ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Не биология, а идеология!

или Пара слов на скользкую тему

Виталий Каплан :: 27 мая 2013

Недавно я послушал на "Эхе Москвы" Юлию Латынину в ее авторской программе "Код доступа". Вообще, я слушаю ее с интересом: говорит Юлия Леонидовна сочно, ярко и местами даже по делу – хотя здравые мысли у нее настолько перемешаны с разнообразными "стрелками осциллографов" и сожженными Коперниками, что отделить зерна от плевел просто невозможно. Да и ненужно, по большому счету. Важно, что Латынина транслирует – и талантливо транслирует! – взгляды определенной части общества. Хотя определить эту часть одним словом непросто. "Либералы", "креативный класс" – не совсем то. "Западники" – несколько ближе к делу, хотя и не на сто процентов точно. Во всяком случае, я благодарен Юлии Леонидовне за то, что она оформляет в чеканные формулировки то, что носится в воздухе.

В тот раз Латынина говорила о своей статье "О вреде гомофобов и гей-активистов". Начав с фразы "не буду пересказывать статью", оставшиеся полчаса Юлия Леонидовна посвятила именно ее пересказу. Тезисы таковы: во-первых, гомосексуальное поведение свойственно множеству различных животных. Во-вторых, в разных человеческих культурах встречается самое разное отношение к гомосексуализму – от категорического запрета до поголовного приятия. В-третьих, ничего тут такого нет, гомосексуализм – это все равно что увлечение рыбалкой. Можно на рыбалку ходить, можно не ходить, рыболов ничем не лучше и не хуже рыбофоба.

Юлия Леонидовна умудрилось сразу наступить на мозоли всем: и гомофобам, и ЛГБТ-активистам. Аргументы использовала "от науки" – заметив предварительно, что по теме гомосексуализма существует масса противоречащих друг другу исследований и что каждая сторона привлекает одни источники, игнорируя другие. Почему источники Юлии Леонидовны при этом авторитетнее других – вопрос интересный, но не самый главный.

А самое главное – ее тезис, что уровень гомосексуальности в данном конкретном обществе зависит от принятых в этом обществе традиций, от культуры, идеологии. Примеров она привела массу, и выглядят они вполне убедительно. Вопрос лишь в том, как к этому относиться? Сама Латынина считает, что, конечно же, чем хуже в обществе отношение к гомосексуализму (и чем ниже, таким образом, его уровень) – тем хуже для идеалов цивилизации. Тут, конечно, она вспоминает Библию. Библия, дескать, учит, что Солнце вращается вокруг Земли, и учит, что содомитов надо побивать камнями. Несостоятельность первого давно очевидна, теперь пришло время совершить "великую копернианскую революцию" и отказаться от второго. То есть, по мысли Юлии Леонидовны, пора бы Церкви вычеркнуть содомию из числа смертных грехов.

Конечно, очень интересно было бы получить ссылку, где, в каком месте Библии говорится о том, что Солнце вращается вокруг Земли. Такого ведь нет – кроме того, что Господь Бог сотворил светила, большое для освещения днем и малое для освещения ночью, в Писании более ничего такого про солнце не говорится. Вопрос о вращении не ставится. Верно другое – католическая Церковь довольно долго, фактически до XVIII века, считала верной геоцентрическую систему мира, разработанную древнегреческим математиком и астрономом Птолемеем во II веке по Р.Х. Надо ли пояснять, что никаким христианином Птолемей не был и на Библии не основывался?

Впрочем, это так, в сторону. Вернемся к мысли о том, что уровень гомосексуальности в обществе определяется не биологией, а идеологией. Если эта мысль верная (а она, скорее всего, верная, поскольку биологическая природа человека всюду одна и та же, а вот уровень того самого действительно в разных культурах сильно различается), то можно сделать выводы, которые крайне не понравятся сторонникам Юлии Леонидовны.

Во-первых, законопроект о запрете пропаганды гомосексуализма оказывается вполне логичным. Если гомосексуализм – явление не столько биологическое, сколько культурно-социальное, то его уровень действительно можно снизить с помощью законов (конечно, если они реально будут исполняться). Противники закона утверждали, что он бессмысленный, ведь если кто по природе своей гомосексуал, то его уж никак от однополого секса не отвратить, а если кто гетеросексуал, то никак его таким сексом не привлечь. Теперь этот аргумент – уже не аргумент.

Во-вторых, если спор о гомосексуализме переносится из биологической плоскости в идеологическую, это сильно бьет по позиции сторонников гомосексуализма. Оказывается, что им на самом деле нужен не только сами "отношения", но и та идеология, в рамках которой они считаются ничем не хуже пресловутой рыбалки. Это означает, что отныне всякий содомит обязан быть либералом и демократом, а сторонники либеральных ценностей вынуждены будут смириться со связкой "либерализм-гомосексуализм". Вот просто обязаны принять в свои ряды весь этот радужный спектр. Думаю, для многих людей "западной ориентации" это станет неприятным сюрпризом.

