Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_99339.html


29 января 2013

Александр Щипков, к.ф.н., директор Православного правозащитного центра "Территория Церкви"

Выступление на Учредительном собрании членов Движения в поддержку программы строительства 200 православных храмов в Москве

В том, что Движение мирян в поддержку "Программы-200" появилось именно сейчас, есть своя логика. Мы стоим на пороге формирования православного гражданского общества в нашей стране, которое будет существовать в рамках российского гражданского общества вообще. Замечу, эта модель является классической для всех стран с глубокими религиозными традициями, таких как Италия, Польша, Израиль, отчасти США. Секрет прост: даже если связь общества с религиозными корнями ослабевает или прерывается (как в советской России), религиозная этика все равно остается в подсознании нации. Рано или поздно, – например, в период кризиса – она просыпается. Так было в период Великой Отечественной Войны, когда на фронте наблюдался невиданный для советской России взлет религиозности.

Так получилось – и в этом бесспорно присутствует провиденциальный момент, – что формирование православного гражданского общества подтолкнула борьба жителей московских районов за строительство храмов.

Миряне сами взяли под наблюдение, как существующие храмы, так и храмовые проекты в рамках "Программы-200". И это было важно не только для удовлетворения религиозных потребностей граждан, но и для консолидации православных как общественной группы, готовой отстаивать свои права и интересы легальными средствами. Это закономерно. Ведь именно приходы (и об этом неоднократно говорил Патриарх Кирилл) являются пространством социальной деятельности Церкви и укрепления духовных и социальных связей между единоверцами.

Доказательством этого тезиса служит и наше сегодняшнее собрание. Именно борьба за новые храмы свела вместе всех, кто здесь присутствует, и позволила им делать сообща серьезное дело. Благодаря "Программе-200" мы сегодня менее разобщены, чем это было еще вчера.

В течение прошлого года были предприняты огромные усилия для того, чтобы разбудить православную общественность и напомнить ей о её неотъемлемых правах. В частности, о свободе совести, прямым нарушением которой становится отсутствие или явный недостаток храмов в районе проживания верующих.

Сейчас мы можем констатировать, что на сегодняшний день уже сложилось стихийное движение в поддержку "Программы-200" среди мирян. Мирянский активизм становится опорой этого проекта и поддержкой прав верующих по всей России. Люди имеют право ходить в храм расположенный в их районе, возле их дома.

Движение в защиту "Программы-200" должно стать широким и известным. Его учредителями должны быть активисты из местного населения, те, кто непосредственно представляет и общину и потенциальную строительную площадку будущего храма. А не какие-либо "вышестоящие товарищи". Таким образом, в этом объединении будет соблюден принцип общинности, характерный как для церковного устроения, так и для русского народного сознания – общинности, то есть прямой "демократии снизу", а не "свобод" привилегированного меньшинства.

Сегодня "Программа-200" испытывает определенные трудности. Это понимают и те государственные лица, которые стоят на страже наших интересов и курируют этот проект. Так, на днях куратор "Программы-200" от Правительства Москвы Владимир Ресин сказал о том, что программа, которая изначально рассчитана на 5 лет, может растянуться на 10-20. Мы не сомневаемся, что человеку такого уровня как Владимир Ресин очень хочется доделать начатое до конца (что он неоднократно доказывал ранее). У него есть все шансы войти в историю как человеку, восстановившему справедливость и построившему для москвичей несколько сот храмов.

Это работа ведется для нас, православных христиан. Мы высоко ценим приложенные усилия и чрезвычайно благодарны. Но 10-20 лет – слишком большой срок. Мы не готовы к этому. И надеемся, что нас, православных мирян, призовут в этом случае на помощь и посвятят в суть имеющихся проблем. Если они финансового свойства (недостаток спонсоров), было бы полезно собраться и сообща думать, как их решить. Если это административные препоны, мы готовы каждый день собирать подписи. Более тесное сотрудничество с мирянскими движениями помогло бы придать проекту новое дыхание. Мы готовы помогать.

Что скрывать, мы и сами испытывали трудности на пути к объединению. Десятилетия советского госатеизма сформировали превратное понимание православными своей общественной роли, своих прав и обязанностей. Смирение понималось как "толерантность", как вечный компромисс, роль Церкви – как тихое и беспроблемное существование внутри церковной ограды. Но события прошлого года, связанные с антицерковной компанией, ясно показали: отсидеться за этой оградой нам все равно не дадут. Придут и будут устанавливать свои порядки, плясать на амвоне, навязывать Церкви реформацию.

Благодаря соглашению Московского Правительства с Патриархией у нас появился объект нашей особой заботы – средоточие божественной теплоты и единения среди единоверцев – новые храмы, которые было решено построить в тех районах Москвы, где их не хватает.

Строительство храмов в рамках "Программы-200" вызвало сопротивление со стороны ряда политиков, а также со стороны чиновников-антиклерикалов. Но именно это сопротивление позволило жителям Москвы быстро пройти путь к объединению. Ведь одно дело – идейные споры и совсем иное – защита собственных святынь.

Значение "Программы-200" трудно переоценить. Это долг памяти о тысячах разрушенных большевиками храмов и расстрелянных священников и прихожан.

Мы не хотим возвращения к временам госатеизма. Мы призываем государство решительно пресекать нападки антицерковных сил и на существующие ныне святыни (спиливание крестов, пляски на амвоне). Принимая во внимание события 2012 года, необходимо признать право православных на защиту от оскорблений по религиозному признаку как с позиций готовящегося закона О защите чувств верующих, так и в рамках уже существующей 282-й статьи УК РФ (о "разжигании национальной, религиозной и социальной розни").

Необходимо отменить всё еще действующий позорный ленинский декрет об "Отделении Церкви от государства", аналогов которому нет в конституции ни одной страны мира! Либо отделены все виды идеологий, как это гарантирует конституционное положение о свободе совести, либо не отделена ни одна – нужно соблюдать принцип равноудаленности. Иное толкование "светскости" де факто приравнивает её к "антиклерикализму".

Но главное для нас все-таки позитив. Мы должны помочь вернуть столице её духовный облик, а православным – осознать себя мощной и влиятельной социальной группой, национальным большинством.

Патриарх Кирилл сегодня прикладывает очень много усилий для социализации Русской Православной Церкви. Это позволит поднять роль православной этики во всех частях общества, которому, – мы в это верим, – суждено преодолеть возрастные болезни и стать более здоровым, чем оно является сейчас. И это в очередной раз подтвердит тесную связь, существующую между общественными устроениями и проблемой спасения души. Библейский принцип справедливости и равенства перед Богом в равной мере применим как к духовным, так и к общественным вопросам.

РЕКЛАМА