поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
14 мая 2012  распечатать

Священник Петр Коломейцев

Властители дум

Средства массовой информации являются несомненным благом цивилизации. Действительно, как могло бы мировое сообщество откликнуться и оказать помощь региону, терпящему бедствие, если бы не существование СМИ? Называя себя четвертой властью, то есть институтом, независимым от законодательной, исполнительной и судебной систем общества, СМИ, по их собственному утверждению, руководствуется только принципами информативистики, непредвзятости и политкорректности. Но не надо забывать, что СМИ сами по себе являются субъектом хозяйственной деятельности, частью мирового бизнеса, и их существование, развитие и совершенствование подчиняется экономическим законам. Можно сказать, что они, не имея специально поставленных перед собою целей и задач, превращаются в таких же игроков на рынке, единственной целью которых является извлечение максимальной прибыли.

Так монетаризм проникает в область культуры. А это значит, что право на существование имеют только экономически успешные проекты. Вот и выходит, что "независимые" СМИ могут быть вполне "продажными", то есть зависеть от своих спонсоров, следовать политической конъюнктуре, или подвергаться цензуре. Даже неподцензурный и неподконтрольный Интернет, сильно зависит от рейтингов и от предпочтений посетителей всемирной паутины.

Являясь мощным средством воздействия на сознание и формирование общества, СМИ сами являются продуктом общества. Стоит ли удивляться тому, что бывший редактор христианского журнала, перейдя работать на телевидение, высокомерно говорит своим собратьям по вере: "Не мешайте нам, профессионалам, делать свою работу!"

Но что дает обществу работа профессионалов? Исследования показывают, что большая часть этой продукции посвящена насилию, разврату, культу наживы и потребления. Пропаганда идеалов потребительского общества проникает даже в школьные учебники: "Деньги – это ворота в рай. Они открывают простор в мир путешествий, роскошных магазинов, делают доступным элитарное обучение или платную медицину. Под наличие или отсутствие у человека денег выстраиваются наши желания, потребности, интересы, мысли и многое другое, что есть у нас в душе и разуме. Наличие денег делает нас довольными, успокоенными, уравновешенными, их отсутствие ведет к стрессам и отчаянию". (Кравченко А.И. Обществознание: Учебник 10 класс, 6-е изд., М.: Русское слово, 2003. Стр. 58. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации).

На телевидении очень высокий процент кинопродукции в жанре экшн. Мыльные сериалы сменились криминальными. Появился сериал "Меч", в котором действует карательная организация, борющаяся за справедливость, альтернативная МВД, ведущая борьбу, как с преступниками, так и с милиционерами. Большое место занимают криминальные хроники, причем, если в праздничные дни новостные блоки могут отсутствовать в сетке вещания, то хроники криминальных новостей присутствуют.

Социологические исследования показали, что такой пропорциональный тематический состав вещания не соответствует запросам потребителей. В ответ на это мы слышим все то же: "Не мешайте профессионалам!" также, не смотря на возмущение общественности, не сходит с экранов передачи типа "Дом 2". По оценкам специалистов порно ресурсы в Интернете составляет от 80 до 90%, притом, что: "Порнотрафик занимает от трети до половины всего мирового трафика" (Известия. Ру).

В советское время перед средствами Масс-Медия директивно была поставлена высокая задача: воспитание нового человека. При этом все исследования отмечают не только сильную идеологическую направленность медийной продукции того времени, но вспоминают о добром кино, нравственной литературе, высокохудожественной эстраде. В эпоху культурного монетаризма профессионалы заботятся о другом – при минимальном вложении средств достичь максимальной выгоды. Конечно же, происходит и "воспитания" потребителя – воспитания у него дурного вкуса и низменных интересов.

Некоторые спросят: "Что же, современные Масс-медиа совсем уж бездуховны?" Конечно, нет. Культура не терпит духовной пустоты. Но, если мы посмотрим, чем заполняется этот вакуум, то поймем, что наступило "время слез, а не слов; рыданий, а не речей; молитвы, а не проповеди." (Иоанн Златоуст, ПСС т.2 ч.1 "О статуях II"). Книжные полки, телеэкраны и интернетсайты потчуют нас синкретической похлебкой из эзотерики, астрологии, нумерологии, кабалистики, оккультизма и откровенного колдовства. Некогда остроумный сатирик Задорнов появляется на экране в виде бородатого гуру, проповедующего идеи славянского язычества, которые якобы лежат в основе египетских и европейских дохристианских верований. По мнению Задорнова слово "РА-дость" означает – достать свет (Ра – бог солнца у египтян, а дост, по его мнению, – корень от глагола "достать"), "к-РА-сота" – стремление к свету, "д-у-РА-к" – доставший у РА, "просветленный" то есть. И это он говорит абсолютно серьезно, а шутки и зубоскальство начинаются тогда, когда он пересказывает библейскую историю сорокалетнего хождения по пустыне народа Божия. Расширяет свою нишу в медийном пространстве мистика. Готика и хоррор становятся популярными в кино, литературе и компьютерных играх.

В сложившейся ситуации христианину довольно трудно найти место приложения своим идеям. Масс-медиа противодействует проникновению в их ряды тех идеалистов, которые хотят сказать миру что-то экзистенциально важное, вместо очередной сенсации. В лучшем случае, он не будет услышан и принят, в худшем – приспособится и станет таким же. Вот и апостол Павел пишет: "Не обманывайтесь; худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор. 15, 33). Именно поэтому христиане вынуждены дистанцироваться от существующих СМИ, телевидения, Интернета, кино и создавать параллельные, христианские Масс-медиа.

Христиане руководствуются призывом Господа распространять среди людей веру во Христа и Его благую весть, прекрасно понимая, что СМИ могут оказаться эффективным подспорьем. "Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? ... Прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! ... Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия".(Рим. 10:14-15,17). Также христиане руководствуются чувством ответственности "За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф. 12, 34:37).

Понимая, что нейтральности нет, и "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12, 30), создатели христианского медийного пространства пытаются начисто изгнать из него все, что хотя бы отдаленно напоминает светские СМИ – темы, жанры, приемы. Получается продукция только для внутреннего потребления, потому что те, к кому она должна быть обращена, искренне считают всю христианскую сферу скучной, бездарной, банальной, назидательной кустарщиной. Но и внутри христианского сообщества существенны упреки в том, что она не удовлетворяет информационный голод, и говорит о том, что и так хорошо известно всем верующим.

Выход из создавшегося тупика – есть, более того, он уже наметился. Это использование достижений медийного производства и храброе освоение христианами тех тем, о которых христиане думают, но не говорят, тех жанров, которые раньше считались неприемлемыми. Процесс этот должен быть осторожным, чтобы не профанировать христианское благовестие, но и достаточно новаторским. "Се творю всё новое" (Откр. 21, 5), "Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: и так будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби" (Мт. 10, 16).

То, что сегодня качество христианской продукции сильно улучшилось, говорит о том, что люди бизнеса верят в действенность своих спонсорских вложений в дело христианского просвещения. А другой стороной этого явления является то, что светские Масс-Медиа начинают отзываться на вызов христианства. Разве не чудо, что некоммерческий фильм Мела Гиббсона "Страсти Христовы" и фильм Лунгина "Остров" оказались среди рекордсменов проката.

Мы много размышляем о нашем постиндустриальном обществе, и о том, куда нам идти дальше, а ответ только один – ко Христу, к созданию подлинно христианского общества. Перед лицом вечности альтернативы у нас нет!

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Священник Петр Коломейцев

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

25.10.2020

Таруса покинула "обезличенный исторический ландшафт"

23.10.2020

Скончался Владимир Николаевич Осипов
Известный патриот преставился в больнице...

21.10.2020

Умер декан философского факультета МГУ Владимир Миронов

Скончался протоиерей Димитрий Смирнов

20.10.2020

А.В. Щипков: В Европе пытаются выстроить систему моральных ценностей, не опирающуюся на авраамические традиции

Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

19.10.2020

А.В. Щипков: Корни идей солидарности и справедливости находятся в христианстве, а не в марксизме

Памятник Царю-Миротворцу в Москве должен быть восстановлен

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

25.10.2020

Газета "Завтра":
Алексей Иванов
Тихая Таруса в топе новостей: страсти по переименованию улиц

24.10.2020

Весть News:
Александр Щипков
Александр Щипков высказался о возвращении улицам Тарусы исторических названий

23.10.2020

Блог Игоря Друзя:
Игорь Друзь
Джо Байден обещает поддержать раскол Православия

Газета "Завтра":
Алексей  Иванов
Ушёл Владимир Осипов, ветеран русского патриотического движения

16.10.2020

Центр "Хризма":
Евгений Иванов
Кардинал Курт Кох рассказал о необходимости "обмена дарами" между католиками и православными

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты