Если верить соцопросам, отец Всеволод Чаплин самый узнаваемый (после патриарха) человек в РПЦ. Если судить по количеству шумных заявлений, Чаплин еще и главный рупор церкви, ее неформальное, но запоминающееся лицо. Николай Клименюк (Public Post) пообщался с людьми, давно знающими отца Всеволода, и попытался понять, почему именно он стал вторым человеком в РПЦ и нужно ли его принимать всерьез
Совещание Межрелигиозного совета России в Еврейском музее было похоже на слет поклонников сериала "Star Trek". Это, конечно, из-за футуристических интерьеров музея и живописных нарядов духовенства. Но не только. Человек посторонний пришелец из мира земной обыденности, незнакомый с межгалактическим этикетом, чувствует себя в окружении обнимающихся и целующихся лам, раввинов и муфтиев неловко. Посланники небесных империй коротают ожидание в фойе за чаем, кофе и тарталетками. Светские личности томятся в сторонке. И вдруг все приходит в движение появляется Тот, Кого Все Ждали: председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, член Общественной палаты, член Высшего церковного совета РПЦ, главное после патриарха публичное лицо церкви протоиерей Всеволод Чаплин. Тот самый Чаплин, который несколькими днями раньше советовал россиянам отказаться в Великий пост от новостей и социальных сетей. Который ввел в обиход слово "кощунницы", призвал отмечать юбилей дома Романовых как национальный праздник, создать православные дружины и православное молодежное движение на основе "Наших", развенчать "химеру научного мировоззрения", запретить "педофильский" роман "Лолита", ввести православный дресс-код, чтобы женщины своим видом не провоцировали мужчин на изнасилования. Бичеватель "содомского греха" и "интеллигентских извращений христианства", критик "свободного разума" и пацифизма, автор афоризма "Моцарт это Бритни Спирс своего времени". Короче, тот самый протоиерей Чаплин, которого исследователь церкви Николай Митрохин назвал "фриком-консерватором при должности".
Отец Всеволод человек значительного физического присутствия, могучей плотской харизмы. Такое мне доводилось видеть только однажды, когда в полный разно-образных знаменитостей зал на Берлинском кинофестивале вошел Шон Коннери и сразу оказался в центре пространства. Гул затих, все взгляды направились в одну сторону, а броуновское движение сменилось размеренным круговращением вокруг одного источника света и гравитации. Нечто подобное произошло в фойе Еврейского музея. Духовные лица, невесть откуда взявшиеся камеры и микрофоны все устремилось к крупному мужчине с холодными серыми глазами, неопрятной редкой бородой и красивым, очень низким голосом который, говорят, он специально ставил, чтобы победить заикание.
Отцу Всеволоду только что исполнилось 45 лет. В отличие от большинства священников его поколения он никогда не занимался ничем, кроме административной работы в церкви: сразу после окончания школы, в 1985 году, он поступил в издательский отдел Московской патриархии. Я говорил с разными людьми, которые давно знают отца Всеволода, и все они сходились на том, что своей успешной карьерой (хотя в церковных кругах это слово не любят и считают неточным) он обязан незаносчивому характеру и таланту четко и стремительно, буквально на коленке, формулировать любой сложности документы от протоколов заседаний до резолюций церковных соборов. Причем так, чтобы потом не было стыдно. Присутствовавшие на Межрелигиозном совете могли воочию наблюдать этот его талант.
Обсуждали проблемы сирот вернее, заявление о проблемах сиротства. Текст был явлен на большом экране, предлагаемые правки принимались голосованием и тут же вносились в документ. Абзацы о важности детей вообще и помощи родителям в частности, патриотические упования на щедрость власти и сознательность граждан прошли без особых препирательств. По совету приглашенного "светского эксперта" президента фонда"Волонтеры в помощь детям-сиротам" Елены Альшанской осудили содержание детей в крупных детских домах. И споткнулись о невозможность счастья. В документе значилось: "Настоящее детство возможно только в полной семье. Нельзя уравнивать традиционную семью, однополый брак и безответственное сожительство. Только союз мужчины и женщины, закрепленный национальной традицией и узаконенный обществом, сможет принести счастье и родным, и приемным детям в семье". Альшанская заметила, что тема однополых браков, вообще-то, не имеет к сиротству никакого отношения.
И тут произошло чудо. Отец Всеволод Чаплин, пламенный сторонник запрета пропаганды гомосексуализма, вдруг произнес: "Вы правы. Давайте не будем никого обижать". И тут же предложил взамен обтекаемую формулировку: "Невозможно назвать семьей отношения, в которых нет нравственной чистоты и взаимной ответственности". На этом чудо закончилось среди собравшихся реакционер Всеволод Чаплин оказался чуть ли не единственным, кто был готов никого не обижать. Особенно страстно выступали светские лица. Представитель какого-то банка призвал следовать примеру Катона Старшего, который в каждом выступлении требовал разрушить Карфаген. Замглавы Департамента культуры федерального правительства возмущалась, что представителям религий мешают осуждать. Несмотря на все дипломатические усилия отца Всеволода и его очевидный статус "первого среди равных", из документа ничего не выбросили лишь дополнили фразой про ненастоящую семью.
Собственной семьи у Чаплина нет. Вернее, нет а значит, уже и не будет жены и детей: священникам разрешается жениться только до принятия сана. Живет отец Всеволод с матерью и братом по его словам, в родительской квартире. Своего отца, который умер 10 лет назад, Чаплин называет убежденным атеистом. Про мать говорит, что она "полуверующая" и что ее взгляды за последние 30 лет не сильно изменились. В любом случае, когда в 13 лет Всеволод обратился к вере, родители отнеслись к этому без понимания. Как, впрочем, и школа так что школу пришлось сменить. Кое-как получив аттестат (будущий критик "химеры научного мировоззрения" охотно рассказывает, что в старших классах вообще перестал учить физику, химию и математику), Всеволод Чаплин тут же стал церковным чиновником. Работал в издательском отделе, заочно учился в семинарии и, закончив ее в 1990 году, поступил в Отдел внешних церковных связей, которым руководил тогда митрополит Кирилл, будущий Патриарх всея Руси.
Отдел, который возглавлял митрополит церковное Министерство иностранных дел, всегда имел репутацию самого близкого к государственной власти, а многие религиозные диссиденты считали его чуть ли не филиалом КГБ. Молодому чиновнику и клирику в 1991 году Всеволод Чаплин был рукоположен в сан диакона и повышен до заведующего сектором общественных связей это не мешало поддерживать самые тесные контакты с диссидентами всех мастей, от экуменически настроенных "либералов" из окружения отца Александра Меня до ультраконсервативной паствы монархиста и сталиниста отца Дмитрия Дудко.
"У вас был такой широкий круг общения, почему вы сделали свой выбор в пользу консерватизма?" спрашиваю я у отца Всеволода по телефону. "А я не считаю себя консерватором", ошарашивает протоиерей. И возможно, насладившись произведенным эффектом, а может быть, просто переведя дыхание продолжает: "Ну, во всяком случае, таким уж оголтелым консерватором. Большинство моих знакомых люди либеральных взглядов. Уверяю вас, если бы церковь у нас не подвергалась гонениям, если бы ее постоянно не ругали в СМИ, я был бы первейшим либералом. Я всегда занимаю сторону тех, кого хулят и притесняют". Я вежливо замечаю, что все скорее наоборот особенно в государственных и окологосударственных СМИ. "Да, в последнее время, к счастью, в СМИ появилось больше патриотической направленности". "При чем тут патриотизм? Мы же говорили о церкви". "Христианину надлежит любить свое земное отечество".
Движимый любовью к "земному отече-ству", отец Всеволод часто выступает с разными патриотическими инициативами. Например, с такой: "Мигранты должны проходить регистрацию пусть электронную по крайней мере раз в три дня, называя место своей легальной работы. Тех, кто этого не сделает, под уголовное наказание". Но удивительное дело националисты считают отца Всеволода не более своим, чем либералы. Автор националистического сайта "Русская платформа" в статье "Отец Чарли" пишет: "Чаплинские "приколы", наверное, вполне уместны были бы в качестве гэгов в комедиях его великого однофамильца... Но в качестве выражения официальной позиции Московской патриархии они дискредитируют РПЦ едва ли не сильнее, чем все ее критики вместе взятые, чем, наконец, сам ее неверный... социально-политический курс, взятый еще в 1990-е годы". Это не сильно отличается от оценки, которую дает политике церкви Митрохин на "Гранях": "...Всего за несколько месяцев Кирилл и его помощники смогли сделать то, на что их предшественникам в царской России потребовались десятилетия: тесно увязать церковь с поддержкой диктатуры, тупой жестокостью и коррупцией одновременно".
Главный вопрос об отце Всеволоде, который задают авторы статей о нем и который я задаю знающим его людям: "Он это серьезно?" Удивительно, но на самом деле никто не может сказать ничего определенного ни о взглядах отца Всеволода, ни о степени его искренности, ни о мотивах эпатажа. Зато все в том числе те, кто считает его чуть ли не врагом церкви, говорят о его открытости, исключительной вежливости и полном отсутствии высокомерия, свойственного священникам высокого ранга. Вообще, люди из церковных и околоцерковных кругов охотно соглашаются говорить про отца Всеволода но только на условиях анонимности. Все сходятся на том, что, несмотря на пламенные речи в защиту права служителей церкви на комфорт и роскошь, сам отец Всеволод в быту скромен и даже аскетичен. Он охотно дает телефон не только журналистам, но и всем, у кого есть к нему дело. Все мои собеседники вспоминают случаи, когда отец Всеволод им помог, и говорят, что он никогда не отказывает в помощи, которая не требует с его стороны больших усилий. Он не пеняет на то, что его побеспокоили не вовремя или по пустякам. Он и это большая редкость обращается на "вы" к тем, кто стоит намного ниже его в церковной иерархии. Никогда не произносит обидных слов и терпеливо отвечает на упреки. Люди, которых он приглашал в свои передачи на радио, рассказывают, что отец Всеволод никогда не указывал, что надо и чего не надо говорить, не выказывал недовольства сказанным а лишь обсуждал, насколько тема интересна слушателям.
Обычно публичные духовные лица миссионеры или проповедники. "А вы ни то и ни другое, говорю я отцу Всеволоду, зачем вы раздражаете людей? Какие у вас цели?" То, что я слышу в ответ, вполне могло быть сказано персонажем из раннего романа Пелевина. Протоиерей Всеволод Чаплин объясняет, что тема православия очень мало звучала в СМИ, никто не хотел о нем говорить, и он мобилизовал всех, кто был готов к публичности. "К сожалению, вменяемых людей было мало". Мне кажется, что он выразился именно так, хотя и не ручаюсь за точность этой фразы я конспектировал наш разговор в блокнот. "Получается, что нет плохой рекламы, плохо только, когда о вас не говорят?" Он отвечает уклончиво: "Священник не должен нравиться. Есть вещи, которые просто нужно сказать".
Манера отца Всеволода приправлять свою речь английскими словечками дополняет образ циничного пиарщика, с которым он, конечно, не соглашается, но и не старается развеять. В связи со СМИ он поминает points of interest, а мысли об отношениях церкви и государства иллюстрирует образом a city upon a hill. Это яркий образ, заимствованный пуританским проповедником XVII века Джоном Уинтропом из Нагорной проповеди. "Вы свет мира, говорит Христос. Не может укрыться город, стоящий на верху горы". Праотец государственной доктрины США, Уинтроп обращал эти слова к первым колонистам Новой Англии. Первый католический президент США Кеннеди произнес их, чтобы подчеркнуть свою связь с протестантской традицией, а консервативный протестант Рейган чтобы напомнить о богоизбранности Соединенных Штатов. А что имел в виду Чаплин?
Сотрудник одной патриаршей структуры объяснял мне отличие патриарха Кирилла от его предшественника: "С Алексием мог поговорить любой священник. А на прием к Кириллу даже архиереи не всегда могут попасть, он отгородился высоким забором, он уже где-то высоко на небесах. Когда он был митрополитом, все знали, что он очень хочет стать патриархом. А когда он стал патриархом, то решил стать чем-то вроде вице-премьера по делам религии. Так что патриархия теперь это министерство".
В этом министерстве Всеволод Чаплин занимает пост главы департамента. "Я около 20 лет в области церковно-государственных и церковно-общественных отношений, рассказывал он в одном интервью, я всегда хотел заниматься внутрицерковными делами, созиданием новых эталонов пастырского служения; как меня священноначалие отправило на это поприще, так тут и мучаюсь, но в результате определенный опыт приобрел. Я знаю, что многого можно добиться". А потом объяснил, чего именно добились: отказа от полового воспитания в школе, ужесточения законодательства про аборты, запрета на ночную продажу алкоголя, вот-вот примут закон о защите чувств верующих.
"ПАТРИАРХИЯ ТЕПЕРЬ ЭТО МИНИСТЕРСТВО"
Мой собеседник из патриаршей структуры утверждает, что все наоборот запретительные инициативы идут от государства, а церковь их выдает за свои. Но зачем нужен церкви отец Всеволод Чаплин, если своими выступлениями он никого не привлекает, а только отпугивает неверующих и наводит ужас на умеренных верующих? "Его никогда не уволят, говорит мой собеседник, во-первых, никто не умеет так, как он, составлять официальные бумаги. Во-вторых, никто не согласится занять его место. А в-третьих, то, что он говорит, нравится аудитории". "Что же это за аудитория?" "У чиновника есть только одна аудитория начальство".
В конце марта отец Всеволод Чаплин был занят. Время для встречи он мог бы найти только в апреле. С трудом он выкроил 20 минут для телефонного разговора. Мы говорили час. Отца Всеволода два раза что-то отвлекало, он просил перезвонить, и мы продолжали беседу. Он много говорил о церкви, вере, православии, христианах. Раза три или четыре за этот час он упомянул Бога. Слово "Христос" он не произнес ни разу.
Источник: Большой город