Пока в Ватикане идет революция со смыслом, известный православный священник предлагает обучать российских школьников "смыслу жизни", а православные верующие задумались о смысле запретов Великого поста. Корреспонденты РБК Александра Федотова и Кирилл Сироткин спросили у одного из самых ярких священников РПЦ, председателя отдела по взаимодействию Церкви и общества, протоиерея Всеволода Чаплина про церковь для бедных, потерю паствы, страну мигрантов и вино в пост.
Недавно начался Великий пост, который соблюдают многие россияне. Обязательно ли придерживаться всех ограничений или современному человеку есть какие-то поблажки?
Если человек хотя бы один раз попробует провести пост без поблажек, он поймет одну важную вещь: возможна другая жизнь. То, к чему он привык (чрезмерная суета, чрезмерный объем ненужной информации, пустого времяпровождения, пищи), абсолютно ему не нужно, без этого можно обойтись.
Поблажки хороши для пожилых людей, а молодым я бы посоветовал хотя бы раз в жизни отнестись к посту максимально серьезно как в отношении пищи, так и в отношении более важных вещей. Пост время для молитвы, для покаяния, для постоянного участия в богослужении, для того чтобы понять: отношения с Богом самое главное в жизни человека. Это единственное, что важно, все остальное глубоко второстепенно.
Насколько совместим пост и такие современные вещи, как Интернет?
Пост несовместим с праздным и пустым времяпровождением. Есть каналы передачи информации, которыми мы пользуемся. Очень часто разговор через технический канал ничем не отличается от личного разговора. Мы же не накладываем на себя строгий пост в разговорах. Впрочем, некоторые подвижники весь пост молчали и уходили в пустыню, что современному человеку хотя бы раз в жизни удивительно полезно было бы попробовать.
Но мы все-таки работаем, общаемся с домашними, кто-то учится, и пост время, когда важна не форма общения и не техническая сторона, а содержание общения. Если мы говорим гадости друг о друге в глаза и за глаза, если мы ведем пустые бессмысленные разговоры, если мы не понимаем, зачем смотрим ту или иную передачу, ведем тот или иной разговор, происходит обессмысливание жизни, обессмысливание общения. А пост это время научиться жить со смыслом. Поэтому общение в социальных сетях должно быть в пост немножко другим более осмысленным.
Многие верующие в пост отказываются от спиртного, заменяя его безалкогольным пивом. Как Церковь смотрит на заменители запрещенных в пост продуктов?
О посте существует много мифов. Один из них что нельзя употреблять вино. По самому строгому монастырскому уставу, в дни, когда совершается полная литургия суббота, воскресенье, праздники, вино употребляется. Это не значит, что нужно пьянствовать. Пьянствовать никогда не надо, но когда люди употребляют безалкогольное пиво, соевое мясо, соевое молоко это иногда оправданно с точки зрения здоровья, кроме пива, конечно.
Однако здесь есть какой-то элемент лицемерия, как и в попытках приготовить постные блюда, в десять раз более дорогие и изысканные, а не скоромные. Пост предполагает и скромность в пище, и минимальное внимание к пище, минимальное время для ее приготовления. Это время думать и молиться, а не изводить себя часами, создавая какое-то суперсложное блюдо, которое формально будет постным, но станет торжеством чревоугодия.
Сейчас весь мир обсуждает Папу Франциска и, конечно, сравнений РПЦ не избежать. Не можем не спросить про Ваше отношение к политике нового Папы Римского, который сразу взял курс на революцию в Католической церкви, предложив переход от дворцов к хижинам. Ваш коллега, дьякон Андрей Кураев сравнивает политику РПЦ с новым курсом Ватикана: "Божий промысел предложил нам очень интересный эксперимент две очень похожие социальные группы с довольно схожим набором болезней расходятся сейчас по разным путям реагирования на современный мир".
Деятельность нового Папы можно будет оценить не сейчас и даже не через пару-тройку месяцев. Перед Католической церковью действительно стоят серьезные вызовы, и самый серьезный попытка подстроить ее под внешнее влияние, под влияние некоторых информационных трендов и мировых экономических игр.
Известно, что сейчас некоторые люди пытаются взять под контроль все финансовые механизмы, которые пока ими не контролируются в полной мере швейцарские банки, банк Ватикана, кипрские офшоры. Я понимаю минусы закрытых экономических структур. Часто они связаны и с коррупцией, и с финансированием терроризма, и с другими абсолютно неправильными и безнравственными вещами. Но под маской борьбы с этими явлениями иногда очень четко прослеживается звериный оскал.
Вполне возможно, что некоторые действия связаны с Россией и также являются частью этой попытки закрепить или даже расширить контроль над всеми деньгами мира в условиях, когда складываются предпосылки для потери этого контроля.
По какому пути пойдет Католическая церковь, мы увидим в ближайшее время. Но уже понятно, что часть позитивных на настоящий момент эмоций СМИ и некоторых общественных кругов в связи с приходом Франциска могут сочетаться с попыткой переформатировать Католическую церковь под нужды тех самых интересов, о которых мы только что говорили. Что будет с Католической церковью, если она позволит мировым финансовым воротилам хозяйничать в своем доме, я не знаю.
И все-таки А.Кураев цитирует новоизбранного Папу: "Ах, как бы я хотел, чтобы Церковь была бедной для бедных".
Подобное очень давно говорилось и нашей Церковью. В начале 90-х гг. митрополит Кирилл сказал, что наша Церковь стала Церковью бедных. Так что в этих словах для нашей Церкви нет ничего нового.
На днях по телевизору показали, как новый Папа пришел в тюрьму и лично омыл ноги 12 малолетним преступникам.
В нашей Церкви подобное делается постоянно наши епископы в ходе своего социального служения посещают больницы. Тот же патриарх Кирилл...
Но мы об этом не кричим на каждом углу и очень настороженно относимся к ситуациям, в которых наши недруги нас за что-то хвалят. Когда они хвалят нас за одну из сфер церковной деятельности и ругают за все остальные, сразу возникает вопрос: не хотят ли нас вытеснить только в одну сферу деятельности, а потом повесить на ней замочек? Мой принцип очень простой: выслушай недруга и очень крепко задумайся, если он тебя ругает, и в десять раз больше задумайся, если он тебя хвалит.
В конце 80-х гг. многие люди шли в церковь. Согласно недавним исследованиям "Левада-центра", за последние три года число православных уменьшилось на 6%.
Это абсолютный абсурд. Да, есть какое-то не очень большое число людей, которые отошли от Церкви иногда разочарование, иногда чрезмерное внимание к быту и суете. Но за последние два-три года стало гораздо меньше неверующих или полуверующих людей, большинство из них стали православными.
Как Вы это определили?
Из разных данных социологических исследований открытых и закрытых, из пастырской практики. Людей в храмах становится гораздо больше. Я служу в центре Москвы и вижу увеличение числа прихожан. Бабушки стали абсолютным меньшинством их почти незаметно. В основном молодые семьи с маленькими детьми народ новый. Именно за последние два-три года появилась значительная часть этого народа.
По собственному опыту скажу, что многие мои знакомые, которые были верующими, после серии последних скандалов с участием РПЦ отошли от нее.
Пожалуйста...
То есть Вы не наблюдаете такой тенденции?
Нет. Те, кто думает, что Бог соглашается с их грехами, а кощунство это точно грех, беспорядок в личной жизни это точно грех, гордыня и надежда только на себя это точно грех, жизнь только ради денег и вещей это точно грех, должны услышать голос правды. И дай Бог, они его услышат даже тогда, когда Господь пошлет какие-то скорби и трагедии, но все-таки это будет в этой жизни. Хуже будет, если это произойдет после ее конца.
Как Вы считаете, в связи с меняющейся демографической ситуацией постепенным замещением населения России трудовыми мигрантами останется ли православие титульным вероисповеданием в стране?
Может, останется, может, нет. Для христианина нормально существовать и в условиях, когда к его Церкви относится большинство общества, и тогда, когда меньшинство. Главное не потерять отношения с Богом. Поэтому я не исключаю, что православные будут составлять меньшинство в Москве в частности или России в целом. Также не исключаю, что православных останется большинство, но это будут уже нерусские. Народы рождаются и умирают. Из ныне существующих народов очень немногие имеют более чем тысячелетнюю историю.
Христианин по этому поводу не должен впадать в гордыню, отчаяние или уныние. У нас нет ограничений, которые как-то связывали бы Церковь с одним народом, одним поколением, одной страной или одним континентом. Христианин должен проповедовать всем народам и надеяться, что каждый из них сможет обрести смысл жизни во Христе.
Расскажите о введении нового предмета в школе. Какие первые итоги Вы видите, как часто дети выбирают основы православия? Хватает ли учителей, чтобы преподавать этот предмет?
Самый главный итог отсутствие каких-либо конфликтов в школах. Иногда имеет место рвение школьной администрации, чтобы все дети выбрали один модуль, а не два или три. Обычно это или основы светской этики, или основы мировых религиозных культур.
Модель, которую мы предложили единственная работающая модель. Только она работает в странах Европы, где в обществе есть люди с разным мировоззрением. Загонять всех на мировоззренческом предмете в одну группу несправедливо и это не получится, поэтому единственным выходом является разделение на группы.
Педагогов, как показывает практика, подготовлено достаточно. Конечно, значительной их части нужно совершенствовать свои знания. Условия для этого есть и в рамках системы повышения квалификации педагогов, и в рамках институтов, которые есть у Церкви.
Если говорить о количестве семей, которые выбирают тот или иной модуль, получается очень интересная арифметика. Регионы с одинаковым этническим и религиозным составом населения иногда демонстрируют радикально разные показатели. Это говорит о том, что иногда местные администрации или директора школ пытаются, мягко говоря, активно склонять людей к тому или иному выбору.
Иногда речь идет о том, что людям раздают анкеты с уже вписанным вариантом выбора. А дальше либо ты ставишь подпись, либо ты нехороший человек и создаешь проблемы как любимому учителю своего ребенка, так и ему самому. Этого нужно избегать, нужно обеспечить осознанный свободный выбор.
А цифры, конечно, очень разные. В прошлом году, если я правильно помню, в Пензенской области ни одна семья не выбрала основы православной культуры, при этом чуть ли не 99% выбрали основы светской этики. Значит, выбор не был свободным.
На днях прозвучала интересная инициатива со стороны видного деятеля РПЦ преподавать в школах предмет "смысл жизни". Могли бы Вы прокомментировать это?
Я не очень подробно знаю, что имел в виду отец Димитрий Смирнов человек очень яркий, очень живой.
"Смысл жизни"... Конечно, молодые люди должны получить информацию о нем отчасти собственными усилиями, отчасти через общение со старшим поколением. Получится ли сделать из этого отдельный предмет, не знаю. Мне было бы очень трудно написать учебник по этому предмету. Хотя у кого-то, может быть, это получится.
Мне кажется, о смысле жизни должны в гораздо большей степени, чем сегодня, говорить история, литература и обществознание в школе. Сегодня школа почти не говорит, зачем пытаться жить со смыслом и почему что-то хорошо, а что-то плохо, что-то является добром, а что-то злом. Школа все-таки место воспитания, а не устройство для перекачки прагматических знаний.
Источник: Сайт РБК