ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Меры по профилактике радикализации ислама в Дагестане и на Северном Кавказе

Руслан Курбанов :: 16 декабря 2004

Салафитское движение, несмотря на гонения, не искоренено и, как показывает история борьбы с идеологиями модернистского и реформаторского толка, не могло быть искоренено теми методами, которые применяли власти на Северном Кавказе. Силового решения проблемы распространения салафийи в регионе не существует, так как она, будучи представленной на уровне альтернативной реформистской идеи, в условиях тяжелой социально-экономической и политической обстановки, при дальнейшем росте религиозного самосознания и сохраняющейся религиозной безграмотности населения всегда будет находить себе приверженцев.

Однако это отнюдь не означает, что подъем ислама обязательно должен сопровождаться радикализацией и противопоставлением мусульман любой неисламской государственности, в данном случае российской. Тем более что ислам в целом стоит на стороне законопослушания и лояльности по отношению к власти, готовой уважать разделяемые мусульманами ценности:

Аллах запрета не дает
Вам доброту и справедливость проявлять
К тем людям, кто за вашу веру
С вами не сражался,
Не изгонял из дома вас.
Поистине, Бог любит справедливых! [1]

Современные салафитские толкователи Корана указывают, что в этих строках мусульманам предписывается терпимость и лояльность по отношению к людям, общностям и государствам, не осуществляющим прямой агрессии против мусульман. Этот принцип – основа международных отношений, постулируемых исламской идеологией, предписывающий мусульманам проявлять терпимость и уважение к другим законам, культурам и религиям, поскольку "ислам – религия мира и убеждение любви" [2]. Сунна пророка Мухаммада также содержит огромное количество призывов к терпимости, уважению и покровительству иноверцам [3].

Несомненно, с приверженцами умеренной салафийи можно и нужно вести диалог, находя общие точки соприкосновения с учетом их все возрастающего влияния на регион. Среди первоочередных мер можно назвать:

  • равноудаление официальной власти от духовных структур и лидеров, как салафитских и тарикатских, так и различных группировок и лидеров внутри тариката. Подобная позиция, на наш взгляд, более соответствует положениям об отделении церкви от государства, нежели государственная опека и патронаж исключительно над одной ветвью и направлением. Создание равных условий для возрождения и развития для различных ветвей тариката, что должно способствовать здоровой конкурентной борьбе между традиционным накшбандийским и "пришлым" шазилийским тарикатом;

  • должно быть проведено четкое разделение радикальной и умеренной салафийи. Разница между двумя этими направлениями должна быть доведена, как до сведения государственных деятелей и представителей правоохранительных органов, так и до сознания большинства населения. Если умеренная салафийя в некоторых районах слаба и существует только в зачаточном состоянии, то ей нужно способствовать отвоевать право на существование в борьбе с радикальной и ультра радикальной салафийей, что позволит оттянуть существенную часть сторонников радикальных и экстремистских идей на умеренные позиции и вовлечь их в диалог с властью.

    Так в докладе Республиканской антитеррористической комиссии РД в 2003 г. подтверждается оформление радикального и умеренного крыла внутри дагестанского салафитского движения, а также признается необходимость диалога с умеренным крылом "с целью предотвращения дальнейшей радикализации". В этом плане Антитеррористическая комиссия важное значение отводит "умелому сочетанию гласных и негласных мер, проведения среди населения профилактической работы";

  • легитимация умеренной салафийи, как неполитизированного направления в исламе и перевод решения противоречий между салафией и тарикатом, а также между салафией и светской властью в плоскость идейных и богослословских дискуссий, что будет способствовать снятию накапливающегося потенциала радикализации  всего спектра салафитских движений и предотвращению их выхода на ультрарадикальные позиции борьбы за собственное выживание. Этот шаг также предотвратит неминуемое в будущем формирование более организованной и мощной подпольной салафитской идейно-политической оппозиции тарикату и официальным властям с возможным выделением ультрарадикального боевого крыла;

  • аварско-тарикатская монополия на ДУМД уже не в силах обеспечить религиозно-политическую стабильность в республике. Учитывая дискредитацию и делегитимацию аварского ДУМД, необходима срочная интернационализация этой духовной структуры и формирование внутри нее Совета или Комиссии, в которую должны войти представители всех исламских направлений республики. Подобная схема участия в управлении республикой всех национальностей через коллективный орган – Государственный Совет в течение длительного времени позволяла сохранить этнополитическую стабильность в республике.


[1] Коран, сура 60, аят 8. Перевод И.В. Пороховой
[2] См..: Кутб С. "Фи зиляли-ль-Куръан" (Под сенью Корана. Комментарии). Бейрут, 1988. Т.6. С. 3544-3545
[3] См..: Ан-Навави. Сады праведных. М., 2001. С. 334, Аль-Хашими М. Личность мусульманина согласно Корану и Сунне, М., 2001. С. 145, 156, Кардави Ю. "Аль-халал ва-ль-харам фи-ль-ислам" (Дозволенное и запретное в исламе). Бейрут, 1994. С. 306
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама