Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_99672.html


12 февраля 2013

Александра Сопова

Александр Архангельский: "Бумажные издания могут стать "книгами второго чтения""

Источник: http://www.nsad.ru/articles/aleksandr-arhangelskij-bumazhnye-izdaniya-mogut-stat-knigami-vtorogo-cht Нескучный сад

Все больше ридеров и все меньше поводов снять с полки запылившийся томик. А как читает Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель, автор романов "Цена отсечения" и "Музей Революции", сборников статей "Политкоррекция" и "Гуманитарная политика" и др.:

– Электронной книгой пользуюсь уже давно, причем "ридеры" мне нравятся больше "планшетов". "Планшетник" давит на читателя светом, выбрасывает буквы ему в глаза, это другой тип контакта, чем когда свет падает на страницу и я погружаюсь в текст вслед за лучом. Первое подходит для информационного потока (он и должен на меня давить), но не для художественного чтения. Возможно, это особенности моей психологии или поколенческое восприятие.

Электронные книги позволяют иметь с собой библиотеку в дороге. А для работы над материалом (когда я пишу о ком-то, предположим, о Пушкине) удобнее обложиться бумажными книгами: листать, делать закладки.

Если книга попалась мне на глаза в магазине – я куплю бумажную. Но если я узнал о книге, которую хочу прочитать, например, в интернете или от друзей, то я полезу на один из виртуальных ресурсов, а не поеду в магазин. Вот если прочитанную в электронном виде книгу захочется иметь на полке, потом я куплю ее. Бумажные издания могут стать "книгами второго чтения" для текстов, прошедших испытание на значимость: на полках будет базовый набор классики и то из современной литературы, что захотелось перечитывать.

Бумажная книга – более роскошная форма, чем электронная, как пергамен – еще большая роскошь, чем бумага. Бумажные книги и газеты из демократического института массового распространения знания станут предметом роскоши так же, как были им когда-то. Может возродиться и штучное ручное производство. Массовым носителем станут электронные.

Аналогичное явление уже было: бумажные книги в ситуации рынка вытеснили на обочину литературного процесса поэтические сборники с их малыми тиражами.

Книгу "Музей революции" я сначала выложил в электронные магазины, а затем она появилась на бумаге. Эксперимент осложнялся тем, что за эту осень бумажная книга резко подорожала, и сопоставлять с продажами предыдущих бумажных книг трудно.

Задача стояла такая: выяснить, может ли автор самостоятельно выйти в поле легальной продажи электронных книг, на какие рифы и технические сложности он натолкнется, нужен ли ему издатель или он справится без посредников. В этой части эксперимент удался: мы с новыми друзьями из Института книги увидели все своими глазами и разместили на сайте инструкцию, что делать, если вы хотите сами себя издать в легальном российском пространстве.

Второе, что получилось, – мы опровергли миф, что сколько-нибудь серьезная и интеллектуальная литература не сможет конкурировать в этой сфере с массовым "одноразовым" чтивом. До нас просто никто не пробовал, а теперь и Майя Кучерская пошла по этому пути – сначала издавать книгу в виртуальном пространстве.

Автору не приходится рассчитывать заработать здесь большие деньги: через продажи можно вернуть затраты на редактора и корректора, если он нанимал их сам. Издательство может предложить такие услуги плюс продвижение книги – или может лишиться авторов.

Не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть гипотезу о том, что ранний выход электронной книги скажется на продажах бумажной. Цена бумажной в четыре раза выше. В следующий раз я, скорее всего, опять сначала пойду на электронный рынок, а затем на бумажный, но разрыв будет меньше: не три месяца, а полтора, потому что активное скачивание продолжается первые полтора месяца.

РЕКЛАМА