поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
14 марта 2012  распечатать

Священник Петр Коломейцев

Минус христианство

Сумерки веры порождают чудовищ

Средневековые поверья обретают второе дыхание в наши дни. Кто бы мог подумать, что в век цифровых технологий вспыхнет настоящий бум вампиромании. Мода на вампиров покинула маргинальные сообщества готов и захватила массовую поп-культуру. Костюмы а-ля граф Дракула, вставные, светящиеся в темноте, клыки, косметика в бледных синевато-зеленоватых тонах, томатно-алая помада цвета сочащийся крови, или, наоборот, инфернально-черная, лак для ногтей, фиолетовый или тухло-зеленый – стали необходимыми атрибутами вампирских тусовок в кафе и на дискотеках. ХХI век – время политкорректности. Толерантное отношение к "не таким" людям привело к попытке реабилитировать вампиров. Возникло много литературных и кинопроизведений, таких как "Дракула", "Бал вампиров", "Голод" и "Интервью с вампиром", авторы которых показывают сложный духовный мир этих бездушных тварей. Популярность этих персонажей возросла в сотни раз. Бесконечные сайты, форумы, магазины и даже целый научно-исследовательский институт.

На волне этой вампиромании обычная домохозяйка Стефани Морган Майер, мать троих детей, член церкви мормонов, не обладающая, по свидетельству Стивена Кинга, сколько-нибудь литературным даром, создает вампирскую сагу из шести романов, по которой затем снимается пятисерийный фильм "Сумерки". Эта киносага, едва выйдя на экраны в 2008 году, уже побивает рекорды гангстерской саги "Крестный отец" и сериалов про индейцев второй половины 20 века. Подсчитано, что каждая четвертая девочка-подросток украшает свою комнату постерами с персонажами фильма "Сумерки". Хотелось бы разобраться, почему откровенно слабые с точки зрения развития сюжета и начисто лишенные художественных достоинств, произведения Майер пользуются такой бешеной популярностью на всех пяти континентах.

Для начала пару слов о возникновении суеверий про вампиров и их трансформации в наше время. Впервые эти суеверия появились у южных славян и румын. Само слово вампир или упырь славянского происхождения. Исследователи не исключают влияния цыганских племен, перекочевавших на эти земли из Индии. Они и принесли с собой поверья, корни которых лежат в языческих культах Востока. Попав на христианскую почву, эти поверья какое-то время еще носили назидательный христианский характер – вампирами становились люди, лишенные церковного погребения: еретики, самоубийцы, нераскаявшиеся грешники. Задача христианина заключалась в борьбе с этой нежитью и спасения себя и своей семьи не только с помощью чеснока, но и креста, молитвы, а главное: покаяния. И, хотя само уничтожение трупов-кровососов носило некоторые черты магизма: осиновый кол, рассыпанные зерна мака, которые вампир должен был обязательно пересчитать, прежде чем продолжить свой путь, однако приоритетными все-таки считались водосвятный молебен, исповедь и святое Причастие.

В наше время христианское морализаторство напрочь ушло из этих суеверий, уступая место неприкрытому язычеству. Страх смерти – один из самых древних страхов, перекочевавших в нашу жизнь. И наибольшее число суеверий возникает сегодня именно в связи с уходом человека в мир иной. Какое главное качество насельника инобытия, попросту покойника, в отличие от живого человека? Это главное качество состоит в том, что ему не страшна смерть! А раз он каким-то образом вошел с ней в некоторый союз, то, стало быть, он приобрел и некоторые качества смерти, как таковой, а именно: бессмертие, могущество и власть над живыми. Как вы думаете, почему завешивается черной тканью зеркало в квартире, где происходят поминки? Да чтобы не увидеть в нем душу покойника в человеческом облике, и чтобы не утянул он никого из сидящих за столом, случайно взглянувшего в зеркало. Зеркало ведь давний магический предмет, кажется, что за ним – целый мир, зеркально похожий на нас, а на самом деле – пустота. Вот и стараются ублажить покойника, чтобы не приставал он к живым, потому и стакан водки ставят перед его фотографией, и кусочек хлебца на закуску. И говорят о покойниках "или хорошо или ничего", чтоб ненароком не обидеть. Надо ли объяснять при этом, как плохо приходится незадобренному покойнику, лишенному цветов, почестей и церковного отпевания. Хочется ему, чтобы его участь разделили и другие. Вот и становится он вурдалаком.

Итак, что же сделала Стефани Майер, чтобы собрать столь огромные аудитории фанатов вокруг своего детища? Она приготовила крутой замес из всего, что может привлечь массового читателя. Тут есть и страх смерти, и страх перед потусторонним миром, и бесовщина и древняя магия, уход от обыденности и тяга к эзотерике. Такой вот коктейль. А главное, сильной стороной Майер оказалось ее чуткое понимание настроений современных подростков. Она сумела угодить и готам и эмо. Литературная инфантильность обрекла ее ЖЖ-шный роман на массовый успех.

Романтизм главной героини подкупает зрителей. Она не может, как все, довольствоваться попсовым образом жизни, ее не привлекает шопинг и пустые разговоры о деньгах, сексе и карьере, эта жизнь не кажется ей настоящей. В своей тоске по подлинности она мечтает о благородстве, верности, любви и самопожертвовании. Клан Калинов и ее возлюбленный Эдвард, покоряют ее своим аристократизмом, старомодным поведением, рыцарским отношением к даме и благородством, как будто бы сошли с древних пергаментов возвышенные идеалы средневековья и явились в наши дни. Что же касается Джейкоба и его племени индейцев, то за ними стоят, уходящие в глубокую древность, связи с природой и магия. Будучи одновременно и людьми и волками, они олицетворяют собой образ человека неиспорченного цивилизацией, когда можно быть одновременно и байкером, и сохранить свое языческое первородство в мире природы. Создается впечатление, будто бы это и есть тот, утраченный человеком, рай.

Есть в саге и нечто такое, сугубо девочковое, видимо присущее самой Майер, что сделало ее роман особенно любимым именно прекрасной половиной человечества. Несбыточная мечта девочки-подростка о том, чтобы ради нее возникало соперничество, чтобы из-за нее воевали целые кланы и племена, ее желание перевоспитать отвергнутого обществом злодея, все это воплотилась в персонаже Белле Свон. Простая американская школьница, не очень эффектная, трогательная в своей неуклюжести, совершает невозможное: примиряет оборотней с вампирами и становится центром всей новейшей истории.

Особое место в фильме занимают любовные отношения главных героев. Создается впечатление, что фильм создан в довоенные времена, когда не было еще молодежных комедий про "это", и взрослых фильмов, совершающих опасные экскурсы в область "этого", балансируя на тонкой грани между искусством и порнографией. Молодые люди любовной саги романтичны и целомудренны, непрошенный поцелуй приводит к пощечине, смахивающей на боксерский удар. Влюбленные много разговаривают, целуются, обнимаются, спят вместе, млеют от избытка чувств, но – сохраняют при этом девственную чистоту. Сначала брак, потом – интимная близость.

Может показаться, что, наконец, получен тот продукт, который столь необходим подрастающему поколению. Однако, что преподносит нам последовательница секты мормонов на самом деле? Господь нас призывает к метанойе, то есть к преображению. В обычной жизни христианина это означает кропотливую каждодневную работу по преодолению грехов, она не столь привлекательна, как магическое приобретение сверхъестественных способностей, которое, по сути, и является тем же искушением Адама и Евы, запретным плодом.

Белла Свон – в третьем фильме саги, делая мучительный выбор между вампиром и оборотнем в пользу вампира, объясняет свой выбор тем, что всегда мечтала о сверхъестественных способностях. Ее обычная жизнь полна боли, утрат, разочарований и чувства незащищенности. Мечта о могуществе – вот что перевесило чашу весов в ее отказе от теплокровной жизни человека. В дальнейшем, (фильм по книге "Рассвет" находится в стадии производства) став вампиршей, Белла Свон приобретает красоту, силу и грациозность, а, кроме того, дар устанавливать щит вокруг себя и своих близких, защищающий их от чтения мыслей другими. Можно, конечно, возразить, что это – фэнтэзи, сказка и вся так называемая магия есть только художественный антураж для передачи более глубоких духовных идей, как это во "Властелине колец" или в "Гарри Поттере", однако, это не так. Духовный анализ книги убеждает нас в языческом характере этого произведения. Можно, конечно, сослаться на языческие особенности мормонского вероучения, использующих амулеты, специальное нижнее белье с эзотерическими символами, тайно практикующих многоженство, совершающих крещение над мертвыми, когда живой человек называется именем усопшего, например Александра Македонского или Ленина или Калигулы и принимает крещение за усопших. Кстати, и "запечатление", которое происходит у Джейкоба с дочкой Беллы и Эдварда, Ренесми, тоже из оккультной практики мормонов, только запечатленный брак, по их учению, дает право стать Богом и владеть собственной планетой. Но думается, что дело не только во влиянии учения мормонов на автора саги, но и в том, что все современное общество глубоко симпатизирует возрождению язычества. Такие картины, как анимационный фильм "Покахонтос", и полуанимационный фильм "Аватар", свидетельствуют не только о чувстве вины перед истребленными индейцами, но и о глубокой приязни к их пантеистическому мировоззрению.

Опасные симпатии ко всякой нежити и прочим монстрам говорят о том, что в современном обществе исчезает вера в существование ада и сатаны, но при отсутствии ада и Рай меняет свой облик, поэтому возникает стремление сконструировать новую модель рая, где размываются границы добра и зла.

Французский историк Филипп Арьес в книге "Человек перед лицом смерти" говорит о том, что в восприятии внецерковного и околоцерковного большинства ад упразднен как "недоброкачественная услуга" со стороны Бога, не отвечающая современным требованием безопасности потребителя. Рай остался, но без Бога, так как Его близкое присутствие мешает нормально расслабиться и вкусить плоды вечности.

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Священник Петр Коломейцев

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты