ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Учебник истории: один на всех?

Андрей Зайцев :: 13 марта 2013

Лет десять назад я молодым учителем пришел в школу, где мне предложили вести уроки истории у нескольких классов. Помню, как сложно было давать задания детям, поскольку у учеников были разные издания одного учебника – приходилось постоянно сверяться с двумя текстами. Для учителя наличие у учеников одного учебника по предмету скорее благо, но принудительное введение единообразия во всех школах станет несомненным злом.

На ил.: слева: "В. Ульянов (Ленин)". Автор Г.Д. Лавров. 1924 год; справа: бюст В.И.Ленина, современное производство

Любой школьный или ВУЗовский учебник – это компромисс, результат договора между разными научными школами. Сам я по образованию филолог и прекрасно помню, как на лекциях по фонетике нам говорили о том, что ленинградская школа считает, что фонема "ы" есть, а московская отрицает существование этой фонемы. У каждой из сторон были свои аргументы, лично мне кажется, что точка зрения питерских ученых более правильна, но экзамены я сдавал в Москве, так что при "удачно" вытянутом билете я мог бы превратить экзамен в спор Петербурга и Москвы.

На этом маленьком примере видно, какие могут возникать дискуссии даже из-за одной фонемы, о существовании или отсутствии которой не задумывается 99 % россиян.

В случае же с историей разница в трактовке фактов, личности правителей и результатов их деятельности, может приводить к ожесточенным спорам, что можно было наблюдать недавно, вспоминая о 60-летии со дня смерти Иосифа Сталина и переименовании Волгограда в Сталинград.

Теоретически единый учебник по истории мог бы состоять из простого перечисления дат, отрывков из документов и биографий, карт сражений или переселения народов и множества других, на первый взгляд, всеми признаваемых вещей.

На практике же такого учебника не может быть в природе, поскольку отношение к той или иной эпохе можно выразить простым подбором фактов.

У ученых, например, не существует единого мнения о том, когда завершилась, например, эпоха Средневековья. Ле Гофф, крупнейший представитель школы анналов, считал, что Средние века кончились лишь в XIX веке. Специалисты привязывают конец этого периода к разным буржуазным революциям, к эпохе Великих географических открытий и многим другим датам.

Какую же точку зрения должны знать школьники и студенты в качестве "единственно верной", и может ли вообще существовать правильная точка зрения на историю? Ответ на этот вопрос будет отрицательным – люди никогда не откажутся от права иметь свою точку зрения на ту или иное событие.

Беспристрастными не были ни авторы средневековых и летописей, не будут ими и современные историки. Вопрос лишь в том, насколько объективен взгляд того или иного ученого на прошлое.

Почти все видели в интернете географические карты мира разных стран. Австралийские школьники считают, что их страна расположена вверху глобуса, а Россия внизу. Они имеют на это полное право, но вряд ли весь мир должен учить географию по их карте. Точно также происходит и с историческими знаниями – каждая страна пишет свои учебники истории – вопрос лишь в том, насколько они адекватны.

Сказанное выше не означает, что в школе можно учить детей по книгам "новой хронологии" Фоменко-Носовского или по творениям тех "специалистов", которые доказывают, что Адам был представителем именно их народа или национальности.

Подобное представление о древности родов осмеивал еще Фонвизин, заставив Скотинина сказать, что его "пращур" будет древнее Адама. Однако даже при исключении всех "альтернативных" и фантастических теорий о прошлом человечества, все еще нельзя будет написать единый учебник, поскольку на одно и то же реально произошедшее и четко датированное событие все очевидцы смотрят по-разному.

Кроме того, историю невозможно изучать и по сборнику документов и хроник, поскольку они создавались живыми людьми, имевшими свою точку зрения. Захват Константинополя в 1204 году совершенно по–разному описывали латинские участники крестового похода и византийцы. Каждая из сторон считала лишь себя настоящими христианами, а противников исчадиями ада. Подобные примеры можно найти и в древнерусских летописях.

В результате учителю придется так или иначе давать свою оценку событиям и эпохам. Если мы не можем однозначно трактовать события античной или средневековой истории, то что уж говорить о ХХ веке? Конечно, можно написать любой учебник в зависимости от пожеланий начальства или общества, но такая книга станет лишь срезом представлений о прошлом, которое было сформировано или навязано в России в начале ХХI века. Это учебное пособие станет незаменимым источником для будущих историков и мучением для учителей, родителей и детей. Разумеется, мы не рассматриваем аргумент: "Учебник все равно никто не читает", поскольку тогда отсутствует и сам предмет разговора.

Кроме того, создание единого учебника по истории невозможно хотя бы потому, что у общества отсутствует принятое большинством представление о недавнем прошлом или о праве на свободную дискуссию о нем. До сих пор мы хотим, чтобы в школе давали какую-то компромиссную, но убедительную, непротиворечивую модель отношения к истории, но никто не может ее придумать.

Оставим за скобками вопрос о том, что объединяют людей обычно либо крупные положительные события, как победа Великой отечественной войне или полет Гагарина в космос, либо мифы о прошлом, выполняющие скорее социально-психологическую функцию.

Допустим, мы нашли добросовестного ученого, который не будет писать явно ангажированный текст, не будет ни говорить о "лихих 90-х", ни представлять СССР как "империю зла" или идеальное государство, но что в этом учебнике будет написано о событиях февраля – октября 1917 года, гражданской войне, борьбе за власть после смерти Ленина, сталинских репрессиях, причинах Великой отечественной войны, ее ходе и последствиях, смерти Сталина, докладе Хрущева на ХХ съезде коммунистической партии, событиях в Новочеркасске, косыгинских реформах, войне в Афганистане, эпохе Брежнева, перестройке и распаде СССР, новой России.

Какую оценку в этом учебнике получат такие исторические деятели как Ленин, Троцкий, Сталин, Тухачевский, Жуков, Хрущев, Сахаров, Солженицын, Горбачев, Ельцин или Путин? А ведь это лишь небольшая часть людей, определявших судьбу России в ХХ веке. Каждая из этих фигур до сих пор вызывает споры, а есть еще Зиновьев, Каменев, Бухарин, Гайдар, Чубайс, лидеры белого движения, представители Церкви, науки, интеллигенции.

Весь этот поток имен и так обрушивается на головы школьников, которые хотят услышать оценку, отношение преподавателя к тому или иному человеку. Единый учебник не запретит учителям симпатизировать одним из этого списка и недолюбливать других, и это еще не худший вариант. Куда страшнее преподаватель, который будет металлическим голосом пересказывать содержание учебника и воспитывать в детях равнодушие к собственному прошлому. Укрыться за перечислением фактов тоже не получится, и читатель сейчас легко в этом убедится, прочитав два разных варианта "параграфов", посвященных Иосифу Сталину.

Иосиф Сталин – советский политический, государственный, военный и партийный деятель. Родился 18 декабря 1878 года в Гори в бедной семье. Отец – Виссарион Иванович, мать – Екатерина Георгиевна. С отличием закончив Горийское духовное училище в 1894 году, поступил в Тифлисскую духовную семинарию. До октября 1917 года неоднократно был в ссылках и тюрьмах, после смерти Ленина в 1924 году участвует во внутрипартийной борьбе и к 1927 году становится фактическим руководителем страны в должности Генерального секретаря ЦК ВКП(б). В 30-е годы прошлого столетия проводит масштабную индустриализацию страны, сопровождавшуюся коллективизацией и репрессиями в отношении крестьян, не желавших отдавать хлеб государству по низким закупочным ценам. В тридцатые годы вместе с другими руководителями страны осуществлял масштабные репрессии по отношению к целым социальным группам (военные, крестьяне, духовенство, образованные специалисты, и.т.д.) и политическим оппонентам (Бухарин, Зиновьев, Рыков и.т.д.). В годы Великой отечественной войны 1941-1945 годов, развязанной Гитлером, несмотря на договор о ненападении, принятый в августе 1939 года, руководил Государственным комитетом обороны. Совершил ряд крупных просчетов в ходе войны, приведших к колоссальным потерям (от 20 до 28 млн. человек). После войны в 1946 году подписал ряд документов, приведших к появлению у СССР в 1949 году атомной бомбы. Скончался 5 марта 1953 года. В 2009 году Владимир Путин дал такую оценку личности Сталина, при этом осудив массовые репрессии: "Очевидно, что с 1924 по 1953 год страна, а страной тогда руководил Сталин, изменилась коренным образом, она из аграрной превратилась в индустриальную. Правда, крестьянства не осталось, но индустриализация действительно состоялась. Мы выиграли Великую отечественную войну. И кто бы и что бы ни говорил, победа была достигнута".


Иосиф Сталин – советский политический, государственный, военный и партийный деятель. По официальной версии родился 21 декабря 1879 года в Гори в семье сапожника Виссариона Джугашвили. Образование незаконченное духовное – в 1899 году отчислен из Тифлисской духовной семинарии за неявку на экзамен. За свою революционную деятельность неоднократно арестовывался, побывал в ссылках и тюрьмах. После революции 1917 года играл заметную роль в руководстве Советской России.

Незадолго до смерти Владимир Ленин дал негативную оценку роли Сталина, особо отметив его "грубость". Поводом для этого могло стать оскорбление Сталиным жены Ленина Надежды Крупской.

С 1924 по середину 30-х годов ХХ века создавал собственный культ личности, борясь с политическими оппонентами и захватив единоличную власть в стране. Фактически виновен в гибели российской деревни и массовом голоде, ставшими следствием коллективизации, начавшийся в 1929 году. В 1934 году, использовав убийство С. М. Кирова, развязал в стране "большой террор", устраняя своих политических оппонентов, видных коммунистов и военных.

Были расстреляны или отправлены в лагеря миллионы людей (на одном только Бутовском полигоне под Москвой похоронены 20758 расстрелянных с августа 1937 по октябрь 1938 года).

Уничтожив практически всю верхушку Красной армии и подписав в августе 1939 года секретный протокол к пакту о ненападении с Германией, фактически спровоцировал Гитлера на нападение на СССР 22 июня 1941 года. Будучи руководителем Государственного комитета обороны, фактически не давал оставшимся в живых командирам спокойно управлять войсками, что привело к крупным стратегическим ошибкам и огромным потерям (до 28 миллионов человек). Во время войны осуществил массовую депортацию чеченцев и крымских татар, обвинив их в сотрудничестве с фашистами. В послевоенные годы продолжил политику репрессий, самыми известными из которых было убийство Соломона Михоэлса, борьба с космополитами и дело врачей. Скончался 5 марта 1953 года.

В своих мемуарах оценку личности этого советского правителя дал лидер Франции Шарль де Голь: "Сталина обуревала жажда власти. Жизнь, наполненная подпольной политической деятельностью, а потом интригами и заговорами, научила его прятать свое подлинное лицо и душу, отбросить иллюзии, жалость, искренность, видеть в каждом человеке препятствие или угрозу, он сочетал в своем характере расчетливость, недоверие и настойчивость. Революция, работа в партии и на государственной службе, а также война дали ему возможности и средства подчинять себе или ликвидировать мешающих ему людей. Он добился всего, что имел, используя все уловки марксистской доктрины и рычаги давления тоталитарного режима, выказывая сверхчеловеческую дерзость и коварство".

Читатель может легко убедиться в противоположной направленности этих текстов, хотя составлены они лишь с помощью отбора разных исторических фактов. И это, наверное, самое убедительное доказательство против создания единого учебника по истории.

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама