Юлия Зайцева Православных теперь в России – 41 % Новые данные о религиозности в России представила соцслужба "Среда" Источник: Благовест-инфо Исследовательская служба "Среда" совместно с Фондом "Общественное мнение" (ФОМ) представила результаты нового всероссийского исследования "Арена" Атлас религий и национальностей России". Презентация состоялась 18 декабря в пресс-центре РИА Новости. Выборка чрезвычайно представительна: в 2012 г. социологами было опрошено почти 57 тыс. человек из 79 субъектов РФ, что позволяет судить о вероисповедании 98,8% населения РФ.
Алина Багрина, координатор исследовательской службы "Среда", представила данные раздела "Вероисповедания". "Исповедую православие и принадлежу к РПЦ" ответили 41%; "верю в Бога, но конкретную религию не исповедую" 25%; "не верю в Бога" 13%; "исповедую ислам (разных направлений)" 6,5 %. Это основные группы. Не менее интересны и группы, составляющие незначительный процент: 4,1% это те, кто исповедует христианство, но не причисляет себя ни к одной из христианских конфессий; 1,5 % называющие себя православными, но не принадлежащие к РПЦ или старообрядчеству. Язычниками ("Исповедую традиционную религию предков, поклоняюсь богам и силам природы") считают себя 1,5% россиян.
По 0,5 % или менее приходится на: буддистов (0,5%), староверов (0,2%), католиков (0,1%), иудеев (0,1%), "восточные" религии, протестантов (лютеранство, баптизм, евангелизм, англиканство; 0,2%) и пятидесятников (0,1% последних социологи "посчитали" отдельно).
Необходимые пояснения по принципам и методике опросов дала А.Багрина. По ее словам, социологи старались "минимизировать социально одобряемые ответы". Например, учитывая, что заявление о своей религиозности сейчас воспринимается как показатель некоей респектабельности, респондентов не спрашивали: "Верите ли вы в Бога?", но предлагали согласиться или нет с утверждением: "В Бога не верю". Кроме того, непросто было найти оптимальный критерий, чтобы "посчитать" православных. В последние годы часто можно услышать, что 70-80 % россиян считают себя православными. Однако критерий самоидентификации не дает представления о качестве религиозности; этот показатель уточняется через другие вопросы, и тогда возникает непреодолимая социологическая пропасть между 80% "православных" и, к примеру, 2-3% регулярно причащающихся.
Служба "Среда", исходя из "уникальности понятия Церковь в православном христианстве", выбрала в качестве основного критерия принадлежность к РПЦ. Из 41% ответивших положительно: 34 % стараются соблюдать религиозные предписания, 29% (против 16 % в среднем по стране) доверяют Патриарху РПЦ, 17% молятся каждый день. Но из этого же числа(из 41%) 12% верят в приметы и гадания. Лишь 8% "принадлежащих к РПЦ" прочитали Евангелие; еще меньше – 5% участвуют в жизни приходов, и всего 4% исповедуются не реже раза в месяц; вопрос о причащении не задавался. Интересно, что из всего числа опрошенных россиян читали Евангелие 5%; среди католиков таких 15%; абсолютными чемпионами по ознакомлению с главным вероучительным текстом всех христиан являются пятидесятники – 60% (иные протестанты – 47%).
Эти данные прокомментировал представитель Синодального информационного отдела РПЦ Вахтанг Кипшидзе. По его словам, в выступлениях церковного руководства можно услышать ссылки на 70-80% православных россиян. "Это происходит не потому, что мы не читаем социологических исследований, а потому, что эти люди (70-80%, против 41% ред.) несут в себе признаки православной идентичности, т.е. потенциально принадлежат к православной культуре, слышат пастырское слово Церкви, к ним обращается Патриарх Кирилл". Что же касается низкого процента членов РПЦ, знакомых с Евангелием, то В.Кипшидзе это не особенно смущает. "Кроме чтения Евангелия, существуют другие формы передачи духовной традиции", сказал он, сославшись на времена, когда большинство православных были неграмотными. А.Багрина интерпретирует эти же показатели так: "Эти 41%, считающие себя членами РПЦ, на надежном православном пути, а с чтением Евангелия, причастием и исповедью они потом разберутся". При этом она отметила следующую корреляцию: "Больше всего влияет на частоту исповеди чтение Евангелия".
Свежие данные полезно соотнести с предыдущими, которые представила директор по исследованиям ФОМ Елена Петренко. Оказывается, еще в начале 1960-х гг. социологов поразили результаты опроса читателей газеты "Правда" (200 тыс. респондентов): 8% назвали себя православными. "Это старушки, они вымрут и на этом все закончится", такова была интерпретация специалистов по научному атеизму. Но все вышло иначе – по словам Е.Петренко, "старушки размножались", и в начале 1990-х гг. те же 8% определенно назвали себя православными, а еще 45 % скорее склонялись к православию. В середине 2000-х 5-8% "прошли тест на воцерковление", как говорят социологи, а 65% идентифицируют себя как православные. Несмотря на то, что упомянутые опросы проводились по иным методикам (а как объясняли участники пресс-конференции, это очень важно), их данные важны для понимания динамики православной религиозности в России.
Ряд вопросов у журналистов вызвали данные по численности мусульман. В проекте "Арена" говорится о 6,5% мусульман, т.е. примерно 8 млн. Журналист Андрей Золотов задался вопросом о том, откуда взялась цифра в 20 млн., о которой некогда упомянул В.Путин, и теперь "все повторяют". Религиовед Роман Силантьев не согласился с данными, полученными "Средой": по его сведениям, мусульман в России больше – порядка 12-13 млн., причем большинство из них – сунниты.
Важный раздел исследования – соотнесение религиозности с национальностью, характеристиками мировоззрения, социально-демографическими показателями. Респондентов спрашивали о любви к России, о доверии к окружающим, об отношении к традиционной семье, желании иметь детей, жить в другой стране, участвовать в благотворительности, о восприятии мигрантов и т.д. Со всеми этими значимыми показателями, соотнесенными как с религиозными группами, так и с национальностями, можно ознакомиться на сайте соцслужбы "Среда" (проект "Арена" www.sreda.org/arena).
Результаты опроса представлены также в сборнике, проиллюстрированном, в том числе, фотографиями и высказываниями известных людей – исторических и религиозных деятелей, священнослужителей, ученых. Однако не может не вызвать изумления, что, наряду с преподобным Исааком Сириным, Достоевским и Грибоедовым, митрополитом Антонием Сурожским, о.Александром Менем, о. Павлом Флоренским, в эпиграфах к разделам исследования присутствует Сталин. Почему-то к разделу о доверии к людям выбрана зловещая цитата из генералиссимуса: "Здоровое недоверие – хорошая основа для совместной работы".
В целом же проект "Арена" Атлас религий и национальностей РФ" является беспрецедентным, он предоставляет огромное поле для социологических, религиоведческих заключений, для размышлений внутри самих религиозных организаций. Отвечая на многочисленные вопросы журналистов, А.Багрина отметила, что в данной отрасли социологии, касающейся такой сложной и деликатной сферы, как религиозность, еще не выработано всеобъемлющих критериев. Социологи "Среды" в сотрудничестве с ведущими соцслужбами РФ находятся в творческом поиске оптимальных параметров подобных исследований.
|