поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
26 февраля 2013  распечатать

Андрей Рогозянский

Дети на богослужении: продолжение разговора

Источник: Сайт Ильинского прихода в Черкизове

В недавней публикации на нашем сайте была затронута, казалось бы, чисто житейская, но оказавшаяся чрезвычайно актуальной тема: место ли детям за богослужением? Правильно ли делают родители, приводя и принося малых чад к началу службы, дабы они могли приобщиться к живой жизни Церкви, несмотря на то, что это может быть утомительным для малышей, а живость, капризы, плач детей, возможно, будут отвлекать остальных прихожан от молитвы?

Если поставить вопрос: "Место ли детям за богослужением?" – ответ будет: "Да, безусловно". Собственно, ни в православном учении, ни в педагогической практике нет оснований для другого ответа. Дети – полноценные участники церковных евхаристических молитвенных собраний, и этим все сказано. Странно, с чего это им вдруг не найдется места? Дети способны шуметь, утомляться, засыпать, проситься поесть и "пи-пи". Это доставляет некоторые неудобства и хлопоты прихожанам, клиру и, главным образом, родителям. Тем не менее, задача налаживания богослужебной жизни при общем участии остается первичной и одной из наиболее острых.

Христианство изначально настроено на персонализм. В Ветхом Завете мужчина в синагоге представительствовал за семью. Считают, что Моисея со скрижалями встречала мужская половина Израиля. В иудаизме сохранилось понятие "миньян" – минимальной группы из десяти совершеннолетних мужчин, без которой воспрещена коллективная молитва. Парадоксом для нас выглядят высказывание евангелиста о пяти тысячах человек, кроме женщин и детей (Мф. 14. 22). Таков вполне обычный взгляд его времени, и потому столь велика перемена в последующих представлениях по поводу церковности и семьи, вызванная распространением идей христианства.

Пожалуй, можно сказать, что среди христианских исповеданий Православие опять-таки наиболее персоналистски настроено. Тот, кто крещен в самом раннем младенческом возрасте, даже в первые дни после рождения, рассматривается как самостоятельный и полноценный член Церкви. Для его участия в церковной жизни и Таинствах не требуется выполнения каких-либо дополнительных условий, наподобие западной конфирмации. Таковы богословские, экклезиологические обоснования детскому присутствию в храме, с которыми, думаю, не поспоришь. Полноценный христианин, член Церкви, который много лет (и притом самых важных в плане становления), провел вне церковного собрания либо появлялся в нем изредка, краткими кавалерийскими набегами, – явление, которое сложно объяснить.

Многие святые и известные духовные писатели считали богослужение для детей принципиально важным. Святитель Феофан Затворник советует "предзанимать детское сердце" с раннего возраста образами православного храма. Отсюда, считает он, как из некоего постоянного внутреннего фонда, станут черпаться вкусы и представления взрослого человека – то, что мило и не мило сердцу. А святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: "Наилучшее педагогическое воспитание доставляет именно Церковь своим чудным, небесным, проникающим до костей и мозгов богослужением. Церковь храмом и богослужением действует на всего человека, воспитывает его всецело: действует на его зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, на воображение, на чувства, на ум и волю".

В практическом опыте церковности естественно ждать, что ребенок из православной семьи прежде достижения им школьного возраста сможет усвоить представление об основных службах и Таинствах: Литургии, за которой верующие причащаются, всенощном бдении, молебне, акафисте, Елеосвящении (Соборовании), Исповеди, панихиде по усопшим. Он в общих чертах представит себе последовательность молитвословий, обстановку в храме, главные песнопения, свои собственные действия во время богослужений. Он сможет поддерживать в собрании пение молитвы "Отче наш", Символа веры, "Богородице, Дево, радуйся". Каким другим образом, кроме регулярной приходской жизни, можно передать детям упомянутые понятия, я, честно сказать, не могу представить, – разве что только унылым теоретизированием и превращением в предмет отвлеченной штудии при том, что богослужение, слава Богу, живо, доступно и регулярно совершается.

Ребенок, который не знает богослужения, не почувствовал храм своим, а остается чужим в его обстановке, был обделен в ходе своего духовного развития. Его можно считать дикарем и дичком, так же, как тех, кто не имеет необходимой эрудиции и культуры, – не умеет читать, не знает имен великих писателей, названий океанов и континентов, не слышал хорошей музыки, не занимался художественным творчеством... Что же касается детей более старшего возраста – с шести-семи лет, когда младенец становится отроком и начинает участвовать в таинстве Покаяния, – параллельное неучастие его в богослужении означает профанацию духовной жизни.

Тогда в чем разница между формами участия в жизни Церкви, желательными для взрослых и для детей? У святителя Василия Великого есть очень прямые и ясные соображения по данному поводу. Во-первых, говорит святитель, в "частной жизни", упражнения и правила сна и бодрствования, времени, меры и качества пищи для детей должны быть определены приличным им образом, то есть с учетом возраста. Однако молитва "дневная", то есть церковная, должна быть общая у детей и у старших, "потому что у детей через соревнование более совершенным укореняется навык к сокрушенной молитве и для старших немаловажно пособие детей в молитве".

Это вполне согласуется с классическими показаниями и принципами педагогики. В воспитании важны не столько специально устраиваемые мероприятия, сколько совместная жизнь, проживание разных ситуаций ребенком вместе со старшими. Если богослужение и Таинства занимают заметное место в жизни отца и матери, бабушки и дедушки, по законам педагогики дети участвуют также и в этой стороне жизни близких им людей. Иначе, если церковная жизнь взрослых протекает вне поля зрения ребенка, возникает новый повод для отчуждения!

Я не согласен с тем, что частое "таскание" родителями детей на службы становится причиной детской нелюбви к храму. Мой собственный родительский опыт говорит, что тяжело вырываться на богослужения из суеты, совершенно иных интересов и ритмов, эстетического поля и мысленного потока. Сложно организовывать походы в храм при разном течении жизни старших и младших, в качестве редких общесемейных акций по выходным, которые, по идее, предполагаются быть более досуговыми. Но если ребенок и взрослый тесно связаны, проводят много времени вместе – коротко сказать, дружат – и взрослый начнет собираться на службу, естественно думать, что ребенок также захочет присоединиться и принять участие.

Из тех, кто читает эту статью, некоторые говели в монастырях и наверняка знают: богослужение "тянется", кажется максимально утомительным и монотонным для новоприбывших из мира; спустя два-три дня, по мере того, как мирской бег в душе приостанавливается, паломника посещает особое чувство сопричастности к священнодействиям, общей молитве, пению, чтению, всей атмосфере храма. Человек подчас неожиданно для себя начинает ощущать то, что почувствовали апостолы: "Господи, добро нам зде быти" (Лк. 9. 33).

К тому же при известном порядке и уравновешенности внутренней обстановки можно прийти и в приходских условиях. Запомним: для семьи с детьми тяжела именно нерегулярная богослужебная жизнь, рассогласование семейного ритма с церковным.

Более дискуссионный момент – обстоятельства, при которых присутствовать с детьми в храме не получается. Обстоятельств этих бывает так много, а примеров удачных решений так мало, что волей-неволей возникает разочарование и неверие в собственные силы и в действенность традиционного церковного опыта. Появляется желание "канонизировать" сложившееся положение, возвести таковое в норму.

Кто-то приходит к выводу, что ребенок в храме не нужен, что он должен быть освобожден от участия в богослужениях. В более смягченном виде данное мнение звучит так: богослужение действует на детскую душу непосредственным образом, она, дескать, воспринимает происходящее неким шестым внутренним чувством, и нескольких минут до Причастия и после Причастия довольно, чтобы присутствие в литургическом собрании как необходимое для члена Церкви условие было исполнено. А еще, бывает, в духе педагогического либерализма говорят, что когда дети вырастут, они сами сделают выбор, что воспитывать надо дома, а не за богослужением, что "перекормить" храмовыми службами хуже, чем "недокормить".

Результатом принятия этой минималистической теории становится упадок воспитания и, шире, глубочайший кризис церковности в семье в целом. Ведь что значит для обычной брачной пары молодых людей вступить в период деторождения, произведя на свет двух-трех чад, и все время, пока самый младший не достиг возраста самостоятельности, перебиваться кое-как без храма? Это означает целую эпоху в десять-пятнадцать, а то и двадцать лет, за которую может утечь океан воды и поменяются все мыслимые и немыслимые представления. Это означает, что, вступив в данный период на рассвете молодых сил и надежд, родители выйдут из него далеко после полудня, 40-летние. И во все эти годы их церковность будет оставаться неустроенной, стесненной требованиями усеченной либо раздельной богослужебной жизни.

Очевидно, что для нормального, положительного решения поднятого вопроса требуется некий другой подход и другие критерии. О том, каким может быть этот подход и что может помочь семье сохранить высокий, единый для всех тонус церковности, поговорим в следующей статье.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Андрей Рогозянский

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты