Вот и закончились очередные Знаменские чтения, подарившие столько интересных встреч. Одну из них – с Александром Щипковым, журналистом, публицистом, социологом религии, редактором интернет-портала "Религаре" куряне забудут не скоро. А как же иначе? Ведь Александр Владимирович поднял очень важную тему: информационная атака на Русскую Православную Церковь. Этой проблеме Александр Щипков даже посвятил книгу "Территория Церкви", которую презентовал в нашем городе.
До и после
Как отметил сам Александр Щипков, его жизнь можно мысленно разделить на "до" и "после". Дело в том, что в начале восьмидесятых годов за православные религиозные убеждения пострадала вся семья Александра Владимировича: посадили на три года маму, его вместе с женой отчислили из института. Но это лишь укрепило веру Щипковых. Мама в заключении написала потрясающую книгу, Александр тоже в этот период пытается обратиться к журналистскому труду. Правда, его первая статья так и не увидела свет. Это была история об одном человеке, с которым Александр Владимирович работал на заводе холодильников.
Он был очень стар и почти слеп, рассказывает Александр, я обратил внимание на то, что старик всё время что-то бормотал. И вдруг понял – он молится! Мужчина рассказал свою историю. В прошлом он был чекистом и знатным гулякой. Устав от его измен, супруга донесла, что ещё с войны муж хранит оружие. Последовали арест и заключение. Он попал в спецлагерь, где на людях испытывали какие-то медицинские препараты. Из-за инъекций очень мучился и полностью ослеп. Когда его в очередной раз повезли в спецбарак, он начал молиться, и стены в помещении заходили ходуном. Его оставили в покое, потому что с ужасом поняли, что между его молитвой и тем, что происходило со стенами, была связь. В шестидесятые больного и слепого бывшего чекиста вернули домой. Он лежал и умирал в какой-то лачуге, и тогда к нему пришёл Христос. После этого к старику вернулось зрение – ровно настолько, чтобы устроиться на простейшую работу. Эту историю я записал в школьную тетрадь и озаглавил "Как стать христианином", правда, потом её сожгла моя жена, так как нам грозил очередной обыск и арест.
В 1991 году в жизни Александра Владимировича наступил период "после". Он стал работать журналистом в печатных СМИ и на радио. В его "журналистской копилке" интервью на религиозные темы с такими известными лицами, как Анатолий Собчак, Виктор Астафьев, Андрей Вознесенский, Александр Лебедь, Сергей Аверинцев и многими другими. Александр Щипков целый год делал радиопередачи с тогда ещё митрополитом Кириллом, а ныне патриархом Московским и всея Руси.
Перевёртыши
Книга, которую привёз в Курск Александр Щипков, представляет собой сборник статей, выходящих в разный период времени и посвящённых проблеме информационной атаки на Русскую Православную Церковь.
Прежде чем приступить к этой теме, мы должны ответить на очень важный вопрос: сколько же нас, православных? сказал журналист. По данным, которые приводили социологические службы, получается так, что примерно 80 процентов людей в нашей стране являются религиозными вообще и лишь 10 процентов от этого количества являются истинно верующими. Любопытно, не правда ли? Когда социологи задают респонденту вопрос, например, за какой футбольный клуб он болеет и, услышав ответ: "За "Зенит", они почему-то не разбираются, кто является истинным, ярым болельщиком, а кто – просто время от времени интересуется футболом. Как только тема касается религии, ситуация меняется! А почему? Ответ прост. Чтобы внушить людям: истинно верующих православных очень мало – всего десять процентов.
По утверждению Александра Владимировича, данное явление не простая случайность, а чёткая политическая задача. Причём главный парадокс заключается в том, что внушением занимаются те, кто как раз находится в меньшинстве, они же диктуют большинству свои условия, так как все информационные технологии в наше время строятся на таких "перевёртышах".
Антицерковная кампания
Как считает автор книги, информационная атака на Церковь началась после 2010 года, а не со скандальной выходки Pussy Riot в храме Христа Спасителя. По мнению Александра Владимировича, так называемый "панк-молебен" был уже кульминацией антицерковной кампании.
Так почему 2010-й? К этому времени Русская Православная Церковь добилась значительных успехов на государственном уровне: была подписана Московская программа "200 храмов" о строительстве новых церквей в столице, в школе стали преподавать предмет "Основы православной культуры", кроме того, была, наконец, окончательно сформирована законодательная база, касающаяся вопроса возвращения религиозного имущества Церкви, на что понадобилось целых девятнадцать лет! Данные успехи положили начало некому процессу, цель которого – пошатнуть уважение к Православной Церкви.
Александр Щипков заметил, что кампания шла по трём основным направлениям. В первую очередь, критиковался клир священники. И здесь бедным священнослужителям, которые тоже люди и могут совершать ошибки, припомнилось всё: пресловутые дорогие автомобили, квартиры, досталось даже Патриарху и его часам.
Второе направление касается сращивания Церкви и государства. В статьях о так называемой клерикализации культивируются слухи о том, что государство стало финансировать Церковь, более того, прислушиваться к её мнению при принятии важных политических решений. В данном случае за борьбой против влияния Русской Православной Церкви на власть, которая является полностью надуманной, осуществляется попытка ослабить воздействие Церкви на общество. По сути, ставится под вопрос возможность заниматься миссионерством.
Самым сложным является третье направление, породившее публикации, содержащие призыв к обновлению Православной Церкви. Авторы данных статей почему-то считают, что Церковь "дремучая": богослужения очень длинные, на церковно-славянском языке, непонятном большинству верующих. Как отмечает Александр Владимирович, об этих вещах, опять же, рассуждают преимущественно нецерковные люди!
Наша Церковь уже проходила в 20-х годах прошлого столетия так называемое обновление, рассказывает Александр Щипков. Ничем хорошим это не закончилось. Между тем, изменения всё же происходят, но очень медленно, органично и не по предложению некой антирелигиозной организации.
И снова о Pussy Riot?
По мнению автора книги, об информационной атаке на Церковь, технологически акция "панк-молебен" в самом главном храме страны была выполнена по лекалам террористического акта. Только выходку Pussy Riot автор книги назвал "холодным терактом", так как никого жизни не лишили.
Вы знаете, что девицы эти находились в храме Христа Спасителя ровно тридцать секунд и были выброшены охранниками на улицу, даже не успев ничего совершить? А запись, которая обошла все телеканалы, в том числе и "BBC", была сделана в Богоявленском Елоховском соборе и смонтирована ими за месяц до этого, рассказал Александр Щипков. Правда, в тот раз руководители девушек немного промахнулись – не созвали на акцию СМИ, и выходка прошла незамеченной.
В случае с Pussy Riot средства массовой информации сделали очередной фокус с "перевёртышами": Церковь пострадавшая сторона была признана агрессором, а некие девицы, оскорбившие святыню, стали жертвами.
Далее террористы требовали реакции Патриарха Кирилла, и им было всё равно, что он скажет, отметил Александр Владимирович. Суть в том, что если бы он вышел с ними на диалог, то они бы добились своего и праздновали победу. А так как этого не случилось, начался новый этап атаки на Церковь – выход статей, содержащих идею о том, что Патриарха надо убрать с поста.
Завершая беседу, Александр Щипков обратил внимание присутствующих на то, что антицерковная кампания продолжается, но для истинно верующих она не будет страшна в том случае, если принять это как очередное искушение.
Источник: Курские известия