Санкт-Петербургская и Ладожская епархия РПЦ История Санкт-Петербургской епархии начинается задолго до ее учреждения, когда Санкт-Петербургский край в церковно-каноническом отношении состоял в смотрении новгородских иерархов, а с 1721 года в ведении Священного Синода.
Со времени учреждения самостоятельной епархии границы ее неоднократно менялись и соответственно титулы правящих иерархов. Сначала это были епископызатем архиепископы позднее митрополиты. Первым Санкт-Петербургским архиереем был епископ Никодим (Сребницкий).
За 250 лет своего существования Санкт-Петербургская епархия пережила много счастливых и трагических дней.
Вскоре после учреждения епархии в ней началось усиленное храмостроительство и устройство монастырей. К началу ХХ века в епархии насчитывалось до 300 храмов. Из монастырей наиболее известна Александро-Невская Лавра, которая основана еще до учреждения епархии Указом Петра I в 1710 году. Впоследствии появился еще ряд мужских и женских монастырей числом около 14-ти.
Храмы Санкт-Петербурга строились под наблюдением и при содействии Российских императоров, отличались внешним великолепием, богатством отделки, разнообразием архитектуры и до сего времени поражают посетителей своим величественным видом, являясь шедеврами мирового искусства.
Но не только внешней красотой храмов славна Санкт-Петербургская епархия. Она богата своими святынями и святыми, многие из которых здесь родились, подвизались и прославились. К таким замечательным святым Санкт-Петербургской епархии относятся: святой благоверный князь Александр Невский, мощи которого Петр I перенес в Санкт-Петербург при основании Александро-Невской Лавры; святая блаженная Ксения Петербургская, великая молитвенница за людей; святой праведный Иоанн Кронштадтский, добрый пастырь Санкт-Петербургской земли и помощник всем призывающим его в скорбях и болезнях; священномученик Вениамин, митрополит Санкт-Петербургский.
Прославилась Санкт-Петербургская епархия своими святыми и в годы гонений от атеистической власти. В этот период удостоился мученического венца великий исповедник за веру Православную митрополит Петроградский Вениамин и с ним целый сонм новомучеников, причисленных к лику святых Русской Православной Церковью в 1992 году.
Среди почитаемых в городе святынь особо выделяются Казанская икона Божией Матери, поставленная в основание знаменитого Казанского собора Санкт-Петербурга, икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (с грошиками); Смоленская икона Божией Матери в храме на Смоленском кладбище; икона Знамения Божией Матери в храме Санкт-Петербургской духовной Академии; Нерукотворный Образ Спасителя в Преображенском соборе, принадлежавший Петру I, и ряд других икон.
В 1788 году в епархии появилась своя духовная школа Славяно-Греко-Латинская семинария, переименованная в 1797 году в Александро-Невскую Академию (с 1809 года она стала называться Санкт-Петербургской Духовной Академией), которая существует и по сей день. Из стен Духовной Академии вышло много замечательных людей как духовного, так и светского звания. Достаточно назвать несколько известных всему миру имен, таких как Феофан Затворник, митрополит Вениамин (Казанский), митрополит Гурий (Егоров), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и ряд других замечательных людей.
Нельзя не вспомнить и о замечательном русском святом (канонизован в 1988 году) святителе Игнатии (Брянчанинове), положившем начало аскетической жизни и подвигам на Санкт-Петербургской земле (в Сергиевой пустыне под Петербургом).
Ко времени революционной катастрофы в России Санкт-Петербургская епархия имела важное значение в Русской Православной Церкви и явилась центром многих печальных событий, имевших место в Русской Церкви в этот период. Стремясь к полному уничтожению Церкви, революционная власть начала свою деятельность с расшатывания внутреннего единства Церкви. Санкт-Петербург явился центром обновленческого и иосифлянского расколов, возникновение которых нанесло огромный вред как в целом Церкви, так и отдельным ее членам, включая иерархов и простых верующих. Обновленческий раскол, поддержанный властью, широко распространился по всей стране. Но надо отметить и то, что корни его были пресечены в Петербурге, где благодаря активной, хотя и непродолжительной деятельности епископа Мануила (Лемешевского) и при мудрой поддержке Патриарха Тихона было погашено основное пламя раскола, после чего он стал медленно угасать по всей России. Но годы испытаний этим не закончились, началось открытое наступление на Церковь. Повсеместно закрывались храмы и монастыри, начались массовые расстрелы и ссылки духовенства. Этот период и дал замечательных исповедников за веру Христову, среди которых просиял вышеупомянутый митрополит Вениамин (Казанский), любвеобильный и всеми любимый пастырь Петербургской епархии.
Прошел смерч открытых гонений, прошел и период негласного притеснения религиозной жизни в епархии.
Санкт-Петербургская епархия вновь вступила в стадию возрождения. За время от празднования 1000-летия Крещения Руси (1988г.) по сей день епархии возвращены более 100 церквей и несколько монастырей. Здесь надо отметить большую заслугу митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (ныне Патриарх Московский и всея Руси), который много сделал для возвращения Церкви храмов и монастырей. Процесс этот начался именно при нем, и его личный авторитет и неутомимая деятельность дали свои результаты. Этот процесс продолжается и по сей день. Сейчас ведется огромная работа по восстановлению этих разрушенных, оскверненных православных святынь. Надо отметить и тот факт, что Санкт-Петербургская епархия имеет особое покровительство Божие благодаря молитвам наших замечательных русских святых преподобного Серафима Саровского и Иоасафа Белгородского, мощи которых тайно хранились в музее Петербурга и были открыты особым Промыслом Божиим для всеобщего поклонения. Официальный сайт: Санкт-Петербургская и Ладожская епархия РПЦ |