Милена Фаустова Парижские страсти по русскому храму Источник: Сайт Ильинского прихода в Черкизове Визит президента Франции Франсуа Олланда в Россию, который начался в минувшую среду, вновь поставил на повестку дня вопрос о строительстве русского православного храма на набережной Бранли в Париже. Некоторое время назад из-за не на шутку разгоревшегося скандала предложенный ранее проект так называемого "храма-волны", авторства русского бюро "Arch Group" и испанского архитектора советского происхождения Мануэля Нуньеса Яновского был заморожен.
Как утверждал мэр Парижа Бертран Деланоэ, французы протестовали не против русского православного храма, а против того проекта, который был представлен. К слову сказать, визуальное воплощение "храма-волны", который назван так, по большей части, из-за призванной символизировать Покров Богородицы стеклянной крыши, покрывающей не только пятикупольный храм, но и часть прилегающей к нему территории, появилось не вдруг.
Еще в 2010 году, после того, как Россия выиграла тендер на покупку участка земли в одном из самых престижных районов Парижа на набережной Бранли, почти в километре от Эйфелевой башни, во французской столице был объявлен конкурс на проект русской православной церкви, которая, как планируется, должна быть построена на приобретенном участке. По задумке, постройка на данной территории вместит в себя как кафедральный храм, так и культурный и духовный центр, таким образом, став неким связующим звеном между Россией и Францией; при этом она должна вписаться в окружающий городской пейзаж.
Тогда в финал международного архитекторского состязания вышло десять проектов. А одобрение жюри получил пресловутый храм-волна. Договоренность о строительстве была подтверждена тогдашними президентами обеих стран: российским Дмитрием Медведевым, и французским Николя Саркози. Однако спустя два года, непосредственно перед президентскими выборами во Франции, когда уже стало понятно, что у Саркози шансов на победу почти нет, тема строительства, а главное внешнего вида русского храма неожиданно вылилась в скандал. Парижский градоначальник Бертран Деланоэ неожиданно признался, что проект-победитель ему никогда не нравился, что он портит внешний вид набережной и никак не вписывается в антураж района. Правда, причина откровений мэра была вполне объяснима – Деланоэ поддерживал социалистическую партию Франсуа Олланда, которая не скрывала свой "настороженной" любви к России.
В это же время заметно активизировалась и русская община Константинопольского Патриархата, которая с самого начала выступала резко против и самого строительства, и конкретного проекта, утверждая, что он "не соответствует духу Православия", а лишь "выражает непомерные амбиции Русской Церкви". Мол, у православных Франции уже есть кафедральный собор на улице Дарю, а строительство еще одного русского храма тем более в таком исполнении – это просто желание Московского Патриархата утвердиться на брегах Сены и таким образом доказать всем и вся свое единство с государственной властью РФ... В общем, в декабре 2012 года Россия приняла решение отозвать уже существующий проект и доработать его. А чуть позже стало известно, что у храма сменился и архитектор. Теперь возводить православную церковь поручено любимцу французского истеблишмента архитектору Жан-Мишелю Вильмотту.
Имя нового "зодчего" русского православия в Париже, впрочем, хорошо известно не только во Франции, но и в России. Именно он вместе с российскими коллегами разработал проект так называемой "Большой Москвы" масштабную программу городского благоустройства, которая позволит улучшить качество жизни москвичей. "Мы хотим превратить растущую и модернизирующуюся столицу России в мегаполис мирового уровня, где людям хорошо и приятно жить. Для этого будет создана новая сеть экологичного общественного транспорта и места для прогулок. Мы долго искали и, наконец, нашли центральную идею: город в лесу и лес в городе", – делился своими профессиональными задумками Жан-Мишель. Также он же является архитектором поселка "Грибаново" на Рублево-Успенском шоссе, по его проектам строится офисное здание GS на проспекте Мира и разрабатываются планы реконструкции на двух значимых столичных площадках: "Красный октябрь" на Болотном острове и Средних торговых рядах на Красной площади. Свою лепту в историю современного искусства архитектор-урбанист внес и различными дизайнерскими разработками – он проектировал фонари, лавки, ограждения, трамвайные остановки для Лиона, Нанси и других городов во Франции, создавал различные интерьеры и предметы мебели и даже выпустил линию столовых ножей.
Что касается нового проекта русского храма на набережной Бранли, о нем пока известно немногое. Сам архитектор признался, что будет его перерисовывать, поскольку прежнее решение "оказалось слишком сложным и пришлось начинать с нуля". Кстати, более "простое" решение Вильмоттом уже однажды было предложено. Его собственный проект русской церкви на набережной Бранли также участвовал в конкурсе и даже занял второе место: на с виду бетонных и тяжелых кубах неловко возвышаются стеклянные купола, увенчанные огромными православными крестами; сама церковь-куб стоит как бы во втором ряду от улицы, и чтобы войти на территорию, необходимо преодолеть странное порождение кубического конструктивизма – прямоугольное одноэтажное стеклянное здание, словно придавленное непонятными бетонными плитами.
Быть может, на набережной Бранли, где находится необычный по воплощению музей примитивного искусства народов Африки, Азии, Океании и Америки, храм a la куб, если, конечно, Вильмотт решит реанимировать собственный проект, будет выглядеть гораздо гармоничнее, чем храм-волна. В конце концов, кубизм можно назвать и примитивной формой архитектуры, ибо этот стиль низводит ее до простых геометрических схем. Музей Бранли, таким образом, пополнится еще одним экспонатом уже от народов Восточной Европы в исполнении знатока французского градостроения. Обещают, что уже к 2016 году над Бранли засияют православные кресты. Вопрос в другом: примут ли этот проект сами французы? Или дело, все же, не столько в форме?
|