ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О центрах долготерпимости

Сергей Белозерский :: 21 марта 2013

Как сообщают новостные ленты, Минрегион планирует создать в десяти крупнейших городах России центры веротерпимости, которые работали бы как информационные площадки для проведения встреч, направленных на укрепление толерантности граждан. Также сообщается о том, что сами граждане реагируют на эту инициативу с немалым раздражением. Название центров довольно неудачно. Слово "терпимость" имеет в русском языке некоторый негативный оттенок – терпят что-то плохое, угнетение, болезнь, несправедливость. Но проблема не только в названии. Дело в том, что на фоне тех проблем, которые существуют у нас в области межэтнических отношений, усилия по воспитанию терпимости действительно выглядят издевательством и вызывают крайнее раздражение.

Социально активные граждане, общающиеся в сетях, постоянно натыкаются на публикации из криминальной хроники, в которых сообщается о тяжких насильственных преступлениях. При этом деятельность правоохранительных органов по борьбе с этими преступлениями предстает – в тех же сообщениях – не просто неэффективной, а в ряде случаев просто неохотной. При этом у людей складывается впечатление, что представители некоренных для данной местности этнических групп оказываются, во-первых, более склонными к совершению преступлений, во-вторых, сталкиваются с гораздо более мягким преследованием со стороны государства – если сталкиваются вообще. Иногда такая привилегированность получает совершенно конспирологические объяснения – мол, власти хотят вообще избавиться от русских. Иногда – более правдоподобное: у сплоченных национальных диаспор больше возможностей для того, чтобы произвести впечатление на правоохранителей своей влиятельностью и великодушной щедростью.

Трудно понять, насколько такое представление обосновано; у нас нет достоверной статистики, чтобы делать выводы. Но представления людей о мире и формируются не на основании статистики – а на основании отдельных ярких случаев, когда местные оказываются кругом виноваты в конфликтах с пришлыми, а пришлые, напротив, выходят невиноватыми в ситуациях, когда русские за аналогичные дела отправились бы на нары.

Люди, естественно, глубоко встревожены таким положением дел – ведь речь идет об их безопасности и безопасности их близких. Их просто пугает, что государство (насколько у них складывается впечатление) не может и не хочет обеспечить их безопасность, и даже встает на сторону тех, кто им угрожает.

И тут – из самых лучших соображений – людям говорят, о том, что сейчас в них будут воспитывать терпимость. Реакция оказывается предсказуемо негативной. "Терпимее надо быть, толерантнее" – не самый подходящий ответ на очередное бьющее по нервам сообщение из криминальной хроники. Людям трудно быть терпимыми к перспективе подвергнуться убийству, насилию или грабежу. Едва ли можно надеяться, что какие-нибудь центры по воспитанию это изменят.

Рассказывать, на этом фоне, какие у представителей той или иной этнической группы зажигательные народные танцы, довольно бессмысленно. Мирный обыватель итак ничего не имеет против танцев, народных сказок или этнической кухни. Его беспокоит криминальная хроника, почитав которую он хватается за голову и думает, что пора уже созывать народное ополчение. В этой ситуации акции демагогов, обещающих как-то бороться с угрозой, неизбежно растут.

Что же можно сделать? Прежде всего, правильно определить проблему. Центры терпимости в самом своем названии подразумевают предпосылку "русские люди нетерпимы, их надо перевоспитать". Люди нетерпимые и враждебные есть и среди русских – но в целом расизм совершенно не свойственен русскому народу. Проблема вовсе не в том, что русские склонны ненавидеть людей с другими оттенком волос и кожи – это просто не так.

Проблема в том, что люди видят реальность этнической преступности, и не верят в способность и желание государства их защитить. Еще раз, чтобы оценивать именно работу правоохранительных органов нужна подробная статистика – и мы сейчас не об этом, а о том, как проблема выглядит в общественном восприятии.

Недоверие людей к правоохранительным органам (и государству в целом) может быть заслуженным или нет – но факт тот, что оно существует. Попытки запретить упоминать происхождение преступников приводят только к росту этого недоверия. Организация центров веротерпимости его не снизит.

Поэтому прежде всего, стоило бы правильно обозначить проблему – низкий уровень доверия к государству. И наметить пути его решения – как показать людям, что у них есть государство, которое заботится об их безопасности, есть энергичная полиция и неподкупные суды. Когда пойдет на спад этническая преступность, пойдет на спад и этническая напряженность – а проповедники этнической вражды будут лишены своей главной питательной базы. А без этого устроение "центров веротерпимости" останется благонамеренным, но, увы, абсолютно неэффективным начинанием.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама