ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Легкие всадники

Об особых детях, любви и иппотерапии

Анастасия Рахлина :: 21 мая 2013

"Ты пробудешь у нас до двенадцати? – спрашивает меня Ася. Мы разговариваем на плацу Детского центра развития конного спорта в Нескучном саду. Ася – тренер. На самом деле ее зовут Анна Александровская, но мы будем называть, как называют ее друзья, дети, с которыми она занимается, и их родители: Ася. Большинство из этих детей – те, которых называют особыми.

В двенадцать придет заниматься девочка Мила, по-моему – её самая любимая ученица. Конники обычно – как врачи, люди без сантиментов, и Ася – не исключение, но когда она говорит про Милу, то, сама того не замечая, прямо светится нежностью.

У Милы редчайшее заболевание: синдром Ретта. Иногда кажется, что она никак не реагирует на внешний мир, находясь в закрытом от всех, своем собственном. Иногда – включается, замечает тебя, и если ей улыбнуться, то по ее лицу пробежит ответная полуулыбка. Сначала – лет до полутора – такие девочки развиваются как все (мальчиков с синдромом Ретта, можно сказать, не бывает – они умирают еще в материнской утробе), а потом начинают как бы "расти назад", – объясняет Ася. "Милка ходит в детский сад 8 типа", – говорит она, и я даже не спрашиваю, что это такое: и так, по интонации, понятно.

Когда Мила впервые появилась на конюшне, мама подвела ее к коню, взяла девочкину руку в свою и погладила коня по золотистой шее. Сама бы Мила сделать это не смогла. Да и не понимала, зачем, и вообще неизвестно, видела ли она лошадь. В смысле – воспринимала ли.

"А вот когда они пришли в третий или четвертый раз, Милка сама вдруг подошла к Карамелишному и начала его гладить. Я обернулась к маме и увидела, что она плачет".

С тех самых пор на занятиях в своем детском саду 8 типа, к большому удивлению воспитателей, Мила, по-прежнему игнорируя другие сюжеты, раскрашивает лошадок, а приходя сюда, сама гладит Карамелишного ("жамкает", говорит Ася, то есть, уткнувшись носом в его мощную шею, водит по ней руками, немножко прихватывая за шелковистую шерсть). А когда Милу сажает верхом, она начинает тихонько смеяться.

"Не всегда, конечно, но когда бодренькая, едет и смеется. Вот только ради одного этого стоит", – заключает Ася и смотрит куда-то в сторону зеленых деревьев, обступивших плац.

Вся эта история – с особыми детьми – началась в ее жизни совсем недавно. Кто-то скажет, случайно, а кто-то – промыслительно: попросили позаниматься с особым ребенком, затем пришедшие родители рассказали другим родителям и так далее.

Родители особых детей, чем бы те не страдали, – аутизмом, ДЦП, задержкой в развитии и так далее, – хоть раз имевшие с иппотерапией дело, знают: это действительно помогает. Как правило, занятия не включают в себя ничего сложного: ребенок просто сидит на лошади (хотя для многих это "просто сидит", – уже чудо), которую ведет в поводу тренер.

Если может, разводит ручки в сторону, ложится коню на шею, потом – на круп, садится задом наперед...

Если не может, – просто сидит эти заветные пятнадцать минут-полчаса или сколько может выдержать, не уставая. Потом гладит лошадь, уходит... И странное дело – в состоянии его начинают замечать улучшения. Одни дети "доезжают" до уровня самостоятельных всадников и даже выступают на соревнованиях, организованных для людей с ограниченными возможностями. Другие – конечно, нет. Но, как в случае с Милой, одна их вдруг расцветающая на обычно отрешенном лице улыбка стоит больше, чем любые золотые медали.

Чтобы заниматься с детьми, – а с особыми тем более, – нужно иметь большую любовь и терпение. А ещё – подходящую для таких занятий лошадь.

Любая – даже прекрасно выезженная и воспитанная, – может испугаться неожиданного звука – от падения какого-нибудь предмета, или зашуршавшего пакета, или крика, – или неожиданно близко пролетевшего воробья, или вдруг появившегося где-то вдалеке паркового трактора. Внешние выражения, какими бы сдержанными они не были – например, лошадь просто осадила, как бы осела на все четыре ноги – для такого хрупкого всадника, как особый ребенок, могут быть очень опасны.

Карамелишный – существо уникальное. "Сколько лет я уже с лошадьми работаю, а такое в первый раз вижу, – чтобы лошадь действительно никогда, ни на что, ни на один трактор, ни на ветку, ни на собаку реагировала". Карамелишный – идеальная лошадь для того, чтобы возить особых детей, и хотя такие характеры встречаются крайне редко, все равно в этом не углядеть ничего необычного, если не знать его собственной истории.

"Карамелишный" – домашнее, придуманное Асей имя, доставшееся коню из-за его розовато-золотистой, карамельной масти. Настоящее – то, что зафиксировано в документах, – тоже связано с мастью: "Оро Мафиозо" переводится с испанского как "Золото мафии". Карамелишный – из Испании.

Он прожил там первые десять лет своей шестнадцатилетней жизни, и когда с конем, давно вывезенным с родины, вдруг заговаривают по-испански – "Belindo Caballо! Hermoso!" Красивая лошадь! Потрясающая! – у него меняется выражение глаз.

Он – настоящий андалузский жеребец, чья российская судьба в какой-то момент оказалась почти классической для наших мест, где стоимость содержания лошадей плохо соотносится с уровнем жизни, а горячность сердец толкает людей на необдуманные поступки вроде покупки коня.

Вывозили ли российские хозяева Оро Мафиозо из Испании сами или покупали здесь, мы не знаем, но в какой-то момент обстоятельства у них изменились, и содержать коня они больше не могли. Отдавали его бесплатно: к этому времени он был, что называется, не в товарном виде.

У коня был запущенный бронхит и начало эмфиземы, – распространенного заболевания городских лошадей. И вообще выглядел он не очень.

"Кожа да кости. Ноги не таскал. При этом кашлял. Ко всему прочему у него побаливала спина. Я привезла его сюда, но решительно не знала, что с ним делать", – говорит Ася.

Тут надо пояснить, почему. Побаливавшая спина означала, что коня нельзя седлать, но лошадь должна, во-первых, тратить энергию, а не только есть, а во-вторых, окупать свое содержание – то есть работать: возить тех, кто приходит в клуб заниматься верховой ездой. А Карамелшиного, как стала звать его Ася, седлать было никак нельзя – разве что только под очень легких всадников.

Этими легкими всадниками и оказались особые дети: когда Карамелишный проявил свой уникальный характер, его предназначение стало очевидно.

Однако он по-прежнему не окупает себя – Ася отказывается брать деньги с родителей особых детей, которых сегодня у нее занимается довольно много.

Она не то, чтобы "может себя это позволить", – как и все мы, Ася живет, трудом зарабатывая ни жизнь.

Но средняя цена получасового занятия иппотерапией по Москве – полторы тысячи рублей, а Ася занимается бесплатно. На вопрос, почему, машет рукой.

Этой весной её малость прижало. "Я, – говорит, – всем родителям уже пригрозила: буду брать с вас за полчаса четыреста рублей!" "Откуда, – спрашиваю, – такая странная сумма?" "Ну, чтобы за час получалось меньше тысячи", – говорит Ася.

Неизвестно, испугались ли ее "угроз" родители, но одна мама оказалась знакома с Татьяной Викторовной Красновой, учредителем Фонда помощи детям с органическими поражениями ЦНС "Галчонок" и координатором известного в Москве благотворительного проекта "Конвертик для Бога". Фонд попросил позаниматься со его подопечными. Потом продал на благотворительном аукционе занятия у Аси и перечислил деньги больному ребенку. Потом помог ей самой: Татьяна Викторовна пришла посмотреть, как занимается Ася, сказала, "все с вами понятно", ушла, а потом позвонил благотворитель, готовый оплатить содержание Карамелишного.

Впрочем, это не все нужные траты – хотелось бы еще платить второму тренеру, который тоже занимается с детьми, да и "мелкие" расходы на ветеринара, выходящее из строя снаряжение и т.д. никто не отменял.


Я смотрю на плац, по которому движется весьма необычная кавалькада: золотистый андалузский жеребец Карамелишный, на котором прямо, как палочка, сидит девочка Милка. Рядом шагает ее мама, придерживая Милкину ногу, и Ася, ведущая в поводу коня. "Сфотографируй, сфотографируй Милку", – вдруг разрешают мне. Я с готовностью приближаюсь к ограде плаца, направляя объектив на Милку, которая, как считается, не всегда реагирует на внешний мир, и начинаю снимать. Мила проплывает мимо, сверху глядя на меня и вдруг, позируя, улыбается с седла, – как настоящая красавица и королевна. "Ну, Милка, – от неожиданности почти кричим и радостно смеемся все мы, – вот это да! Вот это улыбка!"


Тем, кто хочет оказать помощь Анне Александровской с тем, чтобы она и впредь могла заниматься бесплатно с особыми детьми, сообщаем номер ее яндекс-кошелька: 410011029680330

По поводу занятий пишите: aaleksandrovsk@yandex.ru

Источник: Православие.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама