ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Модернизация церковности

Рождественская дискуссия на Globаlrus.Ru

Александр Кырлежев :: 13 января 2004

Ну вот, кажется, мы и дожили до тех времен, когда тему "Церковь в нашей жизни" начинают в России обсуждать нормально. Что значит нормально? Во-первых, что тема из утробно-внутрицерковной (или агрессивно-внецерковной) становится общей, то есть общественной. Во-вторых, что она деидеологизируется. В-третьих, что обсуждают ее люди, разбирающиеся в церковной специфике. В качестве похвального примера такого обсуждения можно обратить внимание на "рождественскую дискуссию" на сайте Globаlrus.Ru (Юрий Аммосов. Православная церковь в буржуазной России. Размышления в канун западного Рождества. 25 декабря 2003 г. http://www.globalrus.ru/opinions/135802/ – Алексей Чадаев. Русская Церковь и дух капитализма. Размышления в канун православного Рождества. 09 января 2004 г. http://www.globalrus.ru/opinions/135872/).

Нет, и раньше, конечно, примеры нормального обсуждения темы были, но все же – в специальных изданиях и с участием специалистов. Журналисты и разного рода политологи, как правило, обязательно "давали маху" то тут, то там. То настаивают на том, что церковники интересуются только табаком и водкой, то не могут оторваться от созерцания идеи, что церковь – это и есть русская национальная идея, то просто перепутают имена, фамилии и явки. В общем, не знают, что же с этой церковью делать, где ей найти место в ихнем дискурсе. А делать что-то надо – ведь "роль религиозного фактора возрастает".

Вышеназванные тексты приятно удивляют иным подходом. Церковь здесь не рассматривается ни в политическом, ни в идеологическом ее измерениях. Церковь – это социальное явление и, соответственно, социальная проблема. То есть церковь со стороны людей, "собирающихся в церковь" (ср. 1Кор 11:18), и со стороны ее социальных форм. Церковь в современном мегаполисе, в "мирском граде" (по выражению Харви Кокса), где жизнь совсем не похожа на древние формы традиционного общества, но где церковь – есть и должна быть. Иными словами церковь снова становится аксиоматичной для общества, переставая быть или фантомом, как это было в советское время, или особым объектом, требующим перенапряжения внимания: "Осторожно – религия!", с одной стороны, и церковь как единственный и последний свет в конце туннеля, с другой.

Такой социально ориентированный взгляд на церковь представляется весьма плодотворным. Он позволяет выдвинуть на первый план те проблемы, которые являются проблемами и для самой церкви, и для общества, и для каждого человека. Так сказать, консолидирующие проблемы. Что же это за проблемы?

Приходская община или клуб? Отвечая на этот вопрос, авторы полемизируют, в чем то соглашаясь друг с другом.

Аммосов считает: "Церковная община должна переместиться с места жительства к месту работы верующих... Общины должны формироваться вокруг храмов, но приходы должны из прописочных стать клубными... Членство в приходе должно подразумевать регулярные взносы – и существенные... Священник должен быть для прихожан взыскательным пастырем – но своим человеком, а не чужим наемником".

Чадаев отвечает: "Церковный приход – это часть именно жилой инфраструктуры, куда человек идёт в тот самый седьмой день... туда ходят семьями и там встречаются с соседями по дому. И туда приходят не брокеры, консультанты, предприниматели, чиновники и продавцы, а христиане, равные перед Богом... Очень возможно, что православная Церковь с её "замшелым" территориально-приходским принципом организации не способна к тому, чтобы стать источником принципов общественных отношений... Однако пусть уж лучше так, чем если она "модернизируется" сама в этакую протестантскую конгрегацию, собирая клубы, а не приходы, и превращая веру в разновидность оплачиваемого корпоративного досуга для создания team-spirit".

Проблема серьезная, и она касается как существа Церкви, так и современных реалий. Точнее, она заключается в том, как согласовать одно с другим. С одной стороны, очевидно, что, не становясь действительной общиной, которую составляют ответственные друг перед другом люди, церковный приход не выполняет своих задач, остается местом предоставления религиозных услуг для "захожан". Но, с другой стороны, именно территориальный принцип церковного устройства соответствует существу Церкви, поскольку позволяет соединить и реализовать универсальное и частное. Церковь собирает и объединяет всех, вне зависимости от набора социальных характеристик человека, потому что любить заповедано не "друзей" и "единомышленников", а "ближних". У нас и так уже немало приходов-клубов, построенных вокруг харизматических батюшек, то есть таких общин, которые объединены особой идеологией, часто "культом личности" настоятеля и в которые со стороны войти трудно – если не "впишешься" в этот "местный дух" или если он тебе не по вкусу.

Авторы обращают внимание и на другой аспект проблемы (впрочем, об этом уже давно говорят): избыток старых храмов в полупустом центре города и катастрофическая их нехватка в спальных районах, где в воскресенье просто некуда пойти, а если есть куда, то там теснота и толпа. И люди едут (если едут) туда, где им нравится и где просто больше места. И действительно, почему бы и не поехать в выходной из Косино на Ордынку, ведь ездят же в театр или в гости? Истовые православные и за город ездят – за окормлением к избранным ими духовникам. Но это уже как раз индивидуальный, а не социальный аспект церковной жизни.

Церковь должна быть общиной, приходом в территориальном смысле, но в каком-то смысле может выполнять и функции клуба. В хорошо организованном и достаточно многочисленном приходе всегда можно найти людей, близких тебе по душевному складу, по культурному уровню, интересам и пр. Но Церковь – кафолична, она собирает разных, устанавливает особые духовные связи поперек обычных социальных разграничений. В этом ее миссия. Она собирает вокруг "престола благодати", а не вокруг идей, лидеров или каких-то земных проектов.

И здесь можно согласиться с Чадаевым, который пишет: "Как оживить приход? Очень просто: для начала взять и прийти туда самому. И не один раз в году на Пасху, а каждый выходной приходить на литургию". Правильно сказано, жаль только интонация несколько отдает морализаторством, выдавая церковный возраст автора. Но стиль – дело наживное и не о нем речь.

Размышления Аммосова свидетельствуют о доброжелательном и заинтересованном отношении к Церкви, но они рациональны и прагматичны. В общем, он прав, когда говорит: "Модернизация вовсе не препятствует церковности. Она просто меняет социальные формы, к которым эта церковность была привязана ранее. И для того, чтобы вернуть в нашу жизнь веру, Церкви не нужно менять содержание своей проповеди. Надо поменять формы своей организации".

Но вот, что интересно: возращения Чадаева не менее рациональны и прагматичны: "Да, мир меняется – это глупо отрицать. Но Церковь на то и есть самый консервативный по природе общественный институт, чтобы меняться всегда в самую последнюю очередь, и отмерять не семь, а седмижды семь раз. Именно эта неизменность и обеспечивает к ней то доверие, над природой которого привыкли ломать голову социологи. Даже тем людям, которые ориентированы на прогресс, по большому счёту совершенно не нужна "церковь быстрого реагирования" – наоборот, востребованной оказывается именно сдерживающая, ограничивающая роль Церкви".

Эта по видимости банальная мысль содержит в себе важную социологическую истину. Конечно, дело здесь совсем не в сдерживающей и ограничивающей роли Церкви, потому что любое охранительство само по себе свидетельствует прежде всего об упадке того, что хотят сохранить во что бы то ни стало. Дело в другом: в суперсовременном мире – то есть в мире медийной и мультимедийной культуры, господства рынка товаров и услуг, социальной и технической динамики, этического и эстетического плюрализма и т.п. – как шагреневая кожа, сжимаются и постепенно исчезают такие пространства, которые соответствовали бы собственной размерности человека – его души и тела. Происходит прогрессирующая фрагментация и деперсонализация человеческого существования. Оно становится "полифункциональным", и по-новому и с новой силой человек отчуждается от самого себя в своей собственной жизнедеятельности, в том числе и в быту, и в межчеловеческих отношениях. Не выдерживает даже семья.

И вот в этих чудовищных условиях Церковь именно в традиционных формах своей жизни оказывается чуть ли не единственным "местом", где человек, приходящий к Богу, возвращается к самому себе. Вот именно, как пишет Чадаев, не Христос в кино, на телешоу или в рекламе мыла, а Христос – в храме, в его несовременной атмосфере, с его непрактичным священным ритуалом, с его соразмерностью человеку, с молитвой перед иконой. Повторим: дело не в консерватизме церковного института, а в потенциях традиционной церковности выполнять весьма значимые социально-психологические функции в нынешней культурной ситуации.

В этой своей роли Церковь, как представляется, будет востребована, и чем дальше, тем больше. Но чтобы Церковь смогла ответить на запрос, необходимо, конечно, развитие церковной инфраструктуры и подготовка таких пастырей, которые смогли бы выполнять "медийную" (посредническую) роль в "мультимедийном" мире. То есть, с одной стороны, ясно понимать современные социальные реалии (не проклиная их как таковые, что, к сожалению, нередко имеет место), а, с другой, действительно научая человека т.н. постиндустриального, информационного общества предстоять перед Богом и перед другими людьми лицом к лицу. То есть возвращаться к своему человеческому размеру, к себе как личности, чтобы встретить другого тоже как личность, а не как социальную функцию. А это возможно только перед лицом невидимого Бога, Который обращается к человеку в его человечности и целостности – в Церкви Богочеловека Христа.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама