30 лет назад, 26 мая 1993 года, в московском Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II открылся I Всемирный Русский Собор. Тогда эта организация сделала всё, чтобы в условиях национального унижения 1990-х избежать гражданской войны и сохранить русское единство и идентичность. К своему 30-летнему юбилею ВРНС стал главным собранием всего русского народа, определяющим стратегию государственного развития и суверенную идеологию России на десятилетия вперёд.
Пролог. Кровавый 1993-й
Восстанет, как уже не раз бывало, из пепла и из бездны греховной новая Русь – Русь, давшая миру многих подвижников благочестия, Русь, созидающая храмы в городах, весях и сердцах, Русь, сияющая всему миру правдой и любовью, Русь Святая,
– эти слова приснопамятного Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Алексия II прозвучали в конце мая 1993 года, в дни, когда на улицы Третьего Рима было страшно смотреть. Все, кому за 40, прекрасно помнят трагические символы Руси тех времён. Ветераны, копающиеся в мусорных бачках и вынужденные за бесценок продавать свои медали и ордена. Подростки с полиэтиленовыми мешками с клеем "Момент". Юные девушки, открыто торгующие собой в самом центре Первопрестольной. И бесчисленное количество рекламных вывесок, предлагающих "Свидание с Америкой" посредством употребления табачной или алкогольной продукции сомнительного качества.
"Ну, какая "Святая Русь"? Нам бы выжить!" – ответили бы в те дни миллионы русских. Порой откровенно стесняясь своего происхождения. Под самим словом "русский" тогда подразумевался исключительно негатив: например, мифические "русские фашисты", к которым нередко причисляли всех патриотов, недовольных новой властью. Ну и, конечно, пресловутые "новые русские" в малиновых пиджаках и златыми цепями на тех криминальных "дубах".
"Ну, есть же страны как страны, а эта!" – тоже типичные слова тех лет. "Эта страна" – не "наша", а именно "эта". И накапливающаяся ненависть к власти. Ненависть, совмещённая со страхом. Ведь в той же Москве к тому времени уже случился разгон патриотического митинга 23 февраля 1992 года. Когда сотни ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны были избиты только за то, что пытались задать ельцинскому режиму вопрос: куда подевалась страна, за которую они проливали кровь?
А совсем незадолго до Собора, 1 мая 1993-го, в русской столице была разогнана майская демонстрация, организованная патриотической оппозицией. Пострадали около 300 человек, в том числе старики, женщины и даже несколько детей. Не обошлось и без человеческих жертв. Число которых многократно возросло считаные месяцы спустя – в "чёрном октябре" того же года. Тогда на улицах Москвы, особенно в Останкине и у Дома Советов (московского "Белого дома"), обильно пролилась кровь патриотов: красных и белых. Кровь оказалась одного цвета. До сих пор число погибших остаётся неизвестным и варьируется от нескольких сотен до нескольких тысяч.
"Точка сборки" для русских патриотов
Только Русская Православная Церковь в тех условиях попыталась примирить враждующие стороны и остановить кровопролитие, грозившее завершиться самой настоящей гражданской войной. Власть предержащие тогда не прислушались к голосу священноначалия, развязав бойню в центре столицы. Тем не менее именно Церкви удалось остановить назревавшую гражданскую войну. Сплотив вокруг себя прежде разрозненные патриотические круги. Неожиданно имперцы-монархисты оказались плечом к плечу с советскими "красными" патриотами.
Политики и деятели культуры, представители науки и духовенства, русские активисты ближнего и дальнего зарубежья, люди разного этнического происхождения и разных взглядов, но единые в том, что именно русскость является ядром нашей государственности, а Православие основой нашей культуры и ценностей, объединились в новую международную общественную организацию. Этой организацией стал созданный в 1993 году Всемирный Русский Собор, двумя годами позже получивший расширенное название – Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС).
Это произошло в условиях, когда само слово "русский" могло вызвать обвинение в "фашизме", Святейший Патриарх Алексий II благословил созыв Собора и лично возглавил его, открыв поистине пламенной речью. В этих словах Предстоятель особо подчеркнул важность возрождения русского патриотизма, основанного на христианском фундаменте:
Русская Православная Церковь была и будет оставаться силой, способствующей становлению национального духа России, созидающей ее духовную культуру, заботящейся о её единстве и целостности как национально-государственного организма. Любовь к Родине – патриотизм – изначала благословляется Церковью. Вспомним слёзы Спасителя при виде Иерусалима, выразившие всю силу Его любви к великому граду Своего народа.
У истоков соборного дела
Сегодняшние заместители Главы ВРНС Константин Малофеев и Александр Щипков прекрасно помнят то время. Константин Валерьевич в то время был ещё студентом юрфака МГУ, но уже работал помощником народного депутата и лично находился в московском Доме Советов в дни уже упомянутого кровавого противостояния. Вот как он оценивал в одной из программ "Первого русского" те события:
В Верховном Совете было очень много романтических энтузиастов, которые защищали Россию от ельцинского переворота. Если говорить сугубо о юридической части этой истории, то принятие всей полноты власти вице-президентом Руцким было абсолютно законным. И все решения Верховного Совета под руководством Хасбулатова были законными. А всё, что делал Ельцин и его команда, было незаконно. Однако всё закончилось так, как закончилось: Белый дом расстреляли.
Александр Щипков в те же самые годы стоял у истоков православной журналистики и был непосредственным свидетелем усилий Церкви по сплочению разобщённого русского общества. Накануне 30-летия ВРНС Первый русский телеканал Царьград побеседовал с Александром Владимировичем о том, "с чего есть пошёл" Собор.
Царьград: Александр Владимирович, так кто же стал инициатором создания Всемирного Русского Народного Собора? Лично Святейший Патриарх?
Александр Щипков: Только не приснопамятный Патриарх Алексий, а наш сегодняшний Предстоятель, на тот момент – глава Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Ещё в 1991 году для него стало очевидным, что начался страшный процесс разрушения русского исторического опыта, русской традиции. Конечно, идеология советского "пролетарского" интернационализма уже многое сделала для его разрушения. Тем не менее русская традиция сохранялась. И советские идеологи вольно или невольно калькировали русские православные ценности и модели поведения. Включая семейные.
Но 1991 год всё изменил. Коммунистическая идеология была отменена, власти формально отказались от поиска и формулирования собственной идеологической модели, а пошли самым лёгким путём: импортировали её – западную рыночную либеральную идеологию. Владыка Кирилл всё это прекрасно видел и, как человек со стратегическим мышлением, прекрасно понимал опасность навязывания этой идеологии нашей стране. И искал, какие контрдействия Церковь может предпринять в сложившихся условиях.
– Получается, создание Собора было своего рода русской защитной реакцией?
– Да, уже летом 1992 года митрополит Кирилл запустил проект по разработке Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, формулированию отношения Церкви ко всем общественным явлениям. А в мае 1993-го по его же инициативе прошёл I Всемирный Русский Собор, который возглавил Святейший Патриарх Алексий. Сам же владыка Кирилл на долгие годы стал его заместителем. Эти две стратегические идеи появились одновременно в условиях, когда в стране уже практически не было места ни русской вере, ни русскому историческому опыту, ни традиционной русской культуре.
Напомню, в те годы происходил распад Российской Империи в её советском изводе. Вслед за распадом СССР могла распасться и сама Россия в границах 1991 года. Изначально это происходило за счёт активизации национализмов в каждой из союзных республик. Эти национализмы искусственно подогревались, посредством чего власть передавалась этническим националистическим "элитам". В РСФСР же происходило ровно противоположное: русский национализм был табуирован, а против русских патриотов активно применялась антирусская "русская статья" (сначала 74-я, а в новом УК – 282-я).
С самого начала Всемирный Русский Собор, двумя годами позже получивший название Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС), начал затрагивать острейшие вопросы русского бытия. Среди его участников были и представители всех ветвей власти, и многочисленные силовики.
– Но была ли, вспомним перестроечный термин, "конвергенция"? Происходила ли и происходит ли благодаря Собору постепенная "национализация элит"?
– Конечно. Кто-то приходил на Собор по долгу службы, кто-то – из любопытства. Но когда ты приходишь на мероприятие, на котором выступает Патриарх, хочешь не хочешь, а тебе надо готовиться. И в процессе подготовки, а затем обсуждения многое начинало меняться в сознании власть предержащих. Так авторитет Собора и его влияние на органы власти и общественные процессы начал расти. И сейчас можно смело сказать, что ВРНС является самым настоящим "центром влияния".
Итоги тридцатилетнего соборного пути
Ещё на I Всемирном Русском Соборе в его официальном заявлении прозвучали тезисы, которые в это же самое время активно шельмовались либеральными политиками и их прессой. Слова о том, что "русские оказались беженцами на своей земле", и именно в защите русских национальных интересов и возрождении единства русской нации, а также исторических основ русской жизни как жизни христианской и заключается главная цель Собора:
Ныне, когда русские оказались беженцами на своей земле и не по своей воле стали разделённым народом, когда унижено национальное достоинство и померкло национальное самосознание наших людей, когда во многих государствах они ущемляются в правах, языке, религии, в личной безопасности и благополучии, когда растёт социальная незащищённость, нищета и неуверенность в завтрашнем дне, мы обязаны обратиться к каждому русскому человеку, каждой ищущей душе с призывом к действию для восстановления исторической преемственности русской жизни, для возрождения Отечества.
Уже с самого начала соборной работы митрополит Кирилл, наш сегодняшний Патриарх, возглавил работу над главными соборными документами, которыми стали "Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании", "Декларация о правах и достоинстве человека" и "Базисные ценности – основа общенациональной идентичности". Документы, которые задали ценностный вектор развития Государства Российского, сбитый за годы западнических реформ. Так, в 2007 году на X Всемирном Русском Народном Соборе Владыка Кирилл особо отметил:
Надо раз и навсегда понять, чем объясняются трудности, а нередко и неудачи прежних попыток реформ. Дело в том, что реформаторы не учитывали специфики ценностей, которых придерживается народ. Тысячелетняя история России сформировала мощный духовно-культурный код нашего народа, который направляет образ жизни отдельного человека и всего общества.
Тогда эти слова воспринимались как очень важные, но ещё никто не мог и подумать, что в конце 2022 года практически дословно они войдут в президентский Указ №809, утверждающий Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей. Впрочем, уже в 2018 году, выступая на XXII Всемирном Русском Народном Соборе, Владимир Путин, выступил как убеждённый русский православный консерватор, сопроводив свою речь изречением великого консервативного мыслителя XIX столетия Николая Данилевского, автора фундаментальной книги "Россия и Европа", вскрывшей многие тонкости нашего цивилизационного противостояния с Западом:
Голос России в мире будущего будет звучать достойно и уверенно. Это предопределено нашей традицией, нашей внутренней духовной культурой, самосознанием и, наконец, самой историей нашей страны как самобытной цивилизации, уникальной, но не претендующей самоуверенно и хамовато на свою исключительность. Хочу напомнить слова выдающегося русского мыслителя XIX века Николая Данилевского: "Ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтобы она представляла высшую точку развития". Сегодня понимание такой сложности развития цивилизаций служит фундаментальной основой для многополярного мира.
Что с того?
Сейчас Всемирный Русский Народный Собор, уже прошедший тридцатилетний путь, значительно обновился. Из дискуссионного и совещательного органа, сыгравшего важнейшую роль в преодолении либерально-западнического морока 1990-х, он, как уже было сказано, превратился в "центр влияния". В структуру разработки русской суверенной идеологии и стратегии развития России во второй четверти XXI века.
И, конечно, с началом СВО роль Собора в общественных процессах становится просто определяющей. Так, начиная с 2023 года в разных регионах нашей страны уже ежемесячно проходят Всероссийские форумы ВРНС. Итоги их работы будут представлены на юбилейном XXV Соборе (в некоторые годы Соборы не проводились, поэтому пока что 25-м), который пройдёт в ноябре в Московском Кремле с участием высшего руководства Государства Российского.
Хочется надеяться, все соборные наказы в обозримом будущем получат воплощение и в президентских указах, и в работе наших законодателей. На благо Государства Российского и государствообразующего народа русского.
Источник: Царьград