Салафитское движение, несмотря на гонения, не искоренено и, как показывает история борьбы с идеологиями модернистского и реформаторского толка, не могло быть искоренено теми методами, которые применяли власти на Северном Кавказе. Силового решения проблемы распространения салафийи в регионе не существует, так как она, будучи представленной на уровне альтернативной реформистской идеи, в условиях тяжелой социально-экономической и политической обстановки, при дальнейшем росте религиозного самосознания и сохраняющейся религиозной безграмотности населения всегда будет находить себе приверженцев.
Однако это отнюдь не означает, что подъем ислама обязательно должен сопровождаться радикализацией и противопоставлением мусульман любой неисламской государственности, в данном случае российской. Тем более что ислам в целом стоит на стороне законопослушания и лояльности по отношению к власти, готовой уважать разделяемые мусульманами ценности:
Аллах запрета не дает
Вам доброту и справедливость проявлять
К тем людям, кто за вашу веру
С вами не сражался,
Не изгонял из дома вас.
Поистине, Бог любит справедливых! [1]
Современные салафитские толкователи Корана указывают, что в этих строках мусульманам предписывается терпимость и лояльность по отношению к людям, общностям и государствам, не осуществляющим прямой агрессии против мусульман. Этот принцип основа международных отношений, постулируемых исламской идеологией, предписывающий мусульманам проявлять терпимость и уважение к другим законам, культурам и религиям, поскольку "ислам – религия мира и убеждение любви" [2]. Сунна пророка Мухаммада также содержит огромное количество призывов к терпимости, уважению и покровительству иноверцам [3].
Несомненно, с приверженцами умеренной салафийи можно и нужно вести диалог, находя общие точки соприкосновения с учетом их все возрастающего влияния на регион. Среди первоочередных мер можно назвать:
равноудаление официальной власти от духовных структур и лидеров, как салафитских и тарикатских, так и различных группировок и лидеров внутри тариката. Подобная позиция, на наш взгляд, более соответствует положениям об отделении церкви от государства, нежели государственная опека и патронаж исключительно над одной ветвью и направлением. Создание равных условий для возрождения и развития для различных ветвей тариката, что должно способствовать здоровой конкурентной борьбе между традиционным накшбандийским и "пришлым" шазилийским тарикатом;
должно быть проведено четкое разделение радикальной и умеренной салафийи. Разница между двумя этими направлениями должна быть доведена, как до сведения государственных деятелей и представителей правоохранительных органов, так и до сознания большинства населения. Если умеренная салафийя в некоторых районах слаба и существует только в зачаточном состоянии, то ей нужно способствовать отвоевать право на существование в борьбе с радикальной и ультра радикальной салафийей, что позволит оттянуть существенную часть сторонников радикальных и экстремистских идей на умеренные позиции и вовлечь их в диалог с властью.
Так в докладе Республиканской антитеррористической комиссии РД в 2003 г. подтверждается оформление радикального и умеренного крыла внутри дагестанского салафитского движения, а также признается необходимость диалога с умеренным крылом "с целью предотвращения дальнейшей радикализации". В этом плане Антитеррористическая комиссия важное значение отводит "умелому сочетанию гласных и негласных мер, проведения среди населения профилактической работы";
легитимация умеренной салафийи, как неполитизированного направления в исламе и перевод решения противоречий между салафией и тарикатом, а также между салафией и светской властью в плоскость идейных и богослословских дискуссий, что будет способствовать снятию накапливающегося потенциала радикализации всего спектра салафитских движений и предотвращению их выхода на ультрарадикальные позиции борьбы за собственное выживание. Этот шаг также предотвратит неминуемое в будущем формирование более организованной и мощной подпольной салафитской идейно-политической оппозиции тарикату и официальным властям с возможным выделением ультрарадикального боевого крыла;
аварско-тарикатская монополия на ДУМД уже не в силах обеспечить религиозно-политическую стабильность в республике. Учитывая дискредитацию и делегитимацию аварского ДУМД, необходима срочная интернационализация этой духовной структуры и формирование внутри нее Совета или Комиссии, в которую должны войти представители всех исламских направлений республики. Подобная схема участия в управлении республикой всех национальностей через коллективный орган – Государственный Совет в течение длительного времени позволяла сохранить этнополитическую стабильность в республике.
[1] | Коран, сура 60, аят 8. Перевод И.В. Пороховой |
[2] | См..: Кутб С. "Фи зиляли-ль-Куръан" (Под сенью Корана. Комментарии). Бейрут, 1988. Т.6. С. 3544-3545 |
[3] | См..: Ан-Навави. Сады праведных. М., 2001. С. 334, Аль-Хашими М. Личность мусульманина согласно Корану и Сунне, М., 2001. С. 145, 156, Кардави Ю. "Аль-халал ва-ль-харам фи-ль-ислам" (Дозволенное и запретное в исламе). Бейрут, 1994. С. 306 |