ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Почему у Швеции не получилось

Сергей Белозерский :: 27 мая 2013

С чем у нас обычно ассоциируется Швеция? Карлсон, который живет на крыше, Нильс с дикими гусями, музыка группы АББА, северная природа, нейтралитет и неучастие в обеих мировых войнах – в общем, милое мирное место с готическими шпилями, черепичными крышами и голубями. Образец социального благоустройства – у нас еще в брежневские годы на кухнях с завистью говорили о "шведском социализме". Та самая "маленькая европейская страна", которая является пределом мечтаний для многих.

Этот пряничный образ рушится на глазах – по мере того, как приходят все новые сообщения о погромах, поджогах и бесчинствах, уже несколько дней творящихся в ряде районов шведской столицы. Молодежь в бедных, главным образом иммигрантских пригородах вновь поджигает автомобили, крушит здания и кидается камнями в полицейских. При этом лидеры иммигрантских общин обвиняют полицию в расизме.

Что же происходит? Нечто похожее наблюдалось во Франции, с массовыми поджогами автомобилей, и в Лондоне, когда молодежь занялась массовыми грабежами. Виноват ли тут радикальный Ислам? Желание свести все проблемы к одной понятно, но, в данном случае, похоже, Ислам не причем. Поджигатели не выдвигают никаких религиозных лозунгов, да и если вспомнить аналогичные лондонские беспорядки, в них отметились и чернокожие иммигранты, и гордые внуки саксов, а вот мусульман заметно не было.

Это расовый конфликт? Понаехавшие цветные дикари громят неосторожно приютившую их белую страну? Не совсем так – как и в Лондоне, среди безобразников есть и белые, и иммигранты из разных стран. Что же происходит? Из-за чего страдает Стокгольм, а еще раньше – Париж и Лондон? Что объединяет все эти случаи?

Реакция, по крайней мере, части политической элиты и СМИ – чем мы довели бедных молодых людей до жизни такой, что они громят и поджигают? Многие говорят о том, что в Швеции, де, вырос разрыв между богатыми и бедными, что бедным, особенно же иммигрантам, нелегко найти работу, и так далее. Это отражает определенный взгляд на реальность, иногда настолько глубоко укоренившийся, что о его основательности даже не задумываются – а разве может быть иначе? Этот взгляд сложился довольно давно, и нам он очень хорошо известен – бытие определяет сознание, поведение человека определяется средой, в которой он находится, исправьте несправедливые условия и вслед за этим исправятся люди. Помните, как у нас выводили нового человека – советского, и объявляли любое асоциальное поведение "родимыми пятнами прошлого"? Европейские левые – это, конечно, не КПСС, но некоторые элементы их мировоззрения совпадают. В частности, бытие определяет сознание, сначала хлеб – а нравственность потом, и так далее. Человеческая природа видится в рамках такого мировоззрения как в принципе способная меняться к лучшему – поставьте человека в условия, когда бедность не будет вынуждать его идти на преступление, и вы получите законопослушного гражданина. Этот взгляд восходит к французскому мыслителю эпохи просвещения Жан-Жаку Руссо, но его корни можно проследить еще глубже – у еретика V века Пелагия, который учил, что люди, в принципе, могут и должны вести праведную жизнь и обрести оправдание на Суде Божием без помощи благодати, только своими природными силами.

Этому взгляду противостоит христианское учение о первородном грехе – человеческая природа повреждена грехопадением, зло не навязывается человеку извне, но исходит "извнутрь, из сердца человеческого", не несправедливые социальные условия делают людей неправедными, но неправедные люди создают несправедливые условия.

Советский эксперимент (как и китайский) поставил на первую точку зрения, принес немало смертей и разрушений, нового человека так и не вывел – в общем, провалился. Гораздо более умеренный и благоразумный шведский эксперимент, казалось, показывал отличные результаты. Еще недавно в одной британской передаче, где воинствующий атеист спорил с пастором, атеист ссылался на Швецию – вот, люди отошли от религии, и ничего страшного с ними не происходит. На что пастор отвечал, что и Блудный Сын промотал отцовское наследие не в один день. Действительно, несмотря на наличие государственной лютеранской церкви, Швеция – довольно малорелигиозное общество. Которое при этом было (и пока остается) замечательно гуманным – высокий уровень социальных гарантий, мягкие наказания для престпников, имеющие целью, прежде всего, не воздать по заслугам, а помочь оступившемуся человеку, широко открытые двери для угнетенных и гонимых со всего мира – казалось, образ светлого будущего из песни Битлз "Вообрази".

Почему эксперимент не удался? Из-за, наверное, основной проблемы этого подхода – игнорирования греха.

Безгрешные люди с благодарностью принимали мы от общества помощь, и, не желая сидеть на шее у других, упорно трудились бы для общего блага. Если бы им случалось поступить неправильно, они бы охотно прислушивались к увещеваниям других и изменяли свое поведение. Они бы признавали свою ответственность за свою жизнь и поступки. Они бы уважали труд других и ни в коем случае не совершали бы бессмысленных актов вандализма.

Беда в том, однако, что люди грешны. Создайте социальное государство, в котором никто не будет лишен куска хлеба с маслом – и вы получите кучу нахлебников, которые предпочтут сидеть на шее у налогоплательщиков и при этом страшно негодовать на то, что другие живут богаче. Откройте ворота гонимым со всего мира – и вы получите, в добавок, жалобы на расизм принявшего их общества. Человек склонен лениться, увы. А также он склонен возлагать ответственность за то в своей жизни, чем он недоволен, на других.

В менее гуманном обществе, чем шведское, эти тенденции жестко обламываются – никто не даст тебе хлеба с маслом, прилагай усилия, находи хоть какую-то работу и усердно трудись. А твои жалобы на несправедливость мира никому не интересны, так что пробивайся как можешь, учись, работай, никто не собирается решать твои проблемы за тебя. Но шведский гуманизм (естественно, против своей воли) их поощряет – политика и пресса с готовностью объясняют: да, в том, что ты беден, виноват не ты, а общество, это не ты должен меняться, а общество обязано о тебе позаботиться. Даже если ты совершишь явное преступление – ты жертва обстоятельств и несправедливости окружающих.

Еще когда происходили лондонские грабежи, стало заметно, что Британия – чрезвычайно гуманное общество, где бережно относятся к человеческой жизни. В США, например, попытки людей из социально неблагополучных слоев заняться массовыми грабежами моментально приводят к стрельбе и трупам – хозяева лавок палят по грабителям, зная, что закон на их стороне, а потом и вовсе является национальная гвардия. Последние крупные беспорядки, имевшие место в 1992 году в Лос-Анжелесе, привели к десяткам смертей.

Швеция – тоже весьма гуманное общество. Трупов пока нет – и слава Богу. Но у этого гуманизма есть и обратная сторона – безобразники, ради забавы поджигающие машины и громящие магазины, не рискуют получить пули в живот. Они вообще едва ли чем рискуют. А если это не связано ни с каким реальным риском, то почему бы тогда и не безобразничать?

Так мягкость и гуманизм общества в конце концов достигают точки, когда извне ли, изнутри ли, являются новые варвары и говорят – "тут можно бесчинствовать практически безнаказанно? Отлично, давайте этим и займемся!"

Собственно, такие развитие событий предсказывал еще Достоевский: "Ведь глуп человек, глуп феноменально. То есть он хоть и вовсе не глуп, но уж зато неблагодарен так, что поискать другого, так не найти. Ведь я, например, нисколько не удивлюсь, если вдруг ни с того ни с сего среди всеобщего будущего благоразумия возникнет какой-нибудь джентльмен с неблагородной или, лучше сказать, с ретроградной и насмешливою физиономией, упрет руки в боки и скажет нам всем: а что, господа, не столкнуть ли нам все это благоразумие с одного разу, ногой, прахом, единственно с тою целью, чтоб все эти логарифмы отправились к черту и чтоб нам опять по своей глупой воле пожить!"

Когда кажется, что общество решило все проблемы, выясняется, что оно не решило одной – проблемы греха. Собственно, решить ее до Второго Пришествия не удасться, и любое общество должно исходить из реальности того, что люди – грешны. А также из еще некоторых, христианских по происхождению предпосылок – например, личной ответственности. Человек сам ответственен за свой выбор, и что объявлять преступнику, что ответственность за его преступление лежит на других людях, на обществе, на государстве – значит только более развращать и губить его.

Шведская модель всем хороша и глубоко привлекательна – у нее только один недостаток. Она не работает. Потому что исходит из ошибочной концепции человека.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама