены от трех первых, и человек, даже самый юный, это ясно понимал. Сегодня же ситуация изменилась: в большинстве российских семей телевизор работает практически постоянно и намного сильнее воздействует на детей, чем семья, школа и церковь . Если раньше, например, первые сексуальные познания человек получал, в основном, во дворе, то сегодня он получает это дома с экрана телевизора. Соответственно, эта сфера становится растабуированной, что не может не сказываться на психике ребенка.

культура: Но можно ли утверждать, что современным телевидением движет только прагматика? Нет ли тут разрушительной программы?

Третьяков: Хорошо известно, что для того, чтобы подчинить своему влиянию какую-либо группу людей или территорию, не обязательно завоевывать их с оружием в руках. Это можно сделать, распространив на них свою культуру. Тот же Голливуд делает это совершенно сознательно, причем распространяя не столько свою качественную кинопродукцию, сколько низкопробную, рассчитанную именно на массового зрителя. В этом действительно есть определенная программа по внедрению в сознание граждан других государств американской идеологии.

культура: С нашей стороны этому практически никто не противостоит. Недавно Верховный суд России принял решение, что "Дом-2" и прайм-тайм – вещи вполне совместимые. Почему вообще на федеральных каналах возможна демонстрация таких программ, как пошлейшие "Каникулы в Мексике" или оккультная "Битва экстрасенсов"? Что это: глупость или измена?

Третьяков: Конечно, в нашей стране, в том числе и среди ее правящего класса, есть люди, считающие, что все создававшееся в советское, да и в досоветское время, – убого и хило по сравнению с тем, что создается на Западе. А потому все, что мы получили или скопировали оттуда, в любом случае – лучше нашего. И это то, что можно назвать идейной или культурной "изменой". В большинстве же случаев работают глупость и жадность. Глупость – это когда высокопоставленные люди просто не понимают, что, внедряя чужие образцы массовой культуры, мы неизбежно перейдем в подчинение к тем, кто их создает. Ну а о жадности я уже сказал.

РЕКЛАМА