Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_99023.html


14 мая 2012

Священник Петр Коломейцев

Властители дум

Средства массовой информации являются несомненным благом цивилизации. Действительно, как могло бы мировое сообщество откликнуться и оказать помощь региону, терпящему бедствие, если бы не существование СМИ? Называя себя четвертой властью, то есть институтом, независимым от законодательной, исполнительной и судебной систем общества, СМИ, по их собственному утверждению, руководствуется только принципами информативистики, непредвзятости и политкорректности. Но не надо забывать, что СМИ сами по себе являются субъектом хозяйственной деятельности, частью мирового бизнеса, и их существование, развитие и совершенствование подчиняется экономическим законам. Можно сказать, что они, не имея специально поставленных перед собою целей и задач, превращаются в таких же игроков на рынке, единственной целью которых является извлечение максимальной прибыли.

Так монетаризм проникает в область культуры. А это значит, что право на существование имеют только экономически успешные проекты. Вот и выходит, что "независимые" СМИ могут быть вполне "продажными", то есть зависеть от своих спонсоров, следовать политической конъюнктуре, или подвергаться цензуре. Даже неподцензурный и неподконтрольный Интернет, сильно зависит от рейтингов и от предпочтений посетителей всемирной паутины.

Являясь мощным средством воздействия на сознание и формирование общества, СМИ сами являются продуктом общества. Стоит ли удивляться тому, что бывший редактор христианского журнала, перейдя работать на телевидение, высокомерно говорит своим собратьям по вере: "Не мешайте нам, профессионалам, делать свою работу!"

Но что дает обществу работа профессионалов? Исследования показывают, что большая часть этой продукции посвящена насилию, разврату, культу наживы и потребления. Пропаганда идеалов потребительского общества проникает даже в школьные учебники: "Деньги – это ворота в рай. Они открывают простор в мир путешествий, роскошных магазинов, делают доступным элитарное обучение или платную медицину. Под наличие или отсутствие у человека денег выстраиваются наши желания, потребности, интересы, мысли и многое другое, что есть у нас в душе и разуме. Наличие денег делает нас довольными, успокоенными, уравновешенными, их отсутствие ведет к стрессам и отчаянию". (Кравченко А.И. Обществознание: Учебник 10 класс, 6-е изд., М.: Русское слово, 2003. Стр. 58. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации).

На телевидении очень высокий процент кинопродукции в жанре экшн. Мыльные сериалы сменились криминальными. Появился сериал "Меч", в котором действует карательная организация, борющаяся за справедливость, альтернативная МВД, ведущая борьбу, как с преступниками, так и с милиционерами. Большое место занимают криминальные хроники, причем, если в праздничные дни новостные блоки могут отсутствовать в сетке вещания, то хроники криминальных новостей присутствуют.

Социологические исследования показали, что такой пропорциональный тематический состав вещания не соответствует запросам потребителей. В ответ на это мы слышим все то же: "Не мешайте профессионалам!" также, не смотря на возмущение общественности, не сходит с экранов передачи типа "Дом 2". По оценкам специалистов порно ресурсы в Интернете составляет от 80 до 90%, притом, что: "Порнотрафик занимает от трети до половины всего мирового трафика" (Известия. Ру).

В советское время перед средствами Масс-Медия директивно была поставлена высокая задача: воспитание нового человека. При этом все исследования отмечают не только сильную идеологическую направленность медийной продукции того времени, но вспоминают о добром кино, нравственной литературе, высокохудожественной эстраде. В эпоху культурного монетаризма профессионалы заботятся о другом – при минимальном вложении средств достичь максимальной выгоды. Конечно же, происходит и "воспитания" потребителя – воспитания у него дурного вкуса и низменных интересов.

Некоторые спросят: "Что же, современные Масс-медиа совсем уж бездуховны?" Конечно, нет. Культура не терпит духовной пустоты. Но, если мы посмотрим, чем заполняется этот вакуум, то поймем, что наступило "время слез, а не слов; рыданий, а не речей; молитвы, а не проповеди." (Иоанн Златоуст, ПСС т.2 ч.1 "О статуях II"). Книжные полки, телеэкраны и интернетсайты потчуют нас синкретической похлебкой из эзотерики, астрологии, нумерологии, кабалистики, оккультизма и откровенного колдовства. Некогда остроумный сатирик Задорнов появляется на экране в виде бородатого гуру, проповедующего идеи славянского язычества, которые якобы лежат в основе египетских и европейских дохристианских верований. По мнению Задорнова слово "РА-дость" означает – достать свет (Ра – бог солнца у египтян, а дост, по его мнению, – корень от глагола "достать"), "к-РА-сота" – стремление к свету, "д-у-РА-к" – доставший у РА, "просветленный" то есть. И это он говорит абсолютно серьезно, а шутки и зубоскальство начинаются тогда, когда он пересказывает библейскую историю сорокалетнего хождения по пустыне народа Божия. Расширяет свою нишу в медийном пространстве мистика. Готика и хоррор становятся популярными в кино, литературе и компьютерных играх.

В сложившейся ситуации христианину довольно трудно найти место приложения своим идеям. Масс-медиа противодействует проникновению в их ряды тех идеалистов, которые хотят сказать миру что-то экзистенциально важное, вместо очередной сенсации. В лучшем случае, он не будет услышан и принят, в худшем – приспособится и станет таким же. Вот и апостол Павел пишет: "Не обманывайтесь; худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор. 15, 33). Именно поэтому христиане вынуждены дистанцироваться от существующих СМИ, телевидения, Интернета, кино и создавать параллельные, христианские Масс-медиа.

Христиане руководствуются призывом Господа распространять среди людей веру во Христа и Его благую весть, прекрасно понимая, что СМИ могут оказаться эффективным подспорьем. "Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? ... Прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! ... Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия".(Рим. 10:14-15,17). Также христиане руководствуются чувством ответственности "За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф. 12, 34:37).

Понимая, что нейтральности нет, и "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12, 30), создатели христианского медийного пространства пытаются начисто изгнать из него все, что хотя бы отдаленно напоминает светские СМИ – темы, жанры, приемы. Получается продукция только для внутреннего потребления, потому что те, к кому она должна быть обращена, искренне считают всю христианскую сферу скучной, бездарной, банальной, назидательной кустарщиной. Но и внутри христианского сообщества существенны упреки в том, что она не удовлетворяет информационный голод, и говорит о том, что и так хорошо известно всем верующим.

Выход из создавшегося тупика – есть, более того, он уже наметился. Это использование достижений медийного производства и храброе освоение христианами тех тем, о которых христиане думают, но не говорят, тех жанров, которые раньше считались неприемлемыми. Процесс этот должен быть осторожным, чтобы не профанировать христианское благовестие, но и достаточно новаторским. "Се творю всё новое" (Откр. 21, 5), "Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: и так будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби" (Мт. 10, 16).

То, что сегодня качество христианской продукции сильно улучшилось, говорит о том, что люди бизнеса верят в действенность своих спонсорских вложений в дело христианского просвещения. А другой стороной этого явления является то, что светские Масс-Медиа начинают отзываться на вызов христианства. Разве не чудо, что некоммерческий фильм Мела Гиббсона "Страсти Христовы" и фильм Лунгина "Остров" оказались среди рекордсменов проката.

Мы много размышляем о нашем постиндустриальном обществе, и о том, куда нам идти дальше, а ответ только один – ко Христу, к созданию подлинно христианского общества. Перед лицом вечности альтернативы у нас нет!

РЕКЛАМА