Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_99154.html


21 января 2013

Наталья Гранина, Максим Мартемьянов, Николай Морозов

Пять лет отлучения. В чем сходство между РПЦ и властью? В церкви тоже есть "несогласные", и от них стараются избавиться всеми правдами и неправдами

Источник: http://www.profile.ru/ Профиль

У Русской православной церкви за последнее время появилось немало критиков. Причем не только в светском обществе, но и внутри самой церкви.

Но если мирянам даже самая резкая критика в адрес РПЦ и патриарха ничем не грозит, то для служителей церкви проявление оппозиционности чаще всего заканчивается гонениями. Настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Павловском Дмитрий Свердлов теперь знает об этом не понаслышке.

15 января на сайте Московской епархии появился указ: "Священник Димитрий Свердлов за самовольное оставление прихода запрещается в священнослужении на 5 лет и почисляется за штат". Указ подписан: "Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский".

Впрочем, в личных беседах со Свердловым знающие люди намекали – дело политическое. Дескать, убрали его не за прогул, а за идеи, за вольнодумство и критические высказывания в адрес РПЦ. Священник активно выражал свою позицию в Интернете. Он живо реагировал на происходящее в стране. Писал про "вбросы" и "карусель" на выборах в Госудму, где был наблюдателем, про ситуацию в Крымске и реакцию церкви на акцию Pussy Riot. Причем писал он не только в соцсетях. Дмитрий Свердлов имеет аккаунт на сайте " Эха Москвы". Он также публикуется на портале " Православие и мир" и в некоторых СМИ. В частности, Свердлов упоминал, что хотел бы попросить прощения у Pussy Riot за "бешеную ненависть", которую проявила "часть православного сообщества". Не оставил без внимания он и скандал вокруг часов патриарха. А потом и вовсе дал весьма нелицеприятную оценку РПЦ. "Остатки репутации церкви уничтожены. Не знаю, что можно было бы такого сделать, чтобы ее восстановить", – написал он на своей странице в Facebook.

В конце концов с ним решили попрощаться.

Показательно, что история Свердлова не уникальна. РПЦ объявила серьезную войну всем "несогласным" и под разными предлогами выводит из своих рядов всех вольнодумцев. Так, в прошлом году руководство РПЦ решило разобраться с диаконом Сергеем Барановым. В руках, сидя за столом в просторной квартире в центре Тамбова, где он живет с мамой, Сергей Баранов держит распоряжение Тамбовской епархии за номером 389. Фирменный бланк, печать, приятная на ощупь бумага. "Настоящим распоряжением сообщаем вам, что решение Епархиального суда Тамбовской епархии от 12 сентября 2012 года об извержении вас из священного сана утверждено Его святейшеством святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 5 октября 2012 года".

И это решение тоже политическое.

После приговора Pussy Riot на своей страничке в Facebook заштатный клирик Тамбовской епархии опубликовал открытое письмо патриарху Кириллу с резкой критикой политики РПЦ, сеящей раздор в обществе. И в знак протеста попросил снять с него сан. Переполох случился немалый. Настолько, что к нему домой явился вице-губернатор Тамбовской области Сергей Чеботарев, который поздоровался с Барановым, назвав его запросто Сережей. Церковные иерархи вначале пытались представить восставшего коллегу как аморального человека, подвергавшегося "прещениям (наказаниям. – "Профиль") за непристойное и разгульное поведение, злоупотребление алкоголем и неблагоговейное отношение к святыням". Однако документально подтвердить взыскания так и не смогли.

"Интересно, как меня могли извергнуть, если я сам попросил о снятии сана, – с усмешкой говорит Сергей Баранов. – Но вот решили извергнуть, а то как же – сам вышел! Не дело!" И хотя технически Баранов своего добился, сам процесс показал ему, что церковь, в которую он так стремился душой, сама душу теряет, а вместе с ней и расположение общества. "Церковь сейчас и сама не идет к народу и не делает ничего, чтобы сами люди шли к ней, только отталкивает, – говорит он. – Вместо того чтобы строить храмы в душе, города застраиваются храмами из блоков, в которых некому служить".

На вопрос "Есть ли в церкви сейчас оппозиция?" отвечает: "Конечно. Это все не озвучивается. Но ни для кого не секрет, что и на уровне архиереев идут брожения. Многие недовольны, что церковь уделяет внимание второстепенным, а часто и надуманным проблемам – борьбе с пропагандой гомосексуализма, абортами. В то время как центральные проблемы духовной жизни общества – ложь, воровство, нравственная деградация и т.д. – почти полностью игнорируются. Не довольны нынешней политикой православия и простые священники. Но обычно все, о чем говорят церковные люди, дальше кухонь не выходит. Кто-то затаился в силу личных, семейных причин, кто-то – в силу слабости характера".

Но есть и те, кто говорит и пишет. Кроме Дмитрия Свердлова, Сергея Баранова с критикой выступает и московский протоиерей, публицист Вячеслав Винников. Он также написал открытое письмо патриарху и ряд статей, в которых говорил, что расправа над девушками из Pussy Riot "покрывает несмываемым позором церковь". Однако на слова уважаемого в церковной среде человека Московский патриархат особого внимания не обратил. Быть может, из-за того, что в противовес остальным Винников с должным почтением взывал к патриарху, прося вмешаться и не допустить произвола. Баранов же прежде всего обличал.

"Священнослужителям и прихожанам надо научиться говорить, пусть сначала вполголоса, затем во весь голос, главное, не молчать", – уверен Сергей Баранов.

Даже если есть риск быть отлученным.

РЕКЛАМА