Сегодня, 22 мая, объявлены результаты Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. На премию были номинированы девять человек, всё это люди достойные, внесшие значительный вклад в современную русскую словесность, в книжную культуру которая переживает сейчас нелегкие времена. Поэтому мы решили спросить номинантов, каким им видится статус книги в нынешних российских реалиях.
Алексей Варламов
Если смотреть фактам в глаза, то надо с горечью признать, что авторитет книги падает и падает катастрофически. Говорят, что это общемировой цивилизационный процесс.
У меня очень печальный взгляд на вещи, и главное, я не понимаю, как можно эту ситуацию переломить. То есть умом понимаю не отчаиваться, не впадать в уныние, делать свое дело я его и делаю, но только эффективность, результативность все равно стремится к нулю. Впрочем, как заметил некогда мой любимый М. М. Пришвин: "Помирать собирайся, а рожь сей". Вот и сеем понемногу. Что уж там вырастет... Но ведь вырастет же!
Дмитрий Володихин
Полагаю, статус книги сейчас падает вне зависимости от того, в каком виде книга пребывает, бумажном или же электронном. На мой взгляд, современная массовая культура просто понемногу уничтожает навык "долгого чтения", иначе говоря, чтения больших книг от корки до корки ради получения знаний, ради нравственного диалога с писателем, ради удовольствия, в конце концов. Это ведь хоть какой-то интеллектуальный труд, а современного человека отучают прикладывать к чему-либо умственные усилия. 60 лет назад вышел знаменитый роман Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту". Брэдбери предсказал рождения общества, где изматывающий труд перемежается с наслаждениями самого тупого, низкопробного свойства, а глубокий оригинальный ум не в почете. Его предсказания сбываются у нас на глазах.
Валерий Лепахин
Книга в древней Руси почиталась наряду с иконой. Такое отношение к книге, точнее, к Книге книг к Святому Евангелию мы видим в Церкви. Вот он, высочайший статус книги! Но со временем статус книги менялся тут можно выделить несколько моментов. Благодаря изобретению книгопечатания книги перестали быть уникальными произведениями искусства, предметами ручной работы. Благодаря реформе правописания в петровские времена была разорвана связь между единством буквы и духа. Доступность книги повлияла на снижение ее уникальной духовной ценности. В книге стало снижаться значение сакрального элемента. Ранее она была сокровищницей Слова и слова Божия, а также слова Святых Отцов, а со временем стала хранилищем слов писателей и поэтов. Многие из них также вдохновляются словом Божиим, но многие уже открыто борются против Бога. Иначе говоря, книга следует за всеми взлетами и падениями человечества.
Однозначный ответ на вопрос о сохранении высокого статуса книги дать невозможно. Все зависит от того, о каком слое общества мы говорим, о каком возрасте. Я иногда спрашивал своих студентов: садились ли они хоть раз в жизни с книгой любимого поэта в руках перед камином, например, и читали ли просто так, для себя, для души? Читали ли просто потому, что появилась такая душевная потребность? Ни разу ни один студент не поднял руку, все только растерянно улыбались. И удивлялись вопросу. В студенческой среде отношение к книге в немалой мере потребительское ценятся те книги, что нужны для сдачи экзамена. И ровно до того момента, пока экзамен не сдан.
На понижение статуса книги работает современная паралитература, которой забиты магазины, лавки и прилавки. Она бросается в глаза своими яркими, безвкусными обложками, она дешевая и выходит огромными тиражами, вытесняя классическую русскую словесность.
Протоиерей Александр Торик
Высокий статус книги безусловно сохраняется. Сегодня у книги отняты те читатели, кто воспринимал её только Средством Массовой Информации у них есть свои источники развлечения и заполнения пустоты души. Книга сегодня самый "взрослый" инструмент воздействия на человеческую душу, самый сложный и многогранный, заставляющий читателя соучаствовать, со-трудничать в создании Образа. Книга была и остаётся самым развивающим и утончающим душу произведением человеческого таланта, дарованного Богом для совершенствования в Любви. Конечно, от автора зависит питает ли он свой талант Светом Неба или взращивает его на "гумусе" преисподних страстей.
Станислав Куняев
Священное Писание начинается с великих слов: "Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Богом".
А Слово в те времена, обязательно, воплощалось в каменную, глиняную и пергаментную печать. Мировая литература за несколько тысячелетий включила в себя высшую степень человеческой культуры. Все народы мира прошли через этап создания книги. В прошлом каждый из этих народов создал величайшие произведения: Шекспир, Гете, Дикенс, Флобер... Или вспомним высочайшую греческую и римскую литературу и, конечно же, библейскую историю, которая связана с книгой, связана с пергаментом и буквами. Священное Писание рассказывали устно, а потом оно перешло в книгу. Это намоленное величие сейчас бездушно и легкомысленно растрачивается человечеством.
В наши дни, быть может, последним оплотом книжной культуры является русская литература XIX века. Она последняя вошла в литературу мировых народов. Сегодня мы живем в эпоху глобализации, в эпоху власти денег. У французов есть пословица: "Франция это личность". Так вот, сейчас происходит стирание признаков личности, и мы видим подобие масок, похожих одна на другую. Но пока существует Россия, пока у нее есть шансы на возрождение, я думаю, что в мировом масштабе этого удастся избежать. По крайней мере, до Второго Пришествия.
Ольга Куликовская-Романова
Изменилась сама жизнь по сравнению с прошлыми веками, что нашло отражение и в книгах. Произошла десакрализация жизни: высокое принижено, а на его место поставлено низменное. Обесценивается не только интеллектуальная, но и массовая книга, ее престиж падает, появляются электронные "буки", книга вытесняется интернетом, кино, телевидением. Продолжается вселенский эксперимент по оболваниванию человека. В результате упадка веры (у нас в Канаде, например, христианские церкви закрываются) религиозная книга на Западе потеряла широкого читателя. Это приводит к утрате массового интереса к высокой художественной литературе. К примеру, тиражи классики и литературных журналов на Западе мизерны. Это и есть "опрощение" жизни, ее десакрализация, которая, по закону энтропии, приводит к упадку и смерти самого общества.
Слава Богу, в России, во многом благодаря усилиям Русской Православной Церкви, положение пока иное. Классическая и духовная литература продолжает сохранять свое великое значение. Среди моих знакомых есть немало православных писателей и издателей, журналистов. Именно они противостоят натиску массовой "дурной" литературы, высоко держа планку Великой Русской Книги, чье значение и предназначение быть светочем для нашего народа неизменно и ныне, и присно, и навсегда.
Источник: Фома