В-третьих, оказывается, что очень многие гомосексуалисты на самом деле вовсе не были обречены стать таковыми в силу неумолимых законов природы. Значит, все дело в их свободной воле и они при желании могут избавиться от своего пристрастия. Не все (у кого-то оно действительно обусловлено биологически), но весьма многие. Аргумент "раз ты стал таким, значит, такова твоя судьба, так тебе на роду написано" уже не работает.

Собственно, весь вопрос – именно в тех ценностях, которыми живет человек. Спор о гомосексуализме – это частный случай более общего духовного спора. Спора между христианством и безбожным гуманизмом. Христианство говорит, что гомосексуализм – это тяжкий грех и что люди, вступающие в такие отношения, Царствия Божия не наследуют. Безбожный гуманизм говорит, что ни на какого Бога оглядываться не надо, Его нет, мерило всех вещей – сам человек, и если человеку хочется этого, то и пускай. Но человеку не только этого может хотеться – можно, например, пожелать жену ближнего своего, можно пожелать вола его и осла его, можно решиться убить ребенка во чреве матери... и всё это безбожный гуманизм позволяет, с одной лишь оговоркой: в рамках закона. А рамки эти постепенно сужаются.

Примирить эти два противоположных подхода невозможно. Нельзя быть вот тут христианином, а вон там – безбожным гуманистом. Но это не значит, что христиане и безбожники обречены воевать друг с другом до полного уничтожения одной из сторон. Идейная несовместимость не означает несовместимости социальной. Исторический опыт показывает, что быть христианином можно и в нехристианском обществе, причем вовсе необязательно это означает мученичество. Точно так же можно быть безбожным гуманистом в христианском обществе, причем вовсе не обязательно это означает репрессии. Мы – верующие и атеисты – любим пугать друг друга словами про инквизицию и про Бутовский полигон, но забываем, что между двумя этими полюсами есть огромные пространства. В христианском обществе может не быть инквизиции, в секулярном обществе может не быть гонений на веру. Поэтому вместо того, чтобы изливать друг на друга ненависть, надо искать компромиссы.

И вот тут, в поисках компромиссов по теме гомосексуализма, позиция христиан мне кажется гораздо более "договороспособной", нежели сторонников "западной ориентации" – при том, что именно христиан либеральная пресса чаще всего обвиняет в "гомофобии".

На что, по-моему, мы можем в этом вопросе пойти:

Во-первых, на то, что люди, вступающие в противоестественные, с нашей точки зрения, отношения не должны преследоваться законом. Мы не мечтаем о возвращении 121-й статьи УК СССР, а уж тем более тех жестоких казней, каким в средние века подвергали содомитов.

Во-вторых, на то, что в чужую постель нечего лезть, и пока гомосексуальные отношения являются частным делом людей, нас это не должно волновать. Поэтому мы согласны с тем, что содомиты не должны подвергаться не только уголовным преследованиям, но и общественному шельмованию, люстрациям, травле, издевательствам. Ни над кем нельзя издеваться.

В-третьих, нет никакой трагедии в том, чтобы законодательство дало возможность содомитам решать разные финансово-юридические вопросы, неизбежные при фактическом сожительстве. То есть – чтобы не платить высокие налоги при вступлении в наследство, чтобы иметь право посещать друг друга в больнице, чтобы на законных основаниях вести общее хозяйство, и так далее. От нас тут не убудет.

На все это мы можем пойти без всякого ущерба для нашего христианского мировоззрения. Но вот чем мы поступиться никак не можем – это нашими представлениями о семье и воспитании детей. Поэтому мы никогда не согласимся на гомосексуальные браки. Брак – это союз мужчины и женщины. Точка. Мы никогда не согласимся на то, чтобы гомосексуальную пару приравнять к обычной семье. Мы никогда не согласимся на то, чтобы гомосексуалисты брали на воспитание детей – потому что исходим тут из интересов детей, а не их гипотетических приемных родителей. Для нормального развития ребенку нужны мама и папа, а не две штуки пап и не две штуки мам. Иначе неизбежны серьезные личностные проблемы. Ну устроен так человек, что ему нужны мама и папа, а материнская любовь не то же самое, что отцовская, и нужно и то, и другое. Я уж не говорю о таких очевидных вещах, как невозможность для гомосексуалистов быть служителями Церкви. Просто потому, что не может в Церкви служить человек, который считает для себя неприемлемыми ее требования.

Но если посмотреть на позицию наших идейных противников – не увидим никаких уступок, на которые они были бы готовы пойти.

Им нужно сразу всё – и гомосексуальные браки, и усыновление детей однополыми парами, и священники-геи, и изучение гомосексуализма в школах, и, главное, запрет для нас высказывать свое негативное отношение к тому, что мы считаем грехом. Любой невосторженный образ мысли по поводу содомитов – для них явление того же порядка, что и недавнее гомофобское убийство в Волгограде. Им нужно, чтобы мы любили содомитов – на меньшее они несогласны.

Причем эти "они" – вовсе не обязательно сами гомосексуалисты. С половой ориентацией у них все может быть нормально. А вот с духовной...

Как же нам с Вами договориться, Юлия Леонидовна?

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама