поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
03 января 2018  распечатать

Евгений Белжеларский

Ничего личного – только эмпатия

Источник: Парламентская газета

Есть слова и понятия, которые когда-то были перенесены из научной сферы в сферу морально-этическую и личную в целях их более или менее явной регламентации.

Таково, например, слово "эмпатия". Буквально означает "благая страсть" или "благое чувствование" (от греческого греч. ἐν ("ев") – "в" + греч. πάθος "патос" – "страсть", "страдание", "чувство"). Определение этому понятию даётся такое: "Осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания". Или такое: "Умение поставить себя на место другого человека и понять его мысли и чувства. Эмпат – это человек, который обладает способностью резонировать на разных уровнях с другими людьми".

Есть ещё и много других определений. Все они претендуют на научную истинность, хотя в своих базовых понятиях и категориях нередко расходятся. В одном случае мы получаем синоним давно известного термина "сочувствие", с которым связан огромный опыт взаимоотношений людей в нашей культуре, причём как светский, так и религиозный. В других случаях, напротив, "эмпатия" понимается предельно широко – как способность эмоционального "отзеркаливания", умения посмотреть глазами другого, овладеть оптикой его взгляда и чувства. Например, один психолог утверждает: Говорят: "Эмпатия – умение почувствовать то, что чувствует другой. А сочувствие ближе к жалости, для него необязательна полная эмпатия".

Назовем два эти типа определения условно "теплым" и "холодным". В обоих случаях возникают вопросы. "Тёплое" определение просто повторяет значение слова "сочувствие", и тогда непонятно, зачем требуется удвоение термина, если вся концептосфера и культурное содержание понятия связаны именно со словом "сочувствие". Во втором случае удивляет некая безразмерность – рамки "холодного" определения эмпатии настолько широки, что применение термина становится бесконтрольным. В него можно "запихнуть" что угодно. Кстати, обратим внимание на то, что "эмпатия" крайне редко употребляется в одном ряду с чем-то похожим термином "симпатия", очень хорошо прижившимся в нашей культуре и являющимся прямым аналогом "сочувствия" даже на уровне этимологии (сим – = "со-", чувство = "патос").

Если одно толкование термина избыточно, а другое безразмерно, зачем нужен сам термин? Почему ряд психологов предпочитают работать именно в такой "проблемной" понятийной парадигме.

У меня возникает следующая догадка. А не потому ли так происходит, что "эмпатия" в её расхожем понимании, в отличие от сочувствия, не требует деятельного подхода, не требует подтверждения поступками, отменяет проверку теории практикой. А заодно и ту самую евангельскую мысль, согласно которой "вера наша мертва без дел наших".

Что если настаивание на этом термине – попытка придания психологии гностического характера, характера чисто описательной дисциплины, в которую нужно только верить и с её помощью изъясняться, но которая не должна ничего формировать.

В этой ситуации сочувствие всё больше перестаёт быть искренним порывом и превращается в правило хорошего тона. В эту самую – "эмпатию". Лёгкая печальная улыбка, брови домиком... Сочувствие-лайт.

То есть некто способен встать на место другого, посмотреть его глазами... Хорошо. Но ведь часто это умение используется совсем не в альтруистических целях. Например, мошенники зачастую тоже являются очень сильными эмпатами. Они должны досконально просчитать реакции жертвы, чтобы осуществить свой замысел. Посмотреть на вещи её глазами. Разве это не эмпатия? Эмпатия, конечно. Но разве это сочувствие? Разумеется, нет.

Или возьмём такую вещь, как экономические санкции. Они учитывают реакцию больших групп населения, их настрой и реакции. Эмпатия? Ещё какая. Сочувствие? Да нет, нечто прямо противоположное.

Эмпатия, оказывается, явление не хорошее и не плохое. Его можно направить к любой цели – это "дышло, как повернёшь, так и вышло". Вы скажете: да, в этом разница, и что же?

А то, что слова "эмпатия", "эмпат" маркированы в современном употреблении однозначно позитивно. Эмпатия – это даже почётно. О ней говорят именно в контексте помощи разным людям. Но оправданно ли в этом контексте именно это слово?

А вот сочувствие "обратным концом" не повернёшь. И мне трудно представить, когда сочувствием хвастаются, когда его рекламируют. Это же какой-то этический нонсенс получается. Эмпатия же, как мы видим, сама по себе ни к чему не обязывает. А поводом набрать очки, попиариться, становится очень часто. Как объяснить этот казус.

Или вот такой пассаж: эмпатия может быть ниже среднего (ниже нормы), средней (недостаточной до развитой), достаточно развитой (в норме) и излишней (сверх нормы). А вы можете представить подобное измерение сочувствия? Разумеется, нет. Сочувствие всегда хорошо, но его всегда мало. Совсем другой системы оценок оно требует, согласитесь.

А вот ещё выдержка из статьи автора, который рекомендован в качестве психолога: "Есть два простых и эффективных упражнения, выделяющихся из множества, способных развить эмпатию в короткие сроки: "Телефон". Суть данного метода заключается в том, что вы при помощи мимики и жестов изображаете какой-то предмет или тему разговора, а окружающие должны отгадать, о чём идёт речь. "Зеркало и мартышка". Одна из излюбленных детских игр, но также она способствует раскрытию эмоционального состояния взрослого человека и попаданию в комфортную зону. Для данного упражнения обзаведитесь компаньоном, встаньте напротив партнёра и с помощью жестикуляции показывайте различные чувства, затем поменяйтесь с товарищем местами и повторите такие же действия. Это поспособствует тому, что вы научитесь понимать эмоциональное состояние и чувства окружающих людей".

Теперь сравним с сочувствием или даже симпатией. И почувствуем разницу.

Похоже, эмпатия в расхожем смысле слова – понятие внеморальное и чисто умозрительное. Судя по всему, это такая радикализация плюрализма, гражданский ритуал. Не вместе, а вместо сочувствия. И мы приучаемся довольствоваться именно этим. В Новом году я бы пожелал моим соотечественникам обратного. Подлинного сочувствия друг к другу. А эмпатией лучше заниматься с платным психологом, если есть на это средства.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Евгений Белжеларский

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

27.05.2020

Совет церквей Украины просит власти учесть религиозные потребности людей

Состояние госпитализированного в Москве муфтия Бердиева улучшилось

Московская Патриархия окажет материальную помощь столичным клирикам

26.05.2020

Вышел новый 137 выпуск аналитической программы "Щипков" – "Мир после пандемии"

В 25-ю годовщину выхода 'Ut unum sint' Папа дал высокую оценку экуменизму

ФЕОР пожертвовала больницам 15 миллионов рублей на борьбу с COVID-19

В Киево-Печерской лавре и двух монастырях Киева сняли карантин

Святейший Патриарх Кирилл возглавил онлайн-совещание Рабочей группы по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

14.05.2020

Царьград.ТВ:
Михаил Тюренков
"Wi-Fi-причастие" по-украински: В чём опасность либерального "COVID-богословия"

10.05.2020

Официальный сайт Московского Патриархата:
протоиерей Димитрий Сазонов
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией

09.05.2020

Журнал "Международная жизнь":
Протест католических епископов и ученых

05.05.2020

ПЕRЕВОДИКА:
Ален де Бенуа
Коронакризис – это не конец света, это конец целого мира

29.04.2020

Всемирный Русский Народный Собор:
Владыка Каллистрат. Антарктический опыт и жизнь в изоляции

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты