В нынешнем году в Тихвине отмечается сразу несколько памятных исторических дат, связанных с Тихвинским Успенским мужским монастырем.
ИКОНА СБЕРЕГЛА МОНАСТЫРЬ
Во-первых, 630 лет назад произошло событие, имевшее краеугольное значение: Тихвин стал известен с конца ХIV века благодаря чудотворной иконе Божией Матери, которая, как говорится в "Сказании о осадном сидении", явилась в 1383 году чудесным образом "идяще по воздуху" на берегу реки Тихвинки.
По преданию, Тихвинская икона Божией Матери была одной из икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой. В V веке из Иерусалима ее перенесли в Константинополь. В 1383 году, за семьдесят лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла оттуда и затем в лучезарном свете явилась над водами Ладоги. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. На месте явления иконы впоследствии построили храм в честь Успения Богородицы.
Во-вторых, четыреста лет назад, в 1613 году, во время Смутного времени защитники тихвинского монастыря явили пример великой ратной доблести.
В июне 1613 года вражеское войско, состоящее из трех с лишним тысяч солдат, осадило Успенский монастырь, перед этим перерезав дороги, связывавшие его с Новгородом и Москвой. С правого берега Тихвинки неприятель ежедневно обстреливал монастырь из пушек. Враги пытались сделать подкоп под стену и даже пойти на штурм, который защитники отбили. Считалось, что монастырь сберегла его главная святыня – чудотворная икона, которую в момент боя вынесли на боевой ход.
И, наконец, есть и еще одна важная историческая дата города Тихвина в нынешнем году: исполняется сто лет Тихвинскому историко-мемориальному и архитектурно-художественному музею, одному из старейших в Ленинградской области. Он был создан в 1913 году Тихвинским отделением Новгородского общества любителей древности и назывался тогда Музеем местной старины. Его основателем был выдающийся краевед Исаакий Петрович Мордвинов. В 1941 году во время боев за Тихвин большая часть коллекций музея погибла. Возрожден был музей после войны трудами учителя истории школы N 1, почетного гражданина Тихвина и района Ивана Павловича Крупейченко. В 1948 году он организовал школьный краеведческий музей, коллекция которого впоследствии легла в основу современного музея. Располагается музей на территории возрожденного Тихвинского Успенского мужского монастыря.
Важнейшая часть экспозиции посвящена возвращенной в 2004 году в Тихвин, в стены монастыря, Тихвинской чудотворной иконе Божией Матери. Кстати, стоит добавить, что в нынешнем году хранителю этой иконы, 85-летнему протоиерею Сергию Гарклавсу, было присвоено звание "Почетный гражданин города Тихвина и Тихвинского района".
Напомним, Сергей Гарклавс, урожденный Сергей Георгиевич Кожевников, происходит из воронежских крестьян. Во время войны в латвийском Вентспилсе он познакомился с отцом Иоанном Гарклавсом, впоследствии епископом Рижским, и стал помощником в храме. Они приняли на себя заботу о доставленной в Ригу из Пскова чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери, вывезенной оккупантами в конце 1941 года из Тихвинского монастыря. Впоследствии эмигрировали в Америку, где продолжили духовную службу. Сергей Кожевников, взявший к тому времени фамилию своего духовного отца, прошел путь от иподьякона в Покровском соборе Нью-Йорка до настоятеля Свято-Троицкого собора в Чикаго. Перед кончиной Иоанн Гарклавс завещал своему духовному сыну вернуть икону в Тихвинский монастырь, когда в России не будет гонений на православие. Это воля была выполнена в 2004 году – событие стало знаковым для страны и города Тихвина.
МОНАСТЫРИ ПО ВСЕЙ РОССИИ
Любопытно, что, кроме Тихвина, в России есть еще несколько монастырей, носящих имя Тихвинских. Все они получили свое название в честь древней чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.
В селе Вадинск Пензенской области действует Керенский Тихвинский мужской монастырь, в селе Курилово Рамодановского района Республики Мордовия – Свято-Тихвинский Куриловский женский монастырь, в городе Цивильске Республики Чувашия – Тихвинский Богородицкий женский монастырь.
Кроме того, Ново-Тихвинский женский монастырь есть в Екатеринбурге. Он ведет свою историю с конца XVIII века, когда начала существовать богадельня при кладбищенской Успенской церкви .
13 января 1810 года (по новому стилю) именным указом Александра I здесь был учрежден Ново-Тихвинский монастырь, преобразованный из кладбищенской общины "вдов и сирот". Начальница общины, дочь заводского мастера, Татьяна Костромина (впоследствии игумения Таисия) хлопотала об основании монастыря в Екатеринбурге около десяти лет. Она совершила паломничество по русским монастырям, добилась хоть и небольшого, но постоянного содержания от городских властей, и наконец, отправилась в Петербург, чтобы лично ходатайствовать об открытии монастыря. Сестры ходатайствовали о том, чтобы обитель называлась Александро-Новотихвинской, но государь повелел оставить вторую часть имени – Ново-Тихвинская, в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
В 1811 году первая настоятельница монастыря игумения Таисия привезли в обитель точный список (то есть копию) Тихвинской иконы Божией Матери. Встреча святыни была необыкновенно торжественной: во всех городских храмах звонили колокола; навстречу иконе вышли крестные ходы, в которых участвовали все священники Екатеринбурга и множество горожан. Образ почитался во всей губернии, на праздники в его честь приходили тысячи верующих...
С середины XIX века Ново-Тихвинский монастырь принадлежал к числу крупнейших на Урале, принимал многочисленных паломников, приходивших поклониться Тихвинской иконе. Духовная жизнь связывала монастырь и с Тихвином, и с Петербургом. В Ново-Тихвинском монастыре не раз бывали представители царской фамилии и делали ему щедрые пожертвования. В 1824 году здесь побывал император Александр I, в 1837 году – великий князь Александр Николаевич – будущий император Александр II. Он путешествовал по Сибири со своим наставником – поэтом Василием Андреевичем Жуковским. В 1907 году в монастыре отслужил литургию св. Иоанн Кронштадтский.
В 1920 году обитель закрыли, судьба ее построек была такой же, как и у многих русских монастырей. Часть зданий архитектурного ансамбля была разрушена или перестроена. В 1994 году Священный Синод специальным указом возродил Ново-Тихвинский женский монастырь. В 2008 году сестры возрожденной обители написали новую копию иконы, которая затем была освящена в Тихвине возле древней чудотворной иконы. 8 июля 2008 года икону доставили в Екатеринбург и пронесли крестным ходом по одной из центральных улиц города. Ныне, как это было и до революции, это главная святыня монастыря.
РАНЕНЫЙ ПОРТРЕТ ГОСУДАРЯ
С Ново-Тихвинским монастырем связана еще одна любопытная история, имеющая непосредственное отношение к Петербургу. В 1918 году его монахини стали одними из последних, кто оказал помощь тогда уже бывшему императору Николаю II. Когда государь с семьей находились под арестом в Екатеринбурге, послушницы Ново-Тихвинского монастыря носили им продукты. 18 июня 1918 года, за месяц до гибели, Александра Федоровна записала в своем дневнике: "Добрые монашки присылают теперь молоко и яйца для Алексея и нас, и сливки..."
А почти двумя десятилетиями ранее, в 1896 году, когда в Москве проходили коронационные торжества, государю Николаю II преподнесли в дар его парадный портрет, который выполнила насельница монастыря монахиня Емилиана. Царь был изображен в мундире лейб-гвардии гусарского полка.
До революции этот парадный портрет Николая II находился в покоях Зимнего дворца. В октябре 1917 года, во время штурма Зимнего, портрет испытал на себя всю силу "народного гнева": революционные солдаты и матросы, захватившие бывшую царскую резиденцию, исполосовали картину штыками. Однако поврежденный, искромсанный портрет не выбросили и не сожгли. Неведомыми путями он оказался в запасниках ленинградского Музея Октябрьской революции (ныне Музей политической истории России).
Конечно, в советское время не могло быть и речи о его реставрации – это грозило бы обвинением в монархических симпатиях, неприятностями музейщикам и уничтожением уникального экспоната. Так и лежал израненный портрет, свернутый в рулон, подальше от людских глаз семьдесят лет – до лучших времен. И они наступили, когда отношение к царской России и ее наследию изменилось.
Портрет отреставрировали, точнее, мастера "зашили" рубцы на полотне, но не стали их закрашивать, а наоборот, отметили светлой мастикой, сделав эти "шрамы" реликвией истории. В таком виде портрет Николая II стал потрясающим историческим артефактом – свидетельством эпохи.
Впервые этот портрет показали публике в музее на выставке "Демократия или диктатура" в самом начале 1990-х годов. Ныне портрет стал важнейшим экспонатом открытой недавно новой экспозиции Музея политической истории России, озаглавленной "Человек и власть в России в XIX – XXI столетиях"...
"САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ ДОМ УРАЛА"
А вот еще один поворот тихвинской темы, истоками своими уходящей и к Тихвину, и к Ново-Тихвинскому монастырю. В прежние времена одна из улиц Екатеринбурга, в самом центре города, называлась Тихвинской, поскольку она подходила к самим стенам монастыря. В течение долгого времени Тихвинская улица была средоточием богатых усадеб и мастерских преуспевающих ремесленников. В 1919 году улицу переименовали в честь организатора Красной гвардии на Урале матроса Павла Даниловича Хохрякова – его имя она носит и сегодня. В нынешнем году – 120 лет со дня его рождения и 95 лет – со дня гибели.
К Тихвину Хохряков не имел отношения – родом он был из крестьянской семьи Вятской губернии. Служил на Балтийском флоте кочегаром на учебном линкоре (броненосце) "Император Александр II". Пламенный большевик, после Февральской революции он стал агитатором Кронштадтского Совета. Был отправлен на Урал, где без устали и без пощады сражался против врагов революции. Погиб в бою с наступающими чешскими легионерами...
В нынешние времена улице Хохрякова не стали возвращать историческое название, но тихвинская тема не исчезла из Екатеринбурга. О том, какие ассоциации связываются у жителей Екатеринбурга с Тихвином, жители города Ленинградской области, наверное, даже и не догадываются. Дело в том, что в начале нынешнего века в Екатеринбурге на улице Радищева появился клубный дом "Тихвинъ" – по мысли его устроителей, это название символизировало "неразрывную связь между историей и современностью". Теперь его называют "самым известным домом Урала".
"В Екатеринбурге слово "Тихвин" ассоциируется с роскошью, богатством, властью, влиянием, – говорилось в одной из публикаций. – Все дело в том, что "Тихвином" (с дореволюционным твердым знаком на конце) называется самый роскошный и дорогой дом в городе... За несколько лет район, десятилетиями казавшийся уютным захолустьем, превратился в одну из самых шикарных улиц города. Крупнейшие мировые бренды открывают здесь бутик за бутиком, а спортивные "Порше" проезжают по этой улице чаще, чем городские трамваи.
Посреди этого великолепия сияет позолотой и мрамором бастион "Тихвина": десять этажей, три очереди, сто пятьдесят роскошных апартаментов, многие из которых по площади могут соперничать с загородными домами. Неудивительно, что меньше чем за десять лет в екатеринбургском диалекте русского языка слово "Тихвин" из имени собственного превратилось в почти нарицательное. Человек может жить "по-тихвински", бутик может быть "уровня "Тихвина", все новые дома будут неизбежно сравниваться с "Тихвином"... "Тихвинъ" для Екатеринбурга – синоним материального благополучия: "Бентли", дом в Европе да квартира в "Тихвине". И жизнь, в общем, удалась".
Источник: Вести