ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Высшая ряса

Николай Клименюк :: 08 апреля 2013

Если верить соцопросам, отец Всеволод Чаплин – самый узнаваемый (после патриарха) человек в РПЦ. Если судить по количеству шумных заявлений, Чаплин еще и главный рупор церкви, ее неформальное, но запоминающееся лицо. Николай Клименюк (Public Post) пообщался с людьми, давно знающими отца Всеволода, и попытался понять, почему именно он стал вторым человеком в РПЦ – и нужно ли его принимать всерьез

Совещание Межрелигиозного совета России в Еврейском музее было похоже на слет поклонников сериала "Star Trek". Это, конечно, из-за футуристических интерьеров музея и живописных нарядов духовенства. Но не только. Человек посторонний – пришелец из мира земной обыденности, незнакомый с межгалактическим этикетом, – чувствует себя в окружении обнимающихся и целующихся лам, раввинов и муфтиев неловко. Посланники небесных империй коротают ожидание в фойе за чаем, кофе и тарталетками. Светские личности томятся в сторонке. И вдруг все приходит в движение – появляется Тот, Кого Все Ждали: председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, член Общественной палаты, член Высшего церковного совета РПЦ, главное после патриарха публичное лицо церкви протоиерей Всеволод Чаплин. Тот самый Чаплин, который несколькими днями раньше советовал россиянам отказаться в Великий пост от новостей и социальных сетей. Который ввел в обиход слово "кощунницы", призвал отмечать юбилей дома Романовых как национальный праздник, создать православные дружины и православное молодежное движение на основе "Наших", развенчать "химеру научного мировоззрения", запретить "педофильский" роман "Лолита", ввести православный дресс-код, чтобы женщины своим видом не провоцировали мужчин на изнасилования. Бичеватель "содомского греха" и "интеллигентских извращений христианства", критик "свободного разума" и пацифизма, автор афоризма "Моцарт – это Бритни Спирс своего времени". Короче, тот самый протоиерей Чаплин, которого исследователь церкви Николай Митрохин назвал "фриком-консерватором при должности".

Отец Всеволод – человек значительного физического присутствия, могучей плотской харизмы. Такое мне доводилось видеть только однажды, когда в полный разно-образных знаменитостей зал на Берлинском кинофестивале вошел Шон Коннери – и сразу оказался в центре пространства. Гул затих, все взгляды направились в одну сторону, а броуновское движение сменилось размеренным круговращением вокруг одного источника света и гравитации. Нечто подобное произошло в фойе Еврейского музея. Духовные лица, невесть откуда взявшиеся камеры и микрофоны – все устремилось к крупному мужчине с холодными серыми глазами, неопрятной редкой бородой и красивым, очень низким голосом – который, говорят, он специально ставил, чтобы победить заикание.

Отцу Всеволоду только что исполнилось 45 лет. В отличие от большинства священников его поколения он никогда не занимался ничем, кроме административной работы в церкви: сразу после окончания школы, в 1985 году, он поступил в издательский отдел Московской патриархии. Я говорил с разными людьми, которые давно знают отца Всеволода, и все они сходились на том, что своей успешной карьерой (хотя в церковных кругах это слово не любят и считают неточным) он обязан незаносчивому характеру и таланту четко и стремительно, буквально на коленке, формулировать любой сложности документы – от протоколов заседаний до резолюций церковных соборов. Причем так, чтобы потом не было стыдно. Присутствовавшие на Межрелигиозном совете могли воочию наблюдать этот его талант.

Обсуждали проблемы сирот – вернее, заявление о проблемах сиротства. Текст был явлен на большом экране, предлагаемые правки принимались голосованием и тут же вносились в документ. Абзацы о важности детей вообще и помощи родителям в частности, патриотические упования на щедрость власти и сознательность граждан прошли без особых препирательств. По совету приглашенного "светского эксперта" – президента фонда"Волонтеры в помощь детям-сиротам" Елены Альшанской – осудили содержание детей в крупных детских домах. И споткнулись о невозможность счастья. В документе значилось: "Настоящее детство возможно только в полной семье. Нельзя уравнивать традиционную семью, однополый брак и безответственное сожительство. Только союз мужчины и женщины, закрепленный национальной традицией и узаконенный обществом, сможет принести счастье и родным, и приемным детям в семье". Альшанская заметила, что тема однополых браков, вообще-то, не имеет к сиротству никакого отношения.

И тут произошло чудо. Отец Всеволод Чаплин, пламенный сторонник запрета пропаганды гомосексуализма, вдруг произнес: "Вы правы. Давайте не будем никого обижать". И тут же предложил взамен обтекаемую формулировку: "Невозможно назвать семьей отношения, в которых нет нравственной чистоты и взаимной ответственности". На этом чудо закончилось – среди собравшихся реакционер Всеволод Чаплин оказался чуть ли не единственным, кто был готов никого не обижать. Особенно страстно выступали светские лица. Представитель какого-то банка призвал следовать примеру Катона Старшего, который в каждом выступлении требовал разрушить Карфаген. Замглавы Департамента культуры федерального правительства возмущалась, что представителям религий мешают осуждать. Несмотря на все дипломатические усилия отца Всеволода и его очевидный статус "первого среди равных", из документа ничего не выбросили – лишь дополнили фразой про ненастоящую семью.

Собственной семьи у Чаплина нет. Вернее, нет – а значит, уже и не будет – жены и детей: священникам разрешается жениться только до принятия сана. Живет отец Всеволод с матерью и братом – по его словам, в родительской квартире. Своего отца, который умер 10 лет назад, Чаплин называет убежденным атеистом. Про мать говорит, что она "полуверующая" и что ее взгляды за последние 30 лет не сильно изменились. В любом случае, когда в 13 лет Всеволод обратился к вере, – родители отнеслись к этому без понимания. Как, впрочем, и школа – так что школу пришлось сменить. Кое-как получив аттестат (будущий критик "химеры научного мировоззрения" охотно рассказывает, что в старших классах вообще перестал учить физику, химию и математику), Всеволод Чаплин тут же стал церковным чиновником. Работал в издательском отделе, заочно учился в семинарии – и, закончив ее в 1990 году, поступил в Отдел внешних церковных связей, которым руководил тогда митрополит Кирилл, будущий Патриарх всея Руси.

Отдел, который возглавлял митрополит – церковное Министерство иностранных дел, всегда имел репутацию самого близкого к государственной власти, а многие религиозные диссиденты считали его чуть ли не филиалом КГБ. Молодому чиновнику и клирику – в 1991 году Всеволод Чаплин был рукоположен в сан диакона и повышен до заведующего сектором общественных связей – это не мешало поддерживать самые тесные контакты с диссидентами всех мастей, от экуменически настроенных "либералов" из окружения отца Александра Меня до ультраконсервативной паствы монархиста и сталиниста отца Дмитрия Дудко.

"У вас был такой широкий круг общения, почему вы сделали свой выбор в пользу консерватизма?" – спрашиваю я у отца Всеволода по телефону. "А я не считаю себя консерватором", – ошарашивает протоиерей. И – возможно, насладившись произведенным эффектом, а может быть, просто переведя дыхание – продолжает: "Ну, во всяком случае, таким уж оголтелым консерватором. Большинство моих знакомых – люди либеральных взглядов. Уверяю вас, если бы церковь у нас не подвергалась гонениям, если бы ее постоянно не ругали в СМИ, я был бы первейшим либералом. Я всегда занимаю сторону тех, кого хулят и притесняют". Я вежливо замечаю, что все скорее наоборот – особенно в государственных и окологосударственных СМИ. "Да, в последнее время, к счастью, в СМИ появилось больше патриотической направленности". – "При чем тут патриотизм? Мы же говорили о церкви". – "Христианину надлежит любить свое земное отечество".

Движимый любовью к "земному отече-ству", отец Всеволод часто выступает с разными патриотическими инициативами. Например, с такой: "Мигранты должны проходить регистрацию – пусть электронную – по крайней мере раз в три дня, называя место своей легальной работы. Тех, кто этого не сделает, – под уголовное наказание". Но удивительное дело – националисты считают отца Всеволода не более своим, чем либералы. Автор националистического сайта "Русская платформа" в статье "Отец Чарли" пишет: "Чаплинские "приколы", наверное, вполне уместны были бы в качестве гэгов в комедиях его великого однофамильца... Но в качестве выражения официальной позиции Московской патриархии они дискредитируют РПЦ едва ли не сильнее, чем все ее критики вместе взятые, чем, наконец, сам ее неверный... социально-политический курс, взятый еще в 1990-е годы". Это не сильно отличается от оценки, которую дает политике церкви Митрохин на "Гранях": "...Всего за несколько месяцев Кирилл и его помощники смогли сделать то, на что их предшественникам в царской России потребовались десятилетия: тесно увязать церковь с поддержкой диктатуры, тупой жестокостью и коррупцией одновременно".

Главный вопрос об отце Всеволоде, который задают авторы статей о нем и который я задаю знающим его людям: "Он это серьезно?" Удивительно, но на самом деле никто не может сказать ничего определенного ни о взглядах отца Всеволода, ни о степени его искренности, ни о мотивах эпатажа. Зато все – в том числе те, кто считает его чуть ли не врагом церкви, – говорят о его открытости, исключительной вежливости и полном отсутствии высокомерия, свойственного священникам высокого ранга. Вообще, люди из церковных и околоцерковных кругов охотно соглашаются говорить про отца Всеволода – но только на условиях анонимности. Все сходятся на том, что, несмотря на пламенные речи в защиту права служителей церкви на комфорт и роскошь, сам отец Всеволод в быту скромен и даже аскетичен. Он охотно дает телефон не только журналистам, но и всем, у кого есть к нему дело. Все мои собеседники вспоминают случаи, когда отец Всеволод им помог, и говорят, что он никогда не отказывает в помощи, которая не требует с его стороны больших усилий. Он не пеняет на то, что его побеспокоили не вовремя или по пустякам. Он – и это большая редкость – обращается на "вы" к тем, кто стоит намного ниже его в церковной иерархии. Никогда не произносит обидных слов и терпеливо отвечает на упреки. Люди, которых он приглашал в свои передачи на радио, рассказывают, что отец Всеволод никогда не указывал, что надо и чего не надо говорить, не выказывал недовольства сказанным – а лишь обсуждал, насколько тема интересна слушателям.

Обычно публичные духовные лица – миссионеры или проповедники. "А вы ни то и ни другое, – говорю я отцу Всеволоду, – зачем вы раздражаете людей? Какие у вас цели?" То, что я слышу в ответ, вполне могло быть сказано персонажем из раннего романа Пелевина. Протоиерей Всеволод Чаплин объясняет, что тема православия очень мало звучала в СМИ, никто не хотел о нем говорить, и он мобилизовал всех, кто был готов к публичности. "К сожалению, вменяемых людей было мало". Мне кажется, что он выразился именно так, хотя и не ручаюсь за точность этой фразы – я конспектировал наш разговор в блокнот. "Получается, что нет плохой рекламы, плохо только, когда о вас не говорят?" Он отвечает уклончиво: "Священник не должен нравиться. Есть вещи, которые просто нужно сказать".

Манера отца Всеволода приправлять свою речь английскими словечками дополняет образ циничного пиарщика, с которым он, конечно, не соглашается, но и не старается развеять. В связи со СМИ он поминает points of interest, а мысли об отношениях церкви и государства иллюстрирует образом a city upon a hill. Это яркий образ, заимствованный пуританским проповедником XVII века Джоном Уинтропом из Нагорной проповеди. "Вы – свет мира, – говорит Христос. – Не может укрыться город, стоящий на верху горы". Праотец государственной доктрины США, Уинтроп обращал эти слова к первым колонистам Новой Англии. Первый католический президент США Кеннеди произнес их, чтобы подчеркнуть свою связь с протестантской традицией, а консервативный протестант Рейган – чтобы напомнить о богоизбранности Соединенных Штатов. А что имел в виду Чаплин?

Сотрудник одной патриаршей структуры объяснял мне отличие патриарха Кирилла от его предшественника: "С Алексием мог поговорить любой священник. А на прием к Кириллу даже архиереи не всегда могут попасть, он отгородился высоким забором, он уже где-то высоко на небесах. Когда он был митрополитом, все знали, что он очень хочет стать патриархом. А когда он стал патриархом, то решил стать чем-то вроде вице-премьера по делам религии. Так что патриархия теперь – это министерство".

В этом министерстве Всеволод Чаплин занимает пост главы департамента. "Я около 20 лет в области церковно-государственных и церковно-общественных отношений, – рассказывал он в одном интервью, – я всегда хотел заниматься внутрицерковными делами, созиданием новых эталонов пастырского служения; как меня священноначалие отправило на это поприще, так тут и мучаюсь, но в результате определенный опыт приобрел. Я знаю, что многого можно добиться". А потом объяснил, чего именно добились: отказа от полового воспитания в школе, ужесточения законодательства про аборты, запрета на ночную продажу алкоголя, вот-вот примут закон о защите чувств верующих.

"ПАТРИАРХИЯ ТЕПЕРЬ – ЭТО МИНИСТЕРСТВО"

Мой собеседник из патриаршей структуры утверждает, что все наоборот – запретительные инициативы идут от государства, а церковь их выдает за свои. Но зачем нужен церкви отец Всеволод Чаплин, если своими выступлениями он никого не привлекает, а только отпугивает неверующих и наводит ужас на умеренных верующих? "Его никогда не уволят, – говорит мой собеседник, – во-первых, никто не умеет так, как он, составлять официальные бумаги. Во-вторых, никто не согласится занять его место. А в-третьих, то, что он говорит, нравится аудитории". "Что же это за аудитория?" – "У чиновника есть только одна аудитория – начальство".

В конце марта отец Всеволод Чаплин был занят. Время для встречи он мог бы найти только в апреле. С трудом он выкроил 20 минут для телефонного разговора. Мы говорили час. Отца Всеволода два раза что-то отвлекало, он просил перезвонить, и мы продолжали беседу. Он много говорил о церкви, вере, православии, христианах. Раза три или четыре за этот час он упомянул Бога. Слово "Христос" он не произнес ни разу.

Источник: Большой город

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама