10 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии XIХ Всемирного русского народного собора "Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси". Патриарх Кирилл, в частности, сказал:
"Солидарное общество это русский социальный идеал. Такое общество, в котором отношения взаимопомощи и сотрудничества стоят выше взаимной ревности и конкуренции. Это общество, в котором нет "лишних людей", нет обреченных и проклятых. Таков идеал нравственного общества и государства.
Чтобы проводить нравственную политику, государство должно иметь неравнодушный, ценностно обоснованный взгляд на образование, культуру, информацию, сферу идей, руководствоваться нравственным приоритетом и волей своего народа над другими, особенно внешними источниками права. Власть в таком государстве прислушивается к народу и помнит об ответе перед Богом.
Нравственное государство не превращает культуру и знания в товар, тем более доступный по цене не всем и не всегда, ибо это ведет к общественной сегрегации и информационному неравенству. Оно поддерживает воспитательную функцию школы, включая высшую, осуществляемую в духе идеалов солидарности и взаимопомощи в рамках национальных традиций и морали, сформированной в том числе под влиянием традиционных религий.
Нравственное государство предполагает и справедливое устроение экономики. Идеи солидарности требуют сегодня воплощения в жизнь, а не только теоретического обсуждения. Необходимо преодолеть разрыв между деньгами и трудом, реальными ценностями и спекулятивной "экономикой" разрыв, угрожающий экономической стабильности не только России, но и всего мира.
Если 90-е годы проходили под знаком разрушения и хаоса, а нулевые под знаком восстановления разрушенного, то теперь время задуматься о будущем. Возрастают новые поколения, для которых распад СССР это уже история, и которых не удовлетворишь сравнением с 90-ми годами. Они хотят ясно видеть смысл и цель развития страны, хотят понимать, кто мы, куда идем, к чему стремимся.
Эта перспектива хранение и строительство нашей самобытной цивилизации, опирающейся на универсальный христианский фундамент, учитывающей национальные начала русского народа и гармонично сочетающей их с национальными началами и религиозными традициями близких нам народов наших соседей и братьев".
"Как бы вы прокомментировали речь Святейшего? Как вы понимаете слова "руководствоваться нравственным приоритетом и волей своего народа над другими, особенно внешними источниками права"? Насколько реалистична цель строительства самобытной цивилизации в нынешнем глобализованном мире?" с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей СПИРИДОНОВ, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве:
Для выживания этноса, народа сейчас и нет другого пути, потому что те идейные составляющие, которые таит глобализация, саморазрушительны, ведут к депопуляции, к утрате стержня в жизни общества, популяризации и провозглашению нормой того, за что Содом и Гоморра были уничтожены.
Выбор настоящего нравственного, социального и геополитического пути далеко не всегда должен исходить из стереотипов, в том числе исторических. Например, когда говорят о принятии христианства Руси, до сих пор спорят, был это выбор европейского или восточного пути, византийского. Но ведь в то время европейская цивилизация была в глубоком упадке после падения Рима.
Поэтому рассуждать, какой на самом деле выбор парадигмы развития истинный – это наивно. Выбор должен совершаться по собственным этническим ментальным основам, и уже на этот стержень надо нанизывать те формы, которые будут наиболее благоприятны для развития собственного пути.
Протоиерей Александр КУЗИН, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:
Жизнь Церкви и есть строительство самобытной цивилизации, потому что жизнь Церкви – это созидательное начало в пространстве, в котором живет страна и общество. Церковь и наша страна это органическое и нераздельное целое. Церковь вовсе не отделена от государства.
Меня очень вдохновили слова Святейшего. Слава Богу, мы имеем сформулированные целеуказания нашему обществу и нашей Церкви по взаимному сближению, созиданию, сотрудничеству.
И то, что Святейший еще дополнительно к этому высказал свое мнение о неразрывности русской истории, о непрерывном пути ее развития, а не о разорванных точках разделенного общества, это как раз и есть органическое целое не только по временной координате, но и по всем другим, по нашей политической и общественной жизни.
Протоиерей Александр ТКАЧЕНКО, директор государственного Детского хосписа, основатель детских хосписов в России, настоятель храма в Суворовском военном училище и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге:
К описанному Святейшим патриархом идеалу солидарного общества, основанного на национальных традициях и нравственных началах, без сомнения, необходимо стремиться. Быстрый темп современной жизни, постоянно увеличивающаяся конкуренция, которая приводит многих к стремлению "урвать свой кусок", не задумываясь ни об окружающих, ни о собственной душе, зачастую могут уводить нас от главной цели: построения общества равных возможностей, в котором каждый сможет найти свое место, и будет в своей жизни руководствоваться не сиюминутными порывами, а общечеловеческими гуманистическими ценностями.
Глобализация не предполагает уничтожения национальных культур – напротив, она должна примирять их. Народы должны учиться жить в согласии друг с другом, считаясь с другими, но и не забывая о себе. Мне кажется, все мы должны стремиться к добрососедству, основанному на взаимном уважении к традициям жителей других стран.
Я помню оживленные дискуссии, посвященные вопросу о том, есть ли у современной России национальная идея. Не думаю, что эту идею нужно как-то специально искать или выдумывать: описанная Патриархом цель развития России как нравственного государства, нравственного и справедливого общества, на мой взгляд, вполне укладывается в понятие "национальной идеи".
Протоиерей Алексий КУЛЬБЕРГ, настоятель храма "Большой Златоуст" в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии:
В речи патриарха ярко отразилась идея о необходимости самобытного развития всех сфер нашего общества.
В упомянутые 90-е, 2000-е годы в образовании, государственной политике явственно прослеживается присутствие внешних идей – американских, европейских, "общечеловеческих". Святейший призывает к тому, чтобы присутствовали и отражались идеи русского мира, которые уже доказали свою жизнеспособность, значимость, полезность на протяжении всей истории государства Российского.
Нет сомнений: если стратеги развития России, политики учтут эти тезисы Святейшего патриарха, развитие российского государства в целом и каждой личности в отдельности пойдет по пути, тысячу лет назад обозначенному князем Владимиром.
Протоиерей Алексий НОВИЧКОВ, Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области:
Любая цель лучше отсутствия цели, любое движение лучше стояния на месте. Так устроен мир и никто ничего разумнее не предложил. Поэтому мне приятно, что из уст Святейшего патриарха (а от кого же еще!) начали звучать слова, которых так ждут люди. Причем не только те, кто об этом думает, но и те, кто просто живет, ведь даже обычная жизнь невозможна, если ты не представляешь, что ждет тебя и твоих детей в конце этой жизни.
Основополагающие вопросы бытия, вопросы морали, должны постоянно находиться под нашим пристальным вниманием. А мораль и нравственные нормы – следствие воспитания. Все станет на свои места, когда все мы будем одинаково представлять шкалу этих ценностей, наши приоритеты. Пусть не повторится время, когда какая-то странная группа людей диктовала нам ответы на основополагающие вопросы жизни, которые всегда вступали в противоречие с историческим путем России, с наследием православия, учением Иисуса Христа, учением Церкви, а также с теми основополагающими идеалами, к которым стремится большинство мировых религий.
Хорошо, что Святейший патриарх все чаще предлагает миру понятные и давно ожидаемые нами слова правды. Их, прежде всего, должны услышать наши власти, люди, принимающие решения, научные сообщества, граждане нашей страны.
Протоиерей Александр КУЦОВ, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии:
Патриарх всеобъемлюще охватил этот вопрос, но здесь, на мой взгляд, маловато конкретики, а в таких важных вопросах нужны конкретные шаги. Конечно, слова патриарха – руководство к действию, но мне кажется, Церковь должна подсказать реальные шаги, которые должно сделать государство для достижения обозначенной цели.
Один из главных вопросов социальное неравенство. Когда на него будет дан четкий внятный ответ (как с этим бороться, и нужно ли бороться вообще), появятся новые смыслы, начнет строиться новое общество. Народ тяготит именно социальное неравенство. Почему у одного завод, а у другого нищенская зарплата или пенсия? И когда на эти вопросы будет дан однозначный ответ, который удовлетворит всех, все остальное будет выстраиваться логически правильно. Я думаю, это очень важный первый шаг в обозначенном патриархом направлении. Его должны сделать власти предержащие, чтобы все могло развиваться дальше.
И разрушение, и созидание – длительные процессы, а не сиюминутные вещи. Мы смотрим на революцию, и нам кажется, что она происходит быстро, моментально, повсеместно. Это не так. У всего есть подготовка: революции, например, предшествует революционная ситуация.
Думаю, то, о чем сказал патриарх, может послужить хорошим началом очень важного глобального процесса в масштабах всей страны.
Священник Димитрий ЛИН, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах:
Слова Святейшего в какой-то степени отражение процессов, которые волновали русскую цивилизацию в течение столетий, по крайней мере начиная с Петра I. Этот спор западников с теми, кого в дальнейшем назвали славянофилами, сопровождает нас издавна. Причем если мы посмотрим на историческое развитие России, увидим: в каком-то смысле в начале XX века произошла победа западников (я все-таки рассматриваю марксизм как идеологию, которая была привнесена извне на русскую почву). Она стала логическим завершением западничества, которое активно развивалось в течение XIX века. Прежде всего, нужно вспомнить восстание декабристов на Сенатской площади, народничество, которое по виду было движением за просвещение народа, дарование ему свободы, а по существу, конечно же, тоже процессом с западным душком. О народовольческом и марксистском периодах говорить не приходится конечно, это свершалось под знаком всемирного революционного процесса, который якобы считается законом развития цивилизации.
Поэтому спор о том, брать ли нам пример с Запада или руководствоваться какими-то органическими процессами, нашей народной, национальной почвой – старый спор. По-моему, здесь невозможно предложить какое-то одно решение, так как Россия была, есть и будет частью мирового сообщества. Многие процессы, происходящие в мире, неважно где в Лондоне или, скажем, в Сеуле, особенно связанные с информационным развитием общества, современными технологиями, параллельно идут везде. И мы с вами, конечно, пользуемся плодами этой цивилизации, ну и по возможности сами принимаем участие в создании этих ценностей.
С другой стороны, если говорить о социально-политическом устроении, очевидно: перенесение западных моделей на русскую почву без критического осмысления непродуктивно. Это показали 90-е годы. Но и полный отказ от этих процессов невозможен. Мы – часть мира, часть цивилизации.
Если можно было бы использовать национальные особенности русского характера (а это, прежде всего, взаимопомощь, коллективизм, общинность), совместив их с теми глобальными процессами, которые идут в мире наподобие того, как особенности национального характера японцев в свое время позволили создать японскую модель, "технологическое чудо", это, на мой взгляд, было бы правильно. Не полностью отказаться от западной модели, пытаясь взрастить из ничего нечто новое, а именно сочетать исторически сложившиеся качества русского человека и энергию, активность, деловитость современного Запада. Думаю, при таком сочетании можно было бы достичь тех замечательных результатов, о которых говорит Святейший патриарх как о возможном развитии русской цивилизации.
Иерей Святослав ШЕВЧЕНКО, клирик кафедрального собора Благовещенска:
Чтобы было понятно, какое нравственное государство строить, нужно понять, чего делать не следует. Русская народная мудрость гласит, что учиться нужно на чужих ошибках. Чтобы начать строительство нравственного государства, нужно сделать выводы, как жить не нужно, посмотрев на примеры других государств, где жизнь превращается в ад.
Сегодня России выпала уникальная возможность у власти находятся, по крайней мере, несколько человек, которые любят свою страну и свой народ. Пример того, что может быть со страной, когда власти не выстраивают политику на основе нравственных ценностей, правители не любят свой народ, а народ, в свою очередь, ненавидит правительство события на Украине.
Нравственное государство это, прежде всего, нравственное образование. В детских садах, школах, вузах, учебных заведениях разного уровня детей наконец-то должны начать воспитывать, а не только давать им человеко-часы и какие-то абстрактные знания. Изучая гуманитарные предметы – историю, литературу, больше говорить о русских героях, на которых можно равняться (а у нас их множество). Нравственное государство можно строить и с помощью кинематографа. Сегодня очень много развлекательных фильмов и мало тех, которые заставляют сопереживать чужому горю, разделять чужую радость. Мало патриотизма.
У других государств можно поучиться таким вещам. Вы посмотрите на голливудские фильмы – они хоть искусственно, но культивируют патриотизм, хотя по сути США – лоскутное одеяло из различных этносов. А у нас предметов для национальной гордости, нравственных идеалов много.
Думаю, действительно пришло время задуматься о духовно-нравственных сферах – мы видим, что наша молодежь воспитана на западных компьютерных играх, фильмах, литературе. Мы потеряли нравственные ориентиры, поэтому вокруг так много агрессии. Люди стали менее терпимы, и это действительно нужно менять. В том числе, как правильно сказал патриарх, касаться политической, экономической и, конечно, религиозной сфер, потому что "Русский мужик без Бога дрянь", а Бог высшее мерило, особенно для верующего.
Нам не нужно заново строить самобытное государство. У нас все для этого есть. Русская национальная идея заключается в православии. Медицина, зодчество, музыка – все это пришло из Византии вместе с православием. Первые учебные заведения были церковно-приходскими, первые библиотеки при храмах. Почти все известные художники были иконописцами. Множество русских композиторов писали не только светскую музыку, но и для церковных песнопений.
В общем, на стороне русскую национальную идею, лекало для строительства русского самобытного государства искать не нужно, это все рядом.
Мухаммад-хаджи РАХИМОВ, председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият), муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края:
Россия многоконфессиональна и многонациональна. Преобладают православные русские, поэтому они имеют приоритет. Но наряду с православием признаны традиционными религиями ислам, иудаизм и буддизм. Поэтому необходимо строить гармоничное общество, в котором не будут ущемлять интересы ни конфессий, ни наций.
Патриарх Кирилл один из мудрейших людей современности, я всегда поражался его железной логике. Поэтому, безусловно, я с ним согласен. Россия сейчас на перепутье. У нас, к сожалению, больше недругов, чем друзей. Но мы пережили страшные 90-е годы, и теперь нам надо строить общество, которое будет защищать интересы своего государства, жить и созидать на благо.
Жажда наживы всегда была неприемлема для россиян. Мы всегда были открытыми, душевными. Безусловно, мы должны поддерживать молодые таланты, именно они будут двигать вперед нашу страну. Так что надо расставлять правильно приоритеты и двигаться вперед ради их осуществления.
Фарид-хазрат САЛМАН, муфтий, глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия – РАИС:
Глобализация – путь к погибели. Мы знаем, что однажды род человеческий уже пытался пойти по этому пути, затеяв строительство Вавилонской башни, и мы знаем, чем это закончилось. Любая глобализация ведет к регрессу, она против воли Господней. Он сказал, что если бы сам захотел, то сотворил бы нас говорящими на одном языке. Но он нас создал разными, чтобы мы познавали друг друга и обогащались взаимно.
Я с радостью констатирую, что выступление патриарха это четкое выражение модели конфессионального, религиозного и национального развития страны на данном этапе. Его слова дорогого стоят.
В каждой стране есть стержневой народ-государственник. У нас это, конечно, русский народ. Но при этом наша страна всегда развивалась как многонациональное и многоконфессиональное общество. Возможно ли, как говорил патриарх, сделать так, чтобы наше общество оставалось самобытным, сохраняя изобилие многонациональности? Да, было бы желание: у патриарха, у духовных лиц, у государственников и у той части интеллигенции, которая не запачкана идеями глобализации. Именно в таком конструктивном ключе, в сотрудничестве религиозных, культурных, академических, образовательных кругов можно прийти к тому, к чему призвал патриарх. А механизмы для этого имеются.
Современное поколение россиян вне зависимости от национального, социального, религиозного происхождения подвержено влиянию глобализации. Любой город – это одинаковые прически, одежда, магазины. Но у глобализации надо взять только ценности, которые не противоречат общечеловеческим, а дальше двигаться надо самостоятельно. У нас для этого все есть.
Зиновий КОГАН, Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин:
Я присутствовал на открытии Всемирного Русского Народного Собора и слышал это выступление патриарха. Замечательное, историческое выступление. Собор стал площадкой для разных политических партий, там выступили Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский и Сергей Миронов.
Безусловно, мы должны строить социальное государство, пусть и рыночное, но где преобладают нравственные идеалы, о которых говорил патриарх. Эти идеалы должны быть в основе новых законопроектов, и государство должно быть более социальным, справедливым, нравственным.
И это не идеалистические мечтания, это слово Русской Православной Церкви к партиям и к гражданскому обществу в стране. И я думаю, к слову патриарха прислушаются законодатели и все институты общества. Бог даст, и Россия сумеет выйти на новый уровень. Наша страна всегда была самодостаточной.
А чтобы перейти в социальное общество, должна быть политическая воля президента. Здесь нет ничего нереализуемого, это все можно постепенно осуществлять. Не будем торопиться строить капитализм. Нужно при той свободе, которая есть, сохранить нравственную душу.
Семен ЛИВШИЦ, Председатель Местной еврейской религиозной организации ортодоксального иудаизма города Орла "Центр "Шалом":
В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии нацисты устроили погром. Они громили магазины, банки, принадлежащие евреям. 9 ноября в мире отмечался Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма. Об этом говорят и помнят не все, даже на государственном уровне. Как тогда можно говорить о строительстве некоего государства, которое защищало бы интересы всех и каждого, братских народов, представителей традиционных религий? Это что-то из области фантастики, попытка выдать желаемое за действительное. К сожалению, такое вряд ли возможно.
Царь Соломон говорил: "все суета сует", "ничто не ново под луной". Желание объединить братские народы, традиционные религии – об этом говорилось еще до новой эры, но это все слова, а результатов мы не видим. Увы, история ничему не учит, но она же наказывает за ошибки. Так происходит на протяжении тысячелетий.
Поэтому то, что предлагают на соборе тоже из области ненаучной фантастики.
Источник: Regions.ru