ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Точка сбора

Топоров Виктор :: 11 апреля 2013

Опубликован второй монументальный роман художника, публициста, драматурга и прозаика Максима Кантора – "Красный свет". А на выход первого (а называется он, напомню, "Учебник рисования" и вышел ровно семь лет назад) едва ли не первым откликнулся Григорий Ревзин из "Коммерсанта": "Написан еще один великий русский роман, хотя казалось, что после "Мастера и Маргариты" и "Доктора Живаго" этого уже никогда больше не будет". И Дмитрий Быков (трудно даже сказать, откуда; может, из "Москонцерта") тут же подхватил и усугубил: "...рядом с нами работает писатель если не толстовского класса, то по крайней мере толстовского масштаба. Жизнь и смерть, механизмы истории, гибель Европы, возрождение христианства – вот уровень вопросов /.../ монументальная метафизичность, над которой даже иронизировать невозможно, настолько она откровенна в своей амбиции вернуть искусству великую роль в объяснении и пересоздании мира". И Лев Данилкин из "Афиши" подвел литературные итоги 2006 года следующим образом: "Кантор, Кантор и... Кантор".

В связи с выходом "Красного света" ждать подобных восторгов не приходится. Как минимум – столь единодушных восторгов. Скорее следует ожидать двух лишь внешне противоречащих друг другу кампаний: одной по замалчиванию романа (и его автора), другой – по охаиванию. Строго говоря, оба эти процесса "пошли" еще до появления в книжной форме самого романа: по газетно-журнальным и сетевым препринтам фрагментов главным образом сатирического содержания роман принялись осмеивать (в частности, устами того же Дмитрия – Два-Притопа-Три-Прихлопа – Быкова), тогда как более развернутую и содержательно сбалансированную публикацию в "нерукопожатном" журнале "Москва" предпочли просто-напросто не заметить. Хотя все тот же "толстовский масштаб" – я бы, правда, назвал это толстовским замахом – очевидно присущ "Красному свету" еще в большей мере, нежели "Учебнику рисования".

Причина легко предсказуемой метаморфозы восприятия (я бы даже сказал, катастрофы восприятия) проста, хотя и двойственна или, вернее, обоюдоостра. Во-первых, на смену развернутой критике адептов, корифеев и кураторов "совриска", то есть современного искусства – и само это словосочетание следовало бы закавычить тоже, – на смену избиению "совриска" в новом романе пришло столь же беспощадное избиение всего самодеятельного и самозваного руководства несостоявшейся "оранжевой революции", причем избиение, развернутое во времени и пространстве (сегодняшние шулеры от политики и/или искусства предстают здесь сыновьями и внуками точно таких же шулеров); а во-вторых, чудовищно деградировали за последние семь лет – и в особенности, конечно, за последние полтора года – сами "неполживые" и "изряднопорядочные", так что ждать от них не то чтобы восхищения новым литературным детищем Максима Кантора, но хотя бы элементарной объективности, хотя бы минимальной непредвзятости заведомо не приходится.

Меж тем книга Кантора, разумеется, о другом. Точнее, далеко не только об этом. А еще точнее, в строгой духовной и нравственной иерархии, каковую представляет собой канторовское "долгое думание" (в традиции, восходящей к отцу писателя – философу Карлу Кантору и к их общему другу Александру Зиновьеву), изобличениям и издевкам в форме то литературного, то чисто публицистического гротеска отведена пусть и тоже важная, но не верхняя – далеко не самая верхняя, – но и далеко не самая нижняя (основополагающая) ступень. Точно так же, кстати, как в его всемирно признанной живописи и графике занимают важное, но все же подчиненное место и карикатура во вкусе Домье, и гротеск в духе Гойи или Гросса. Замах у Кантора не только толстовский, но и дантовский: да, конечно, нужно свести литературные, художественные и политические счеты с обидчиками. Да, конечно, желательно сделать это на века. Но пусть и на века, но мимоходом: ни на мгновение не отвлекаясь от все того же "долгого думания" о главном.

"Красный свет" – роман идей и, разумеется, роман людей. Роман о сегодняшнем дне, о вчерашнем (каким здесь названа Великая Отечественная война) и о позавчерашнем. Роман о России и об СССР, с одной стороны, об СССР и о нацистской Германии – с другой, о России и мире – с третьей... Точка сбора – Лондон, где на конспиративной квартире британской разведки живет дряхлый старец – личный секретарь и серый кардинал Гитлера, перебирающий в памяти победы и поражения и, по требованию "кураторов", консультирующий московских "оппозиционеров" на предмет вооруженного восстания. Альтернативная точка сбора – Москва, где неприметный следователь-важняк расследует убийство в патио художественной галереи, совершенное одним из немногочисленных участников закрытого приема. Парадокс в том, что круг подозреваемых в московском убийстве практически идентичен именному перечню лондонских посетителей конспиративной квартиры немецкого старца.

Третья точка сбора – военная и предвоенная Россия. Здесь живут и гибнут отцы и деды сегодняшних героев романа – и живут, и гибнут в тесной взаимоувязке, но очень по-разному. Причем связь поколений отчетливо прослеживается от отца к сыну не только генетически, но и, если угодно, кармически... Размышляя над романом, я подумал, что понятиям "родовитый" и "безродный" пора, пожалуй, придать новый смысл: кого по-настоящему волнуют судьбы Родины, тот и родовит, а тот, кто готов в определенных раскладах без нее обойтись, тот, извините, и безроден. Родня у него есть (в том числе и духовная родня, "избирательное родство", по Гёте), а вот Родины – независимо от места проживания – как раз нет. И подвел меня к этой мысли – подвел как публицистическим пафосом, так и художественной убедительностью (я бы даже сказал, художественной неоспоримостью) роман "Красный свет".

И еще одно. Может быть, главное. Сам роман Кантора со своим толстовским и дантовским замахом – возвращающий нас на новом историческом этапе к монументальным художественным полотнам Константина Симонова и Василия Гроссмана, а также в какой-то мере Алексея Толстого, – может, и должен стать точкой сбора (и "точкой силы") для всех, кто отказывается воспринимать прошлое и настоящее в черно-белой гамме и, вместе с тем, обладает достаточным интеллектуальным и эмоциональным потенциалом, чтобы судить "о городе, стране и мире" (так называлась когда-то популярная передача "Свободы") самостоятельно. Кантор в романе ни в коем случае не "пасет народы" (чем порой грешит его в целом блистательная публицистика) и даже не отделяет чрезмерно тщательным перебором пшеницу от плевел; он учит нас не считать, чего бы это ни стоило, "родные" плевелы пшеницей, причем непременно элитной пшеницей, а "неродную" пшеницу – плевелами, причем обязательно жалкими плевелами... И будет только справедливо, если мы – в соответствии с пушкинским заветом – будем судить художника (в данном случае – писателя) по закону, им самим над собою признанному.

Источник: Известия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама