ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Мифы о Православии: "раньше было строже"

Андрей Зайцев :: 24 марта 2013

Часто православных воспринимают как ретроградов и начетчиков или в лучшем случае как "старообрядцев Европы". Праздник Торжества Православия – отличный повод задуматься о том, что такое традиция и новизна, что такое правила отцов и что свобода во Христе. Посмотрим на вещи с неожиданной стороны – действительно ли раньше постились и молились больше.

В древности постились строже

На самом деле современная длительность многодневных постов сложилась к XII веку, когда в 1166 году Константинопольский патриарх принял решение увеличить Рождественский пост с недели до сорока дней. Наши представления о длительности и строгости постов основываются на монастырском уставе лавры Саввы Освященного, ориентированного на страны Средиземноморья. Основным рационом жителей этих стран были овощи и морепродукты, которые были доступнее и дешевле мяса, что нашло отражение в постовых рекомендациях, публикуемых по сей день на разных православных сайтах.

На Руси до XIV века действовал куда более мягкий Студийский устав, предусматривавший разную степень воздержания для монахов, белого духовенства и мирян. Он был введен во второй половине XI века преподобным Феодосием Печерским для Киево-Печерского монастыря. Послание преподобного Феодосия к киевскому князю Изяславу также говорит о том, что в XI веке на Руси пост для мирян был куда мягче, чем в наши дни: "Еще ты спрашивал, благородный княже, добро ли то, если кто заречется не есть мяса в среду и пяток. Добро и очень полезно. И этому не я научаю, но святые и божественные апостолы так законоположили: всяк християнин да постится в среду и пяток, бельцы – от мяса, а чернецы – от молочного, ибо в среду составили заговор жиды против Христа, а в пяток распяли Господа беззаконные".

Отметим, что современная постовая практика с ее постоянным усложнением восходит к XIX веку. В житии преподобного Серафима Саровского можно найти упоминания о благочестивой женщине, которая не вкушала скоромного еще и по понедельникам. Отметим, что историки фиксируют распространенность этой практики, начиная со второй половины XIX века. В тоже время в ходе подготовки Поместного собора 1917-1918 годов неоднократно говорилось о необходимости разработать правила поста для мирян, которые бы отличались от иноческого поста. К сожалению, эта работа не сделана до сих пор, хотя не раз и говорилось о желательности замены рыбы молочными продуктами как более доступными и дешевыми в России.

В древности служили дольше

Наши представления о длительности средневековых богослужениях в основном основаны на чтении житий святых, большая часть из которых были монахами. Если принимать агиографические тексты в качестве единственного достоверного источника, то ревность к посещению богослужений у наших предков действительно была высока. Преподобническое житие часто рассказывает о том, что святой первым приходил в храм и последним уходил.

Если же обратиться к другим средневековым текстам, то картина будет не такой однозначной. Древнерусские проповедники и епископы неоднократно обличали нерадение наших предков к посещению служб. В середине XVII века из-за этого возник спор о единогласии и многогласии.

Наши предки ревностно относились к тексту богослужения, а потому выступали против сокращения долгих монастырских служб, но и проводить по 4-10 часов в храме особенно во время Великого поста никто не хотел. На Руси была распространена практика одновременного вычитывания разных частей службы 5-7 чтецами. Это позволяло сильно сократить время богослужения, но создавало ужасную какофонию в храме. Когда в середине XVII века было запрещено читать одновременно разные части службы, многие прихожане просто перестали ходить в храмы и ругали священников, служивших по уставу, о чем свидетельствуют, например, тексты протопопа Аввакума и Ивана Неронова.

Ситуация не улучшилась и в конце XIX начале ХХ века. Протоиерей Николай Балашов в своей книге "На пути к литургическому возрождению" приводит свидетельства того, что литургия в образцовых приходских храмах длилась не более часа, всеношная – не более двух.

Среди петербургских и московских священников устраивались даже соревнования по скорости совершения богослужения. В ходе подготовки Поместного собора неоднократно говорилось о необходимости создания приходского богослужебного устава, который позволил бы убрать лишние повторы в богослужении и унифицировать сокращения. О краткости служб в начале ХХ века свидетельствуют и молитвословы для мирян, изданные по благословению Святейшего Синода.

В них сильно сокращены утренние и вечерние правила, а также Последование ко святому Причастию. Совершение же богослужения в полном соответствии с Типиконом требовало колоссальных усилий, оно было совершено в начале ХХ века лишь один раз после долгой подготовки и при участии такого знатока устава как Михаил Скабfлланович, который считал невозможным регулярное проведение подобного эксперимента.

Раньше вели себя благочестивее

Анна Григорьевна Достоевская – вторая жена писателя оставила в своих воспоминаниях запись, показывающую, как отличались в Российской империи даже в конце XIX правила поведения в храме от современных: "В тот же вечер, 30 января, в Духовской церкви Александро-Невской лавры, где стоял гроб Федора Михайловича, был совершен парастас (торжественная всенощная). Я приехала ко всенощной с моими детьми. Церковь была полна молящихся; особенно много было молодежи, студентов разных высших учебных заведений, духовной академии и курсисток. Большинство из них остались в церкви на всю ночь, чередуясь друг с другом в чтении псалтиря над гробом Достоевского. Потом мне передали одно характерное замечание: именно, что когда сторожа пришли убирать церковь, то не нашлось в ней ни одного окурка папирос, что чрезвычайно удивило монахов, так как обычно, за долгими службами, почти всегда в церкви кто-нибудь втихомолку покурит и бросит окурок. Тут же никто из присутствовавших не решился курить из уважения к памяти почившего".

Дошло до того, что стали обращать внимание на... некурение возле храма во время службы Такие свидетельства о том, что в православном храме курили во время службы можно найти и в воспоминаниях митрополита Вениамина (Федченкова).

Если же обратиться ко временам более древним, то можно найти свидетельства о том, что в храмах могли возникать потасовки и люди даже убивали друг друга. Римский историк IV века Аммиа́н Марцелли́н рассказывает, что в ходе споров о кандидатуре римского епископа прошла драка между сторонниками разных кандидатов, и в базилике осталось около двухсот трупов тех, кто поддерживал проигравшего на выборах.

Многочисленные свидетельства начала ХХ века также говорят о студентах, прикуривавших папироску от лампады. Столь демонстративное поведение вызывало осуждение, но было распространено.

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама