Журналист Джакомо Галеацци в статье , опубликованной в "Ватикан инсайдер", пытается доказать, что папа Франциск поддерживает движение феминисток и высоко ценит роль женщин в Церкви, а патриарх Кирилл стоит на противоположной позиции. Так ли это на самом деле в специальном материале для Religare.ru размышляет публицист Виктор Малухин.
"Папа Франциск во время проповеди перед верующими, собравшимися на площади Святого Петра, напомнил... "первичную, фундаментальную роль женщин в церкви и в момент ее рождения, и в наше время".
"Патриарх Кирилл не видит ничего плохого в том, чтобы женщины занимались карьерой, политикой, бизнесом и многими другими вещами, "которыми сегодня в основном занимаются мужчины", однако считает, что должна быть правильная система приоритетов".
Не усматриваете ли вы в сопоставлении двух этих высказываний какого-либо богословского антагонизма? Нет?
А конфронтации социальных доктрин Католической и Русской Церквей? Неужели тоже не получается?
Ну тогда хотя бы внутреннего логического противоречия? Опять нет?
И даже как иллюстрация известного со времён Аристотеля принципа исключённого третьего не сгодится? Тогда это просто катастрофа.
Так, может быть, вам представляется, что одна из самых непростых и вызывающих множество кривотолков проблем современного мира получает должный диалектический объём восприятия и неискажённую перспективу её разрешения именно при условии сочетания двух таких внутренне взаимосвязанных подходов к ней? И в этом смысле оба высказывания с разных сторон только дополняют друг друг друга и тем самым рождают некий взвешенный смысловой синтез?
Но тогда о вас можно сказать только одно: вас зовут не Джакомо Галеацци и вы не пишете для респектабельного итальянского издания "Ватикан инсайдер". Ну, на худой конец, вы могли бы быть Мириам Элдер из английской "Гардиан", которая ограничилась тем, что без всякого полёта фантазии и с собственными лаконичными комментариями профессионально изложила главные тезисы выступления Святейшего Патриарха Кирилла на его недавней встрече в Москве с участницами "Союза православных женщин Украины".
Но для того, чтобы превратить это рядовое событие в сенсационный, хотя и всецело умозрительный сюжет, навязчиво намекающий на существование какой-то заочной полемики между Ватиканом и Москвой, о, для этого нужно быть Джакомо Галеацци, никак не меньше! Но подобное легче констатировать, чем осуществить, ибо никому больше в мире даже отдалённо похожая идея в голову почему-то не пришла.
И всё-таки позволим Джакомо Галеацци высказаться до конца.
О Папе Франциске: "Бенедикт XVI не раз давал высокую оценку таким женщинам, как св. Хильдегарда Бингенская, Дороти Дэй, Этти Хиллесум. Кажется, Папа Франциск, который в тюрьме для несовершеннолетних Казаль дель Мармо омыл ноги двум заключенным девушкам, тоже сделал важный шаг, хотя трудно ожидать, что Папа произведет революцию путем введения женского священства".
О Патриархе Кирилле: "Как подчеркнул Патриарх Кирилл, женщина в первую очередь "хранительница домашнего очага, центр в жизни семьи. Мужчина своим взором обращен вовне, он должен работать, зарабатывать деньги, а женщина всегда обращена внутрь, где ее дети, где дом. И если разрушается эта чрезвычайно важная функция женщины, то вслед за этим разрушается все и семья, и, если хотите, Родина...
Считаю очень опасным явление, которое называется феминизм, потому что феминистские организации провозглашают псевдосвободу женщин, которая в первую очередь должна проявляться вне брака и вне семьи. По его словам, в центре феминистской идеологии – не семья, не воспитание детей, а "иная функция женщин, которая нередко противопоставляется семейным ценностям", и не случайно, что большинство лидеров феминисток незамужние женщины".
Всякий верующий и при этом здравомыслящий и интеллектуально ответственный человек, если только он не преследует, подобно Джакомо Галеацци, каких-либо внешних для затронутой проблематики целей, с лёгким сердцем согласится как с Папой, так и Патриархом, ибо у них идёт речь о разных аспектах одного и того же явления.
При этом следует отдавать себе отчёт в том, что каждый из Предстоятелей говорит о том аспекте, который является актуальным для его Церкви. Автор статьи в "Ватикан инсайдер", надо отдать ему должное, хоть и предельно скупо, но всё же обмолвился об этом крайне существенном обстоятельстве: "Заявление Патриарха последовало за манифестацией группы "Femen" против российского Президента Путина".
Однако было бы непростительно упустить возможность обогатить до минимально приемлемого уровня представления синьора Галеацци о реалиях, в которых вынуждено существовать сегодня Русское Православие. Неодобрительно упоминаемое им заявление Патриарха Кирилла последовало не только после антипутинской акции группы "Femen" в Германии, но и после омерзительного кощунства, учинённого панк-лесби-группой "Pussy Riot" в Москве перед алтарём главного храма страны. А также после кампании "Femen" по демонстративному спиливанию православных Поклонных крестов по всей России.
Верующие католики не могут не сочувствовать в этой ситуации православным в России. Точно так же, как в России с неизменным возмущением реагируют на неоднократные попытки скандальной группировки "Femen" то обнажёнными по пояс протестовать "против женоненавистнической политики Ватикана", то сорвать Папскую проповедь непотребным эксгибиционистским беснованием с выкриками "Заткнись, гомофоб!". Сообщая об этих общеизвестных фактах исключительно для сведения синьора Галеацци, нисколько не сомневаюсь, что миллионы верных католиков солидаризировались бы в данном случае с позицией русского Патриарха.
И это служит самым лучшим подтверждением тезиса о единстве Православия и Католичества в их совместной защите традиционных христианских ценностей в современном обезбоженном и стремительно секуляризирующемся мире. Этот взгляд на существующее положение вещей, долг и служение людей Церкви разделяют как Москва, так и Ватикан.
А синьор Джакомо Галеацци разделяет исключительно собственные взгляды, когда уже в заголовке своей статьи настаивает на якобы имеющих место "разногласиях между Папой и Патриархом по вопросу о роли женщин". И в этом смысле "исключённым третьим" является, увы, он сам.