ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Прописка в воздушном замке

или К вопросу о цене вопроса

Виталий Каплан :: 30 мая 2013

своей недавней колонке Сергей Худиев задался вопросом: почему некоторые атеисты, отвергая бытие Божие, тем не менее, хотят забронировать себе место в раю? Точнее, хотят, чтобы христиане верили в то, что спасутся абсолютно все, включая атеистов, и возмущаются, когда христиане утверждают нечто иное. Ведь, казалось бы, если для тебя нет Бога, нет вечной жизни, нет ни рая, ни ада – зачем же тебе билет в этот придуманный рай? Зачем тебе прописка в том, что ты считаешь воздушным замком?

Сергея это удивляет – нелогично ведь. Меня – нисколько не удивляет. Просто здесь проблема не в логике, а в современном отношении к жизни.

Дело вот в чем: эти самые "некоторые атеисты" только называют себя атеистами, реально же они по мировоззренческим своим взглядам агностики, а по социально-политическим – антиклерикалы. То есть в Бога они не верят, но не потому, что мучительно выстрадали свое неверие, а просто потому, что им вся эта тема неинтересна. В повседневной своей жизни о Боге они вообще не задумываются, все их интересы сугубо земные, посюсторонние. Но при этом Церковь им не безразлична, к Церкви они относятся настороженно, потому что ожидают от нее всяческих неприятностей – от раздражающего капания на мозги до тюремного срока за "оскорбление религиозных чувств". Соответственно, будучи постоянно готовыми к разным церковным "подлянкам", они весьма эмоционально воспринимают высказывания любых представителей Церкви.

И когда Папа Римский недавно заявил, что Христос пострадал на кресте не только за христиан, но и вообще за всех людей, у них случился, как сейчас говорят, "разрыв шаблона". Благодаря безграмотной журналистской интерпретации они восприняли слова понтифика как утверждение, будто и атеисты тоже спасутся. Восхитились таким благомыслием: надо же, в кои-то веки сказали нам нечто приятное. Но потом выяснилось, что журналисты всё переврали и на самом деле никакое спасение атеистам не гарантировано – и тогда у них возникла обратная реакция: обида. Дали конфетку – и тут же забрали обратно.

Но почему они восприняли ошибочную подачу журналистов как конфетку? Только ли дело в том, что им понравился такой толерантный Папа? Думаю, подлинная причина глубже. Эти формально атеисты, а реально агностики все-таки где-то в глубине души допускают вероятность существования Бога. Пускай на один процент, на полпроцента, на тысячную долю – но допускают. А допуская бытие Божие, допускают и всё остальное, о чем говорит христианское вероучение – то есть что у человека есть душа, которая не умирает вместе с телом, а продолжает свое существование в каких-то иных планах бытия. Проще говоря, допускают рай и ад. И в ад им не хочется. Там, как они слышали, плохо. Там котлы и сковородки.

Рай им тоже не особо нужен, там скучно – лужайки, цветочки, ангелочки порхают и дудят в трубы, а праведники в белых хитонах играют на арфах, причем не рок и не джаз, а унылые псалмы. Зато нет котлов и сковородок.

Спасение они воспринимают именно как избавление от сковородок, пускай и в этом скучном дендрарии.

Но всё это, с их точки зрения, исчезающе малая вероятность.

А вероятность для нас, людей современных, практичных – очень важное понятие. Мы привыкли планировать свою жизнь, прикидывать вероятности разных событий и поступать соответственно. Журавля в небе нам не надо, а вот синицу в руки – обязательно, и заверните. Какой смысл подавать документы в престижный вуз, куда заведомо не поступишь? Выбери что-то реальное. Какой смысл надрываться на работе, где твой энтузиазм вряд ли заметят и оценят? Какой смысл вкладываться в проект, который вряд ли окупится в обозримом будущем?

Фактически, для нас маловероятное – синоним невозможного. О нем можно в свободное время помечтать, но ради него мы не станем напрягаться. Мы ведь очень ценим свое время и свои силы. Если дело обещает нам стопроцентный успех – то и вложимся на сто процентов. Если речь о вероятности в 50% – вложимся наполовину. А ради вероятности в один процент – потратим максимум один процент своих ресурсов. Разве не так? Жалко своего времени, своих умственных сил, физических, своего удобства... и если уж всем этим жертвовать, то наверняка. С гарантией.

И вот – изредка беспокоящие мысли о том, что будет после смерти. В ад, конечно, не хочется. Хочется как-то обезопасить себя от такой возможности. Но как? Известно как – креститься, молиться, поститься, а то и даже слушать радио "Радонеж". Если прикинуть цену вопроса, окажется, что очень уж от многого надо отказаться, во многом усложнить себе жизнь. Пересмотреть свои взгляды, свои отношения с людьми, свои поступки... Надо? С точки зрения всерьез верующего человека – конечно, надо. А с точки зрения тех, кто вероятность ада оценивает в один процент? Такие люди ведь прекрасно понимают, что вложиться им придется вовсе не на процент, а на целых двадцать... а то и пятьдесят... и как бы даже не семьдесят. Разумны ли такие траты ради устранения столь маловероятной угрозы? Не лучше ли рискнуть, если риск мизерный? Мы ж куда более рискуем, перебегая улицу на красный свет, или когда ленимся сходить к врачу из-за пустяковой, как нам кажется, болячки.

И – не вкладываются. Однако неприятные мысли никуда не делись, иногда они выскакивают. А вдруг – правда? А вдруг эти люди в черных рясах не только пургу несут? Вдруг – после смерти сковородка? Конечно, такие мысли быстро убегают, но со временем возвращаются. Они – не злобный волк, пожирающий заживо, а всего лишь надоедливый комар. В принципе, особо жить и не мешает...

И вдруг журналисты радуют: Папа, дескать, признал, что безбожники спасутся. Пустячок, а приятно. Избавились от комарика. Причем, что особо ценно, вообще на халяву. Даже не на процент вкладываясь – а на абсолютный ноль.

А потом – облом. Оказывается, комарик никуда не делся, снова вьется над ухом и звенит. Вот такое – обидно.

...Да, конечно, всё это лишь мои предположения. И в любом случае они относятся только к некоторым атеистам. Но все же этих некоторых, по-моему, не так уж мало.

Вот такой психологический механизм.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама