Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_98668.html


17 декабря 2012

Арсений Загуляев

7 историй о православном Лондоне

Источник: http://www.nsad.ru/articles/7-istorij-o-pravoslavnom-londone Нескучный сад

Новая книга "Русская церковь в Лондоне. От Петра Великого до наших дней" – это кладезь увлекательных, порой детективных историй, написанных с легким английским юмором. Вот что, к примеру, можно узнать из книги и из устных рассказов ее автора прихожанина лондонского Успенского собора Михаила Сарни.

Исповедь через переводчика

Вначале русский приход в Лондоне был полон молодежью. В основном в посольскую церковь ходили юноши, которых Петр Великий отправил учиться навигации и кораблестроению. Собственно из-за них церковь и была открыта. К середине 1710-х годов число учеников из дворян и простолюдинов перевалило за сотню. Им негде было причащаться.

Тогда присматривавший за ними секретарь русской миссии Яков Синявич нанял дом в переулке Эксчейндж-корт близ Стрэнда, в большой гостиной которого была устроена русская посольская церковь, освященная в честь Успения Божией Матери. В верхних этажах поселились архимандрит Геннадий (грек, первый настоятель храма) и Варфоломей Кассано (в будущем принявший священный сан и также ставший настоятелем).

Англиканский епископ Лондона Робинсон разрешил православные богослужения при условии их приватности. Первая Литургия в храме была совершена в ноябре 1716 года, вероятно в праздник Введения Богородицы во храм. Архимандрит Геннадий не готоворил по-русски, а его прихожане по-гречески. Поэтому, например, исповедоваться молодым людям приходилось в компании переводчика.

Синявич и архимандрит Геннадий встречались в Голландии с Петром I, который издал указ о выделении средств на церковь в Лондоне, а Синявичу сказал, что должна быть основана и церковь в не посольства, на английской земле. "Ты церковь основал, а я созижду", – сказал русский царь.

Когда начали служить по-английски

В описи церковного имущества за 1749 год имеются английские переводы Литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста, Служебника, Катехизиса, и ящик с проповедями по-английски и по-гречески. В середине XVIII века было около дюжины британских семей, присоединившихся к Православию.

Первый православный американец

Филипп Ладвелл ΙΙΙ считается первым американцем, присоединившимся к Православной Церкви. Произошло это в Лондоне в 1738 году. Отец Варфоломей запрашивал Синод, можно ли передать американцу Св.Дары, чтобы молодой мирянин взял их с собой в Вирджинию. Полковник привел к вере и трех своих дочерей и, когда бывал в Лондоне, ходил в русскую церковь. Он считался ревностным прихожанином. Обычно в то время причащались раз в год, а Ладвеллы – еще и в Рождественский. Филипп Ладвелл был известен своим веселым и живым характером, гостеприимством и участием в нуждах бедных (он был первым жертвователем будущего первого американского университета и первой больницы в Филадельфии).

Он хорошо знал многих деятелей борьбы североамериканских колоний за независимость. В Лондоне жил на одной улице Франклиным, его жена была двоюродной сестрой жены Вашингтона, а Томас Джефферсон был одним из управляющих его имуществом.

Филипп Ладвелл умер в Лондоне в 1767 году после исповеди, соборования и причастия.

Каково быть псаломщиком в Лондоне

По штату в церкви должны были служить два псаломщика. Обычно их выбирали из числа семинаристов или певчих придворной капеллы. Псаломщикам платили мало, поэтому их судьба часто развивалась экстремально: в ΧVIII веке или они преодолевали трудности, характер их выковывался, и они делали хорошую церковную или светскую карьеру, или спивались.

В более позднее время из псаломщиков лондонской церкви вышли консул России в Бостоне Алексей Евстафьев, сенатор Николай Логинов. Псаломщик Николай Орлов с 1900 года профессорствовал в лондонском университете – публиковал исторические очерки о православии, переводил богослужебные книги на английский язык.

В 1804 году настоятелю церкви в Лондоне протоиерею Якову Смирнову было присвоено потомственное дворянство

Священник-дипломат

Граф Семен Воронцов (отец губернатора Михаила Воронцова, на которого писал эпиграммы с Пушкин) долгое время был послом в Лондоне. В дипломатической работе ему порой помогал настоятель посольской церкви протоиерей Яков Смирнов. Во время одного из кризисов отношений между Россией и Англией, о. Яков вместе с посольскими работниками в течение нескольких месяцев с утра до ночи работал над организацией кампании в прессе против войны с Россией, которую намеревалось начать английское правительство. Войну удалось предотвратить. При Павле I, когда все сотрудники посольства были вынуждены покинуть Англию, отец Яков некоторое время исполнял обязанности посланника.

Роспись жидким воском

В середине 1860-х гг. настоятель Успенской церкви протоиерей Евгений Попов перестроил ее здание (церковь уже давно находилась по адресу , на Уэлбек-стрит, 32. К зданию был добавлен купол, а внутреннее пространство было расписано английским художником Уильямом Кейвом Томасом в технике энкаустики – сложной росписи красками на основе воска, которыми написались ранние византийские иконы. Уникальная роспись сохранилась до наших дней. Увы сегодня в этом здании находится не церковь, а офис медицинской компании.

Феликс Юсупов не причашался после убийства Распутина

После революции прихожанами русской церкви были многие русские аристократы-эмигранты. Они записывались в Приходскую книгу в 1920-21 гг. Многие русские верили в скорое возвращение, и указывали два адреса, местный и российский (семейство графа Шереметева указывало один – "Петроград, Фонтанка 34"). Сохранились записи приходских книг с громкими именами. Среди них – Феликс Юсупов, еще до революции учившийся в Англии и бывавший в Лондоне в изгнании. Судя по записи, он долгое-долгое время не не причащался после убийства Распутина.

Мать Андрея Блума согласилась благословить его монашество только с одним условием: до ее смерти он не должен носить бороду. Будущий митрополит Сурожский Антоний это обещание выполнил. А поскольку во епископа его рукоположили в молодом возрасте, то какое-то время он был чуть ли не единственным в Русской Церкви брившимся архиереем.

Кстати, безбородыми были и священники, служившие в Лондоне в XVIII веке – протоиереи Андрей Самборский (будущий воспитатель Александра I), Яков Смирнов и Евгений Попов. В Лондоне в то время плохо относились к священнику на улице. По донесению посла Мусина-Пушкина, настоятель посольской церкви иеромонах Ефрем болел и из дома выходить не мог, "ибо от дерзновенного и необузданного здешнего народа, к одежде его непривыкшего не раз были учинены ему на улицах огорчения и обиды".

Иеромонах Ефрем позже уехал из Лондона в Моладвию, стал учеником прп. Паисия Величковского и даже составил надгробное слово старцу.

Книга "Русская церковь в Лондоне. От Петра Великого до наших дней" издана Сурожской епархией Русской Православной Церкви при участии "Журнала Московской Патриархии" и издательства "Арефа".

РЕКЛАМА