поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
07 сентября 2017  распечатать

В поисках нового языка: в Москве состоялся круглый стол Русской экспертной школы (Москва) и Центра Симоны Вейль (США).

3 сентября 2017 года в Москве, на площадке Новоспасского монастыря прошёл круглый стол, организованный Русской экспертной школой (Москва) и Центром Симоны Вейль (Вашингтон, США). Помимо этого в мероприятии приняли участие сотрудники МГИМО МИД России, МГУ им. М.В. Ломоносова, Института "Телос – Пол Пиконе" (Telos-Paul Piccone Institute, США), Кентского Университета (University of Kent, Великобритания), Оттавского университета (University of Ottawa, Канада), Университета Чарльза Стюарта (Charles Sturt University, Австралия), Род-Айлендского университета (UniversityofRhodeIsland, США). Встречу открыл наместник Новоспасского монастыря епископ Воскресенский Савва, который приветствовал участников мероприятия и благословил их на плодотворную работу.

В основу докладов и дискуссии легло мнение, разделяемое всеми участниками круглого стола, что нынешнее социокультурное состояние мира – переходное и кризисное, отражающее кризис либерального миропорядка. Кроме того, эксперты сошлись в том, что происходящий кризис может быть разрешён через возврат в образ мыслей современного человека религиозных оснований морали. Отдельные эксперты, в частности директор Русской экспертной школы Василий Щипков (Москва) и Адриан Пабст (Кентский университет, Великобритания), обратили внимание на то, что язык современных гуманитарных наук, сформировавшийся при непосредственном влиянии мировоззренческих установок эпохи Просвещения, Нового времени, модерна и постмодерна, связан с определёнными идеологическими доктринами Нового времени и не в состоянии полноценно описывать современность. Тем более его тесные рамки не позволяют говорить о будущем. Поиск нового гуманитарного языка – это не отдалённая перспектива, а насущная задача сегодняшнего дня. В качестве подтверждения этой мысли Василий Щипков привёл в пример привычку, доставшуюся нам в наследство от Просвещения, использовать термины "современность" и "традиция" в качестве антонимов, вследствие чего традиционные ценности оказываются в вечной оппозиции к современному человеку.

Доклады участников круглого стола взаимно дополняли друг друга. Пол Гренье (Центр Симоны Вейль, США) проанализировал фундаментальные отличия христианской морали и либеральной: в основе христианской морали лежит интенция добра, тогда как цель либеральной этики – собственное благополучие индивида, совершающего тот или иной поступок. При этом диаметрально противоположный смысл принадлежит понятию "послушание". Для христианина послушание является важнейшей добродетелью, а для либерального мировоззрения – формой угнетения человеческой свободы.

Андрей Рогозянский (Русская экспертная школа) в свою очередь обратил внимание на то, что в странах Запада у представителей экспертного сообщества зачастую ложное представление об истинном положении дел в Русской Православной Церкви. Церковь рассматривается ими через призму либеральной идеологии и почти исключительно в позитивистском ключе. Это приводит к видению её как реакционного социального института. При этом совершенно упускается из виду не только её трансцендентный, внемирный аспект, но и конкретные историко-культурные факты и предпосылки. Другой представитель Русской экспертной школы – Евгений Белжеларский развил эту мысль. Он предположил, что подобного рода предвзятые суждения являются наследием колониальных времён, непреодолённым предрассудком "белого человека", привыкшего делить мир на "цивилизованный" и "варварский". Противоположную идею несёт в себе христианство, для которого нет более или менее "цивилизованных" культур, потому что "нет ни эллина, ни иудея".

Прошедший круглый стол продемонстрировал продуктивность подобного рода международных экспертных встреч, которая была засвидетельствована положительными отзывами всех его участников. Характерной особенностью дискуссии было то, что проходила она за рамками политической плоскости. Базовые вопросы, которые позволяет успешно рассматривать такой формат – это вопросы антропологии, метафизики, ценностей. По словам директора Русской экспертной школы Василия Щипкова, такого рода интеллектуальная дипломатия – это одно из постоянных и наиболее перспективных направлений в работе Школы, которое будет развиваться и в будущем.


Центр Симоны Вейль (США) – это международное объединение философов, публицистов, экспертов-гуманитариев, которые пытаются сформулировать христианский ответ на кризисы, происходящие в культуре и обществе западного мира. Центр назван в честь Симоны Вейль (фр. Simone Adolphine Weil, 1909 – 1943 гг.) – французского религиозного мыслителя и философа. В юности она была увлечена левыми идеями. В 1936 году в её мировоззрении произошёл кардинальный перелом – она разочаровалась в социализме и коммунизме, и вскоре сблизилась с христианством. Во время Второй мировой войны Симона Вейль в знак солидарности с узниками нацистских концлагерей ограничила потребление пищи до уровня пайка заключённых. Это привело к резкому ухудшению её здоровья и преждевременной смерти.

Источник: 

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Василий Щипков

Андрей Рогозянский

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

27.05.2020

Совет церквей Украины просит власти учесть религиозные потребности людей

Состояние госпитализированного в Москве муфтия Бердиева улучшилось

Московская Патриархия окажет материальную помощь столичным клирикам

26.05.2020

Вышел новый 137 выпуск аналитической программы "Щипков" – "Мир после пандемии"

В 25-ю годовщину выхода 'Ut unum sint' Папа дал высокую оценку экуменизму

ФЕОР пожертвовала больницам 15 миллионов рублей на борьбу с COVID-19

В Киево-Печерской лавре и двух монастырях Киева сняли карантин

Святейший Патриарх Кирилл возглавил онлайн-совещание Рабочей группы по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

14.05.2020

Царьград.ТВ:
Михаил Тюренков
"Wi-Fi-причастие" по-украински: В чём опасность либерального "COVID-богословия"

10.05.2020

Официальный сайт Московского Патриархата:
протоиерей Димитрий Сазонов
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией

09.05.2020

Журнал "Международная жизнь":
Протест католических епископов и ученых

05.05.2020

ПЕRЕВОДИКА:
Ален де Бенуа
Коронакризис – это не конец света, это конец целого мира

29.04.2020

Всемирный Русский Народный Собор:
Владыка Каллистрат. Антарктический опыт и жизнь в изоляции

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты