17 апреля 2013 года ушёл из жизни замечательный филолог и историк древнерусской культуры Виктор Маркович Живов.
Ещё в советские годы Виктор Маркович стал известен своими изысканиями в области истории церковнославянского языка. В 90-е гг. Живов обратился к изучению древнерусской культуры, но также и к истории византийской мысли и агиографии. В 1994 году вышел его знаменитый "Краткий словарь агиографических терминов". В 2002 году монография "Разыскания в области истории и предыстории русской культуры", в которой автор предложил новаторские методы изучения истории. Эта книга начинается совершенно необычным для академических исследоваий рассуждением:
"Какой учёный, начав собирание своих статей, не воскликнет вместе с Екклезиастом "Суета сует и всяческая суета". Смирись, гордый человек! Неужто из преходящего ты хочешь сделать непреходящее, из мимолетного – монументальное, из водянистого ученого слова – источник воды живой? ... В отличие от подвижника, который, оглядываясь назад, с благодарностью созерцает путь, проёденный им от бездны греха до высот святости, учёный, пятясь по пройденному пути, обнаруживает лишь не слишком привлекательные остатки своих привалов..."
Смирение – вот черта, которая отличала Живова как учёного и как человека. Он был прост и добр (вероятно, не в последнюю очередь выражением этого добродушия являлась его классическая борода, с которой он не расставался до самой смерти).
В том же исследовании Живов изучает особенности восприятия византийской православной культуры на Руси. Две статьи о византийской теории образа и её истоках в "Мистагогии" св. Максима Исповедника являются основополагающими работами по данной теме в русской византинистике.
Снимок экрана 2013-04-19 в 4.24.10 PM.png
Но наибольшее внимание Виктора Марковича привлекал XVIII век с его ломкой, культурной и церковной. В 2004 году вышла его последняя по истории культуры монография: "Из церковной истории времён Петра Великого: Исследования и материалы". В этой монографии Живов подробно рассматривает особенности церковных реформ Петра I, раскрывая их протестантскую направленность и секулярный характер. Общая оценка Живовым петровских преобразований в этой области мы находим на 68 стр. его исследования:
"Радикальность петровских инноваций состояла в том, что в новом распределении власти духовному начальству была отведена сугубо подчиненная роль, оно стало частью государственной администрации. В силу этого религиозное дисциплинирование слилось с государственным дисциплинированием, или, иными словами, стало лишь религиозным аспектом общего государственного принуждения. Христианское благочестие теоретически, по крайней мере, превратилось в элемент гражданской благонадежности; оно сделалось не столько проявлением индивидуальной веры, сколько исполнением требований, предъявляемых к верноподданному императора. Последствия этого были многоразличны и разрушительны, поскольку эта конструкция сокращала до минимума пространство нравственного строительства, безотносительного к государственному принуждению, такого строительства, которое не отождествлялось бы с позицией преданного власти чиновника, но и не превращалось бы в морально-политический конфликт с этой властью".
Именно этот взгляд является сегодня доминирующим среди церковных историков в оценке синодального периода истории Русской Православной Церкви. Можно спорить, насколько и как возможно сотрудничество Церкви и государства, но тщательное исследование эпохи Петра Первого, предпринятое В.М.Живовым, показывает нам, что государство легко может превратить церковную организацию в свой идеологический инструмент и что подобное превращение не сулит ничего хорошего для христианского благочестия и духовной жизни общества.
Кроме того, Живов написал несколько весьма значимых работ по истории церковно-славянскому правописанию. В частности, в 2006 году вышла его последняя монография "Восточно-славянское правописание XI-XIII века".
Источник: Православный журнал "Истина"