Нам пришло письмо читателя, который полагает, что в посте важна не воздержание от мяса и молока, а сам подвиг. Хоть бы даже прыгать каждый день на одной ноге. В точном же следовании правилам он видит не свободу во Христе, а солдафонство. Священник Феодор КОТРЕЛЕВ отвечает: придумать самому себе подвиг гораздо легче, чем отказаться от привычного.
Думаю, для того, чтобы понять смысл пищевого поста, нужно для начала рассмотреть сам феномен пищи в нашей жизни. Еда, принятие пищи – третий по необходимости акт для человека.
Важнее только дыхание и питье – и именно поэтому христианский пост, кроме непродолжительного евхаристического поста, никак не регламентирует употребления воды. Без воды человек совсем не может жить (после 4 дней отсутствия воды в организме происходят необратимые процессы, приводящие к смерти), а целью поста никак не является убийство плоти.
Но одной необходимостью роль еды в жизни не ограничивается. Еда – это также привычка, наслаждение (в хорошем смысле) и очень важный архетипический акт. Недаром, во всех культурах и религиях мира особое место уделяется совместной трапезе, а также трапезе священной. У язычников и иудеев жертвоприношение всегда оканчивается едой, у христиан главное Таинство – по сути – еда и питье.
Если смотреть на еду только как на восполнение необходимых организму калорий и микроэлементов, то смысл пищевого поста действительно может быть объяснен как лишь следование традициям и т.п.
При комплексном же рассмотрении оказывается, что пост – это временное изменение чего-то очень важного в жизни, чего-то глубинного. Вы предлагаете прыгать на одной ножке вместо поста. Это можно было бы, но... прыганье на двух или одной ноге не является фундаментальным актом нашего существования.
А вот отказаться на время от таких незаметных, но таких привычных бутербродов с сыром или йогурта на завтрак – это гораздо серьезней. И от обильных совместных трапез с привычными закусками, жарким, обильным алкоголем. Древние христиане отказывались во время Великого Поста даже от евхаристии – пока все же не ввели Литургии Преждеосвященных Даров. Отказывались ради пищевого поста.
Остается еще один вопрос: для чего изменять жизнь. Думаю, это нужно для того, чтобы не были однообразны дни года. Среда и пятница – дни воспоминаний о предательстве, страданиях и крестной смерти Христа. Великий Пост – воспоминание о посте Христовом и подготовка к Пасхе. Чем отметить такие особые дни? Особой молитвой – да, конечно; добрыми делами – обязательно. Но еще – чем-то очень важным и необходимым. Не дышать и не пить воды мы не можем. Остается еда.
Что касается детского поста, то он нужен для того же, для чего и вообще все детское: участие в домашних делах (понятно, что родители справятся с уборкой в квартире без помощи, скажем, пятилетнего ребенка), хождение в церковь (понятно, что ребенку не понятно, зачем мы туда ходим), причастие, наконец (никто из взрослых до конца не понимает Тайну, что уж тут говорить о детях). Все это делается для того, чтобы ребенок по мере своего роста врастал и в ту систему жизни, в которой существуют родители. Желать, чтобы ребенок жил в одной с ними системе ценностей – естественно для любого нормального родителя.
И последнее. Уважаемый автор письма! Вы должны запомнить одну очень важную вещь: Вы свободный человек. Вас никто не может заставить поститься. Если Вы чувствуете, что пищевой пост Вам не нужен, или что он бессмысленен для Вас – не поститесь! А если кто-то будет Вас за это осуждать, это их проблемы. И пусть, правда, смотрят в свою тарелку.
Источник: Нескучный сад